Групповые нарушения общественного порядка и массовых беспорядков

Организация и тактика пресечения групповых нарушений общественного порядка и массовых беспорядков

Групповые нарушения общественного порядка и массовых беспорядков

Групповые нарушения общественного порядка и массовые беспорядки представляют собой опасное преступление, угрожающее населению, проживающему в районах их возникновения, и основам конституционного строя государства.

Массовые беспорядки могут начинаться в отдельных населенных пунктах, областях, районах, на территории одного или нескольких учреждений. Они могут происходить одновременно или последовательно на различных территориях.

Для их пресечения используется личный состав ОВД, Росгвардия в пределах их компетенции на основе Конституции Российской Федерации, указов Президента Российской Федерации, Закона о полиции и других правовых актов.

Под массовыми беспорядками понимают правонарушения, в которых участвуют большое количество людей, совершающих погромы, поджоги, уничтожающих имущество граждан на значительной территории.

Возникновение агрессивно настроенной толпы может быть случайным или специально организованным обстоятельством подготовленным группой зачинщиков.

Массовые беспорядки следует отнести к чрезвычайным обстоятельствам, которые нарушают нормальное функционирование производственной и социальной сферы общества и могут вызвать общественный резонанс как внутри страны, так и за ее пределами.

Во время массовых беспорядков возможны поджоги баррикад из покрышек автомобилей, вооруженное сопротивление пред­ставителям власти, самосуд.

Групповые нарушения общественного порядка похожи на массовые беспорядки, но они более локальны, но времени не так продолжительны, не сопровождаются погромами и поджогами, направлены против общественного порядка. Часто возникают:

из-за неправильных действий администрации в местах массового отдыха и развлечений,

нарушений правил спортсменами и неадекватном судействе при проведении спортивных соревнований,

допуска на общественные мероприятия лиц в нетрезвом состоянии,

конфликтов с сотрудниками ОВД, грубо обращающихся с гражданами при незначительных правонарушениях.

Для предотвращения возникновения массовых беспорядков и групповых нарушений общественного порядка необходимо проводить профилактическую работу по выявлению и устранению условий, способствующих их возникновению.

Адекватно и быстро реагировать на информацию о хулиганских действиях, в целях предотвращения нарастания беспорядков.

Тактически грамотные действия подразделений полиции могут предотвратить начало массовых беспорядков, а при возникновении таковых, осуществить мероприятия по их пресечению с минимальным ущербом.

При возникновении массовых беспорядков необходимо незамедлительно сообщить о случившемся дежурному по ОВД. В докладе необходимо указать место и время возникновения конфликтной ситуации, количество участников, их возрастной и половой состав, отношение зевак к происходящему.

Руководство по пресечению массовых беспорядков возлагается на оперативный штаб, работа которого готовится заранее по разработанному типовому плану.

В плане предусматривается деление личного состава ОВД на группы в соответствии с решаемыми задачами, к которым относятся:

локализация мест массовых беспорядков;

установление и задержание организаторов массовых беспорядков и наиболее активных участников;

разделение и рассеивание толпы;

ликвидация последствий массовых беспорядков;

проведение следственных действий в целях привлечения к ответственности зачинщиков массовых беспорядков.

Для сбора информации создается группа оперативного информирования из сотрудников ОВД. В их распоряжение выделяют автотранспорт, возможно патрульные вертолеты. Для получения доказательной базы необходимо использовать средства фото- и видеофиксации, с привлечением соответствующих специалистов.

В соответствии со ст. 16 Закона о полиции предусмотрено проведение оцепления. С его помощью решается задача по локализации массовых беспорядков. В оцепление привлекаются части внутренних войск МВД России, патрульно-постовой службы (пешие и конные), ДПС ГИБДД, курсанты институтов МВД России. Для поддержки используют пожарные части, бронегруппы Росгвардии.

Для рассеивания толпы создается группа рассредоточения. Она формируется из спецподразделений Росгвардии. Для технической поддержки привлекают пожарные части, бронегруппы Росгвардии. Внутри этой группы создают группы специализации по применению спецсредств, изъятию из толпы зачинщиков, их конвоированию.

Применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия регламентируется Законом о полиции. Применение физической силы может проводиться индивидуально и в составе подразделения.

В составе подразделения (группы) сотрудник полиции применяет физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие в соответствии с федеральными законами, руководствуясь приказами и распоряжениями руководителя этого подразделения (группы).

На вооружении ОВД состоит карабин специальный КС-23 и его разновидности. Ом предназначен для отстрела:

травматических патронов с ушибающим поражающим элементом «Волна Р»;

вышибных патронов, предназначенных для разрушения преград, запирающих устройств и забрасывания в толпу специальной насадки с газовыми гранатами «Черемуха-6», «Черемуха-12», «Сирень-6» и «Сирень-12»;

патронов с газовыми гранатами «Черемуха-7» и «Сирень-7». Газовые гранаты, имеющие маркировку «Черемуха» снаряжены отравляющим веществом слезоточивого действия (лакриматор) СМ. Газовые гранаты, имеющие маркировку «Сирень» снаряжены отравляющим веществом смешанного действия (слезоточивого и раздражающего) CS.

По области применения они подразделяются на применяемые только на открытой местности и разрешенные к применению в помещениях определенного объема.

Например, граната «Черемуха-1» применяется только на открытой местности, так как она пожароопасна и создает облако с непереносимой концентрацией отравляющего вещества по фронту до 25 м и в глубину до 250 м.

Гранаты «Черемуха-12» и «Сирень-12» — гранаты повышенной мощности, к применению на открытой местности, создают облако отравляющего вещества с непереносимой концентрацией объемом 1000 мл. куб. Граната «Черемуха-6» разрешена к применению в помещениях объемом более 60 м куб. Граната «Сирень-6» разрешена к применению в помещениях объемом более 100 м. куб.

Фармакологическим препаратом для оказания помощи при поражении отравляющими веществами раздражающего действия служит фицилин, выпускаемый в ампулах по 2 мл из оранжевого стекла, с ватно-марлевой оплеткой.

Фицилин применяется в порядке само- и взаимопомощи, доврачебной и первой медицинской помощи при выра­женном раздражении слизистой глаз и верхних дыхательных путей.

Оказывает болеутоляющее действие на коньюктиву глаз, слизистую оболочку носоглотки и трахеи, нормализует деятельность центральной нервной, сердечнососудистой и дыхательной систем. Неблагоприятно­го действия на организм не оказывает.

На вооружении сил правопорядка в качестве специальных средств имеются различные газогенераторы. Например, отечественный аппарат ранцевый АР-16 «Облако». Он предназначен для распыления на открытой местности порошковых составов специального назначения.

Его принцип работы основан на вытеснении порошкового состава из 16 л резервуара давлением газа, создаваемого газогенератором. Давление в резервуаре до 15 атм, выбрасывается порошковый состав через гибкий рукав с раструбом и рычагом управления.

Дальность распространения облака с аэрозолем отравляющего вещества до 300 м работа с АР-16 «Облако» производится в средствах защиты органов дыхания (противогаз) и кожных покровов.

Па вооружении специальных подразделений состоит малогабаритное устройство для отстрела специальных боеприпасов «Авторучка». В комплект патронов к «Авторучке» входит красящий патрон, сна­ряженный красителем с лакриматором.

Данный патрон применяют для оставления видимых меток на зачинщиках беспорядков и выведения их из строя с помощью отравляющего вещества слезоточивого действия.

Светозвуковая граната «Заря» и «Пламя» используется для ослепления и оглушения террористов, удерживающих заложников, участников массовых беспорядков и т.п.

При применении данных спецсредств следует знать, что они опасны для здоровья и жизни людей при срабатывании на дистанции ближе 0,6 м от тела человека. Сотрудники, применяющие данные изделия, снаряжаются специальными шлемами и индивидуальными средствами защиты.

Рассеивание толпы может производиться с помощью водометов. Водометы могут снаряжаться не только водой, но и специальными жидкостями, имеющими условное название «лимонная корочка» или «апельсиновая корочка». Распыление данных жидкостей на уличное покрытие затрудняет передвижение людей, так как они резко снижают сцепление подошвы обуви с дорожным покрытием.

Для рассеивания толпы может использоваться специальный автомобиль, снабженный инфразвуковым излучателем, личный состав которого защищен звукоизоляцией. Низкочастотная инфразвуковая волна вызывает у человека подсознательный страх и стремление покинуть место ее действия. Видимо это связано с тем, что частота в 5 Гц близка к частоте колебаний сердца человека и возможно возникновение резонанса.

Применения специальных средств имеют ограничения, закрепленные законодательно, в инструкциях и наставлениях по их применению. Палками «ПР» не разрешается наносить человеку удары по голове, шее, ключичной области, животу, половым органам, в область проекции сердца. Водометы не применяются при температуре воздуха ниже О°С.

Стрельба резиновыми пулями из карабина КС-23 ведется с дистанции 40 м по конечностям. Решение на применение водометов и бронемашин принимает руководитель территориального ОВД, который обязан в течении 24 ч уведомить об этом прокурора.

Санкцию на применение газогенератора АР-16 «Облако» дает министр внутренних дел Российской Федерации.

После проведения мероприятий по локализации участников массовых беспорядков нежелательно сразу проведение специальных операции по рассредоточению толпы. Необходимо свести к минимуму ущерб при ликвидации беспорядков.

Перед началом операции по рассредоточению следует, используя громкоговорители, обратиться к собравшимся гражданам с призывом соблюдать правила поведения в общественных местах. Необходимо разъяснить собравшимся, что их действия носят противоправный характер и они могут быть привлечены к ответственности по закону.

Следует предупредить о возможном применении силы. Если после неоднократных законных требований сотрудников полиции собравшиеся не проявляют желания разойтись, то перед проведением силовой части операции собравшимся людям объявляют маршруты рассредоточения и безопасные пути эвакуации.

Эти маршруты и пути должны быть определены заранее, освобождены от припаркованных автомобилей, техники, принадлежащей силовым структурам и нарядов полиции.

Данные действия являются необходимыми для предотвращения паники и свалки, которые могут возникнуть из-за беспорядочного метания людей в поисках спасения в случае применения полицией силы и специальных средств.

Сотрудники, участвующие в силовом рассеивании толпы, должны получить инструкции по оказанию первой доврачебной помощи и знать адреса ближайших медицинских пунктов. В непосредственной близости от места прове­дения операции необходимо сосредоточить автомобили скорой медицинской помощи с медицинским персоналом. Дальнейшие действия должны быть активными, наступательными, вместе с тем необходимо стремиться к нанесению минимального физического, морального и материального вреда.

После завершения рассредоточения толпы для окончательной ликвидации массовых беспорядков территорию патрулируют уси­ленные наряды полиции и Росгвардии России. Возможно ограничение перемещения граждан с введением комендантского часа. Решением начальника ОВД личный состав может быть переведен на круглосуточное несение службы (по 12ч в день без выходных).

В пределах своих полномочий наряды полиции обеспечивают работу коммунальных служб и МЧС России по ликвидации последствий массовых беспорядков, эвакуируют пострадавших с оказанием им первой помощи, проводят работу со свидетелями и задерживают лиц, причастных к совершенным преступлениям.

С задержанными проводят следственные действия, привлекая фото- видеоматериалы, полученные от группы оперативного информирования.

Работа, оперативном штаба, после восстановления общественного порядка, должна проходить по следующим направлениям:

проведение объективного расследования преступления, с участием следователей следственного комитета;

выработка и принятие профилактических мер по предотвращению повторных массовых беспорядков;

информирование соответствующих органов исполнительной власти о случившемся;

создание условий для работы служб по оценке и устранению ущерба от массовых беспорядков;

проведение анализа действий сил правопорядка, для обобщения положительного опыта и выработке рекомендаций на исключение подобных ситуаций в будущем.

Полученные в результате анализа данные необходимо предоставить в вышестоящий ОВД, прокуратуру, органы исполнительной власти.

Па руководстве по предотвращению и пресечения групповых нарушений общественного порядка и массовых беспорядков лежит особая ответственность. Правильная координация взаимодействия привлеченных сил их грамотная расстановка определяет успех мероприятий по восстановлению правопорядка.

Таким образом, только тактически грамотные действия руководства и всех привлеченных сил могут обеспечить успех проведения операции по пресечению групповых нарушений общественного порядка и массовых беспорядков.

Дата добавления: 2020-11-18; просмотров: 20; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

:

Источник: https://poznayka.org/s54244t2.html

Пресечение массовых беспорядков и ликвидация их последствий (недопущение их рецидива) органами внутренних дел

Групповые нарушения общественного порядка и массовых беспорядков

Как правило, комплекс мероприятий на данном этапе реализуется в ходе проведения специальной операции по пресечению массовых беспорядков.

Традиционно, под специальной операцией по пресечению массовых беспорядков понимается комплекс разведывательных, оперативных, следственных, профилактических, административно-правовых и силовых мероприятий и действий, осуществляемых органами внутренних дел и иными привлекаемыми силами под руководством начальника оперативного штаба по единому плану, в целях пресечения массовых беспорядков[10].

Практика показывает, что проведение специальной операции по пресечению массовых беспорядков, как правило, включает в себя:

– оборону объектов возможного нападения, расположенных на территории возникновения массовых беспорядков;

– изоляцию толпы путем оцепления и блокирования территории с целью недопущения ее перемещения и увеличения за счет притока граждан;

– пресечение совершаемых толпой противоправных действий путем обращения соответствующего должностного лица с требованием прекратить правонарушения;

– пресечение противоправных действий путем применения в установленном законом порядке физической силы, специальных средств, а при необходимости огнестрельного оружия;

– пресечение противоправных действий организаторов, подстрекателей и активных участников массовых беспорядков путем их задержания;

– рассредоточение толпы путем ее расчленения на отдельные группы, вытеснение их в различных направлениях и дальнейшее рассеивание;

– усиление охраны общественного порядка на постделиктной территории путем патрулирования усиленными и мобильными группами.

Завершением этапа пресечения, следует считать прекращение совершения гражданами правонарушений, которые характеризуются как массовые беспорядки и соответственно прекращение использования органами внутренних дел массированного применения мер административного пресечения для восстановления общественного порядка и обеспечения общественной безопасности. Если в сложившейся ситуации возможно обеспечить охрану общественного порядка и безопасность применением мер административного предупреждения, то можно считать массовые беспорядки пресеченными.

Опыт показывает, что прекращение (пресечение) массовых беспорядков не предполагает обязательную нормализацию оперативной обстановки. В отдельных случаях ситуация остается напряженной с потенциальной возможностью их повторного возникновения.

Это может вызвать потребность проведения ряда предупредительных и профилактических мероприятий, направленных на окончательную нормализацию обстановки и недопущение повторного возникновения данного деликта.

С этого момента начинается новый этап деятельности органов внутренних дел – этап ликвидация их последствий.

На данном этапе деятельности органами внутренних дел для охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности должны организовываться и проводиться мероприятия, предусмотренные ранее приведенным комплексом на этапе предупреждения массовых беспорядков.

Завершение специальной операции по предупреждению и пресечению массовых беспорядков включает:

– сбор личного состава, проверку его наличия, оказание медицинской помощи пострадавшим;

– организацию оперативно-розыскных мероприятий по выявлению и задержанию организаторов и активных участников массовых беспорядков;

– подготовку обобщенной информации о результатах проведенной операции в органы государственной власти и управления, вышестоя­щий орган внутренних дел, прокуратуру;

– разработку мероприятий по недопущению повторения массовых беспорядков;

– разбор операции с анализом проведенных действий по предуп­реждению и пресечению, массовых беспорядков, выявление и устране­ние недостатков в этой работе.

Заключение

Массовые беспорядки, представляя собой крайнюю форму проявления обостренных общественных отношений и конфликтов, в настоящее время имеют устойчивую тенденцию роста и представляют серьезную опасность для общества, подрывают его устои, нарушают нормальную жизнедеятельность государства и его граждан, функционирования предприятий, учреждений и организаций.

Характерная особенность массовых беспорядков состоит в их политизации, и в том, что они могут быть спровоцированы экстремистки элементами и использованы ими в борьбе за власть.

На возникновение и развитие массовых беспорядков оказывают влияние следующие факторы: а) экономические и политические кризисы, снижение жизненного уровня населения, его резкое социальное и имущественное расслоение, увеличение разрыва между уровнем жизни различных групп и слоев населения, возникновение безработицы; б) развитие процессов сепаратизма, национализма и политического экстремизма; в) правовой нигилизм; низкий уровень воспитательной работы с молодежью; г) ухудшение экологической обстановки; д) общий рост преступности и плохая раскрываемость совершенных преступлений; е) недостатки в работе правоохранительных органов.

Массовые беспорядки, как правило, не возникают случайно и, следовательно, могут быть прогнозируемы. Для этого необходимо знать признаки, свидетельствующие о возможном их наступлении.

К таким признакам, в первую очередь, можно отнести: резкое нарастание негативных процессов в экономике, политике и социальной сфере; наличие конфликтов и эксцессов на национальной и религиозной почве; рост преступности; выход на арену экстремистки настроенных политических лидеров; наличие формирований, призывающих людей к неповиновению законным органам государственной власти и управления, правоохранительным структурам; распространение слухов, листовок, порочащих государственные органы и их представителей; дискредитацию правоохранительных органов; возникновение противоборствующих сторон, усиление напряженности между ними и т. д.

Не исключается возможность возникновения массовых беспорядков в результате нарушения законности и прав человека отдельными работниками органов внутренних дел как следствие халатно-преступного отношения к исполнению своих обязанностей или неуважительного отношения к гражданам.

Необходимо добиваться искоренения фактов нарушения законности и прав человека из практики органов внутренних дел, и соответственно добиваться повышения культуры общения работников правоохранительных органов с населением, что окажет немаловажную роль в снятии возникающих конфликтов населения с органами власти.

В случае возникновения массовых беспорядков на органы внутренних дел возлагается обязанность по их пресечению в начальной стадии, а при необходимости и с использованием специальных сил и средств органов внутренних дел и применением более решительных мер по недопущению насилия, погромов, поджогов, уничтожения имущества, применения огнестрельного оружия, взрывчатых веществ или взрывных устройств, а также оказания вооруженного сопротивления представителям власти.

Для успешного решения поставленных перед ОВД задач необходимо осуществление в органах внутренних дел ряда организационных мероприятий, среди которых основное внимание необходимо уделить: а) тщательной разработке и составлению планов действий личного состава ОВД в случае возникновения экстремальных ситуаций, вызванных массовыми беспорядками: б) обучению личного состава ОВД к действиям в экстремальных условиях, которое осуществляется регулярными тренировками и проведением оперативно-тактических учений с соответствующими вводными, а также психологической подготовкой всех сотрудников органов внутренних дел. в) использованию возможностей и авторитета религиозных деятелей мечети, духовенств, аксакалов, священнослужителей и других граждан, имеющих авторитет среди населения.

Итак, массовые беспорядки являются достаточно сложным социально-криминальным явлением, влекущим за собой значительные трагические последствия. Особенности их возникновения и протекания, безусловно, требуют тщательной предварительной подготовки сил и средств ОВД, а также дифференцированного подхода к выбору своевременно применяемых форм и методов их предупреждения и пресечения.

Список используемой литературы:

1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 года.

Источник: https://lektsii.org/15-26143.html

Что такое массовые беспорядки

Групповые нарушения общественного порядка и массовых беспорядков

Под массовыми беспорядками в уголовном праве подразумеваются совершаемые многочисленными группами людей действия, посягающие на общественную безопасность, которые включают насилие над людьми, погромы, поджоги и другие способы уничтожения имущества, использование оружия разных видов, сопротивление (в т. ч. вооружённое) властям. Объект преступления в данном случае – общественная безопасность. Однако это не единственный объект посягательств при данном преступлении.

Объективная сторона состоит в:

  • организации беспорядков;
  • прямом личном участии в этих коллективных действиях;
  • призывах активно сопротивляться требованиям, устанавливаемым властями, если такие требования законны, и к совершению беспорядков в массовом масштабе и насилия в отношении граждан, их имущества и имущества государства.

Организация состоит в совершении организатором действий, которые направлены на объединение массы людей либо управление толпой в целях совершения насильственных действий, поджогов, погромов, уничтожения имущества, применения любых видов оружия, сопротивления властям (в т. ч. с применением оружия).

Организация допускает использование самых разных способов: обращённые к толпе высказывания, формирование групп для возбуждения беспорядков и др. Субъект такого преступления согласно УК РФ – вменяемое 16-летнее лицо. В качестве субъективной стороны выступает прямой умысел организатора, участников и лиц, выражающих призывы к сопротивлению представителям власти, беспорядкам, насилию.

Статья 212 УК РФ. Массовые беспорядки

Эта статья указывает, что организация таких действий при условии, что они включают насилие над людьми и имуществом, погромы, поджоги, использование оружия, относящегося к огнестрельному, ВУ и ВВ, и сопротивление представителю государственной власти с задействованием оружия, предусматривает наказание в виде лишения свободы (от 4 до 10 лет).

Противозаконным деяниям значительной массы людей обычно свойственны агрессивность, сильное взаимное влияние, эмоциональный накал, повышение активности преступников (использующих такие ситуации в своих целях).

Главный объект данного преступления – общественная безопасность. Также выделяются дополнительные объекты – жизнь и здоровье граждан, собственность частная и государственная.

Мотивами такого преступления могут выступать озлобленность какими-либо действиями властей, вражда на религиозной либо национальной почве либо корысть (в ходе беспорядков часто раскрадываются магазины, жилища, склады и др. объекты).

В российском УК предусматривается наказание за организацию массовых беспорядков, личное участие, призывы к организации и участию и к сопротивлению представителям государственной власти.

Обращения, призывающие осуществлять активное неповиновение представителям власти, выдвигающим законные требования, участвовать в массовых беспорядках, совершать насилие в отношении граждан, также влекут ответственность согласно УК РФ.

Проявлением таких действий является агитация, которая направлена на формирование недовольства и возбуждение агрессии у не определённого чётко круга лиц. Способами выражения таких призывов являются высказывания идей, которые являются противоправными и агрессивными, во время собраний, создание и распространение информационных материалов с данными идеями.

Преимущественно данным призывам свойственна направленность против не определённых лиц, а тех или иных категорий населения (социальных, этнических, религиозных).

Лица, находившиеся в толпе, которые, однако, лично не совершали поджоги, погромы, насилие, не применяли оружие, не отвечают по ст. 212. Эти лица выступать лишь свидетелями на следствии и в суде.

Массовые беспорядки содержат значительную опасность. Общая причина данного явления – негативные настроения, имеющие массовый характер, неудовлетворённость каких-то притязаний многочисленных групп лиц. В качестве повода для данных действий выступает какая-либо провокация внешнего происхождения, которая связана с проявлениями общественной деятельности.

Причины и последствия

Возможные негативные результаты данного явления:

  • Остановка работы государственных органов.
  • Нарушения порядка, имеющие колоссальные масштабы.
  • Нарушение жизнедеятельности социума.
  • Вред здоровью граждан, убийства.
  • Значительный экономический ущерб для общества, государства, конкретных лиц.

Возможные причины массовых беспорядков:

  • Социально-экономические (дефицит продуктов питания, инфляция в катастрофических масштабах, массовая безработица).
  • Политические (произвол со стороны действующей власти, нарушение свобод, неудовлетворённость населения правительственной политикой).
  • Этнические (дискриминация национальных меньшинств либо же обратное явление – чрезмерное количество представителей не коренных и не преобладающих численно национальностей в разных областях общественной жизни).
  • Религиозные (конфликты разных конфессий).
  • Криминальные (“войны” преступных группировок за сферы влияния).
  • Иные (в частности, в течение последних лет весьма распространёнными стали акты экстремистских групп, антиглобалистские акции, столкновения футбольных “фанатов”).
  • Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему – позвоните прямо сейчас:
  • Федеральный номер –
  • Московская обл, г Москва –
  • Ленингр. обл, г Санкт-Петербург –
  • Это абсолютно бесплатно и быстро!

Источник: https://klevet.ru/statya-massovyye-besporyadke

Особенности обеспечения общественного порядка и общественной безопасности в условиях чрезвычайных обстоятельств

Групповые нарушения общественного порядка и массовых беспорядков

При возникновении массовых беспорядков и групповых нарушений общественного порядка руководители и личный состав органов и подразделений внутренних дел и внутренних войск руководствуются действующим законодательством Российской Федерации и соответствующими нормативными актами МВД России.

Чрезвычайные ситуации наступают при возникновении массовых беспорядков, стихийных бедствий, пожаров, крупных производственных аварий, катастроф, эпидемий, эпизоотий, ставящих под угрозу жизнь и здоровье населения и требующих введения аварийно-спасательных и восстановительных работ.

В этих условиях органы внутренних дел и внутренние войска МВД России во взаимодействии с органами безопасности организуют и осуществляют следующие специальные мероприятия:

– восстановление и поддержание установленного общественного порядка и безопасности дорожного движения, предупреждение и своевременное пресечение преступлений и иных противоправных действий;

– защиту населения, учет потерь, спасение людей и оказание необходимой помощи пострадавшим;

– охрану собственности, оставшейся без присмотра;

– оказание содействия в проведении аварийно-спасательных и восстановительных работ.

В МВД, УВД (ГУВД), УВДТ (ОВДТ) с целью обеспечения постоянной готовности личного состава к действиям при чрезвычайных ситуациях разрабатываются оперативные планы, которые утверждаются руководителем органа внутренних дел и согласовываются с соответствующими органами Государственного комитета Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

В планах предусматриваются:

– характеристика возможной обстановки на обслуживаемой территории в период возникновения чрезвычайных ситуаций;

– порядок приведения сил и средств органов внутренних дел, в том числе и приданных, в готовность к выполнению поставленных оперативно-служебных задач;

– перечень и последовательность неотложных действий начальника и дежурного органа внутренних дел при чрезвычайных ситуациях;

– расчет сил и средств, привлекаемых для осуществления мероприятий при чрезвычайных ситуациях, и их расстановку, виды служебных нарядов, специальных групп, их задачи и особые обязанности, состав резерва и порядок его использования;

– особые условия несения службы на территории (участке), где не обходимо сосредоточить усилия по охране общественного порядка и борьбе с преступностью, предупреждению хищений собственности;

– охрана важных объектов, перечень которых заранее согласовывается с местными органами государственной власти и управления;

– меры по обеспечению безопасности личного состава, несущего службу, эвакуации и спасения граждан, имущества, а также учета потерь населения;

– порядок оцепления опасных зон, развертывания заградительных постов и заслонов, контрольно-пропускных пунктов и патрульных групп для обеспечения установленного пропускного режима, безопасности дорожного движения;

– эвакуация из опасных зон задержанных и осужденных, оружия, боеприпасов, специальных средств, ценного имущества и служебных документов;

– взаимодействие с соседними органами внутренних дел, ГКЧС, органами федеральной безопасности, частями и соединениями Вооруженных Сил;

– порядок организации управления и связи;

– меры по пресечению ложных слухов и паники среди населения.

К плану прилагаются:

– карта, на которую наносятся: границы обслуживаемой территории, пункты дислокации органов внутренних дел, исправительно-трудовых учреждений, в том числе дислокация соединений и воинских частей внутренних войск и учебных заведений МВД России, пункты управления, АЭС, важные объекты народного хозяйства, районы возможных затоплений и аварий, дислокация сборных эвакопунктов, основные и запасные маршруты эвакуации;

– схема оповещения личного состава, расчет сил и средств, в том числе приданных, а также варианты их расстановки в раз личных ситуациях;

– схемы, планы, карты, графики, картотеки неотложных действий, образцы пропусков для транспорта и граждан, привлекаемых для ведения аварийно-спасательных и восстановительных работ.

При необходимости решением руководителя органа внутренних дел могут разрабатываться и другие документы исходя из местных условий и особенностей.

Начальник органа внутренних дел, получив информацию о возникновении или реальной угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций, обязан:

– провести оповещение и сбор личного состава по соответствующим планам и расчетам;

– оценить поступившие сведения о времени, месте, характере чрезвычайных ситуаций, масштабах наступивших последствий, наличии жертв и количестве пострадавших, осложнении оперативной обстановки, степени угрозы населению, органу внутренних дел и на этой основе принять соответствующее решение о введении в действие оперативного плана, отдать необходимые распоряжения дежурному, руководителям служб и подразделений, направить на место чрезвычайных обстоятельств оперативные группы;

– при необходимости выехать лично для проведения рекогносцировки и уточнения ситуации;

– проинформировать вышестоящий орган внутренних дел, соответствующие органы государственной власти и управления, органы федеральной безопасности, прокуратуры, органы ГКЧС;

– организовать получение постоянной информации от метеорологической, гидрологической, сейсмической, медицинской, санитарно-эпидемиологической и других служб с целью прогнозирования изменений в обстановке и своевременного принятия решений по использованию сил и средств защиты личного состава и населения, при необходимости проводить разведку в районе чрезвычайного обстоятельства;

– установить время и порядок следования сил и средств в районы осложнения обстановки, осуществления связи, обмена информацией;

– организовать работу оперативного штаба, пунктов управления, определить численность и состав оперативного резерва;

– проверить готовность личного состава, технических и специальных средств к действиям в условиях чрезвычайных обстоятельств, организовать проведение инструктажей личного состава но выполнению поставленных задач;

– постоянно контролировать работу оперативного штаба, заслушивать руководителей служб и подразделений, специальных групп, ставить задачи на последующий период;

– осуществлять взаимодействие с соседними горрайлинорганами, органами государственной власти и управления, органами ГКЧС, органами федеральной безопасности, воинскими частями внутренних войск и Вооруженных Сил;

– принимать решения по реагированию на изменение оперативной обстановки.

Начальник органа внутренних дел по мере нормализации обстановки должен:

– осуществить отвод сил и средств в места их постоянной дислокации, организовать постепенный перевод личного состава на повседневный режим несения службы;

– обеспечить правопорядок и организовать оказание содействия в возвращении эвакуированных граждан на постоянное место жительства;

– подвести итоги действий личного состава и приданных сил в условиях чрезвычайных обстоятельств, при необходимости откорректировать оперативные планы с учетом опыта и выявленных недостатков;

– направить в вышестоящий орган внутренних дел донесение о завершении операции по ликвидации последствий чрезвычайных обстоятельств.

Неотложные действия патрульно-постовых нарядов при чрезвычайных ситуациях

При пожаре:

– немедленно сообщить в ближайшую пожарную часть, дежурному по ОП и оповестить при необходимости население, организовать тушение пожара, спасение людей и имущества;

– принять меры к установлению причин возникновения пожара, охране места происшествия и задержанию подозреваемых, установлению свидетелей, очевидцев;

– при наличии пострадавших вызвать медицинскую помощь или направить их в лечебные учреждения; не допускать в горящие здания никого, кроме лиц, привлеченных к ликвидации пожара.

При обнаружении неразорвавшихся авиабомб, снарядов, мин, взрывчатых веществ, а также радиоактивных, химических и других предметов, представляющих опасность для населения:

– доложить о происшествии дежурному и принять меры к оцеплению опасной зоны, недопущению в нее людей и транспорта;

– организовать вызов к месту происшествия аварийных или специальных служб, содействовать в эвакуации и спасении людей.

При возникновении крушений, катастроф и аварий:

– доложить о случившемся дежурному, должностным лицам;

– принять меры к спасению людей, имущества, оказанию помощи пострадавшим и направлению их в лечебные учреждения;

– организовать тушение пожара;

– не допускать посторонних к месту происшествия, кроме лиц, привлеченных к ликвидации его последствий;

– обеспечить охрану места происшествия до прибытия лиц, назначенных для расследования;

– в необходимых случаях организовать привлечение населения, транспорта и других средств для ликвидации последствий чрезвычайного происшествия.

При наводнении, паводке:

– доложить дежурному и запросить решение, оповестить должностных лиц и население об угрозе затопления;

– принять меры к спасению людей и имущества, при необходимости организовать эвакуацию населения (в первую очередь детей, женщин, престарелых и больных) и имущества, оказать помощь пострадавшим;

– обеспечить порядок при переправе населения из затопляемых районов; организовать охрану имущества, оставшегося без присмотра.

При эпидемиях и эпизоотиях:

– оповестить должностных лиц медицинских учреждений и дежурного о фактах заболевания;

– соблюдая меры личной безопасности, обеспечить ограничение передвижения людей, транспорта и прогона скота в зараженную зону;

– организовать охрану источников водоснабжения, очагов возможного заражения; обеспечить общественный порядок в местах скопления людей.

При землетрясении:

– выяснить обстановку, установить связь с дежурным, другими нарядами и работниками полиции;

– обозначить места, опасные для движения транспорта и пешеходов;

– принять меры к спасению людей и имущества, оказанию помощи пострадавшим и направлению их в пункты медицинской помощи, а также к локализации и ликвидации пожара.

Во время метелей, ураганов и снежных заносов:

– доложить обстановку дежурному, усилить наблюдение за движением транспорта и пешеходов, предупреждать водителей и граждан об опасности и необходимых мерах предосторожности;

– оказать помощь пострадавшим, находящимся в беспомощном состоянии содействовать в мобилизации трудоспособного населения и транспортных средств для расчистки улиц, дорог и занесенных домов.



Источник: https://infopedia.su/17x5bad.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.