Грубым нарушением служебной дисциплины является

Вопрос №4. Дисциплина труда

Грубым нарушением служебной дисциплины является

Дисциплина труда – это установленный порядок труда в организации. В ТК РФ дисциплине труда посвящены главы 29 и 30.

Служебная дисциплина в органах внутренних дел означает соблюдение сотрудниками органов внутренних дел установленных законодательством Российской Федерации, Присягой, дисциплинарным уставом органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденным Президентом Российской Федерации, контрактом о службе, а также приказами Министра внутренних дел Российской Федерации, прямых начальников порядка и правил при выполнении возложенных на них обязанностей и осуществлении имеющихся у них правомочий.

С понятием дисциплины труда тесно связано понятие дисциплинарной ответственности, т.е. юридической ответственности работника за совершение дисциплинарного проступка.

Дисциплинарный проступок – это противоправное виновное нарушение работником дисциплины труда.

Так, например, к дисциплинарным проступкам можно отнести: опоздание без уважительных причин; прогул (отсутствие на рабочем месте без уважительных причин более 4 часов подряд); отказ от выполнения трудовых обязанностей без уважительных причин; появление на рабочем месте в состоянии алкогольного опьянения и др.

За совершение дисциплинарных проступков на основании ТК РФ к работнику могут быть применены следующие виды дисциплинарных взысканий (ст.192 ТК РФ):

– замечание;

– выговор;

– увольнение. Увольнение может быть применено за неоднократное нарушение трудовой дисциплины или за однократное грубое нарушение (прогул; разглашение государственной или служебной тайны; появление на рабочем месте в состоянии алкогольного или наркотического опьянения и др.)

Данные виды дисциплинарных взысканий являются общими, указаны в ТК РФ и применяются к любой категории работников.

Помимо общей дисциплинарной ответственности существует специальная дисциплинарная ответственность, которая применяется к определенным категориям работников, указанных в специальных нормативных актах.

Например, в соответствии с законом «О службе в органах внутренних дел РФ » помимо общих взысканий существует такое взыскание как предупреждение о неполном должностном соответствии; сотрудники ОВД РФ могут быть переведен на нижестоящую должность и т.д.

Рассмотрим более детально вопрос о дисциплинарной ответственности сотрудников органов внутренних дел.

Служебная дисциплина – соблюдение сотрудником органов внутренних дел установленных законодательством Российской Федерации, Присягой сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации, дисциплинарным уставом органов внутренних дел Российской Федерации, контрактом, приказами и распоряжениями руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, приказами и распоряжениями прямых и непосредственных руководителей (начальников) порядка и правил выполнения служебных обязанностей и реализации предоставленных прав.

Служебной дисциплине посвящена седьмая глава ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации»

Грубыми нарушениями служебной дисциплины являются:

Грубым нарушением служебной дисциплины сотрудником органов внутренних дел является:

1) несоблюдение сотрудником ограничений и запретов, установленных законодательством Российской Федерации;

2) отсутствие сотрудника по месту службы без уважительных причин более четырех часов подряд в течение установленного служебного времени (прогул);

3) нахождение сотрудника на службе в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения либо отказ сотрудника от медицинского освидетельствования на состояние опьянения;

4) совершение сотрудником виновного действия (бездействия), повлекшего за собой нарушение прав и свобод человека и гражданина, возникновение угрозы жизни и (или) здоровью людей, создание помех в работе или приостановление деятельности федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа, подразделения либо причинение иного существенного вреда гражданам и организациям, если это не влечет за собой уголовную ответственность;

5) разглашение сотрудником сведений, составляющих государственную и иную охраняемую законом тайну, конфиденциальной информации (служебной тайны), ставших ему известными в связи с выполнением служебных обязанностей, если это не влечет за собой уголовную ответственность;

6) небрежное хранение сотрудником вверенных для служебного пользования оружия и патронов к нему, повлекшее его (их) утрату, если это не влечет за собой уголовную ответственность;

7) отказ или уклонение сотрудника от прохождения медицинского освидетельствования (обследования) в случаях, если обязательность его прохождения установлена законодательством Российской Федерации;

8) неявка сотрудника без уважительной причины на заседание аттестационной комиссии для прохождения аттестации;

9) умышленное уничтожение или повреждение сотрудником имущества, находящегося в оперативном управлении федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа или подразделения, повлекшие причинение существенного ущерба, если это не влечет за собой уголовную ответственность;

10) нарушение сотрудником требований охраны профессиональной служебной деятельности (охраны труда) при условии, что это нарушение повлекло за собой тяжкие последствия (несчастный случай на службе, пожар, аварию, катастрофу) либо заведомо создало реальную угрозу наступления таких последствий, если это не влечет за собой уголовную ответственность;

11) совершение сотрудником, непосредственно обслуживающим денежные или товарные ценности, виновных действий, если эти действия дают основание для утраты доверия к нему руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченного руководителя;

12) принятие сотрудником необоснованного решения, повлекшего за собой нарушение сохранности имущества, находящегося в оперативном управлении федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа или подразделения, неправомерное его использование или иное нанесение ущерба такому имуществу;

13) непредставление сотрудником сведений (представление заведомо недостоверных или неполных сведений) о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей;

14) сокрытие сотрудником фактов обращения к нему каких-либо лиц в целях склонения его к совершению коррупционного правонарушения;

15) публичные высказывания, суждения и оценки, в том числе в средствах массовой информации, в отношении деятельности государственных органов, их руководителей, в том числе в отношении федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа, подразделения, если это не входит в служебные обязанности сотрудника.

За нарушение служебной дисциплины на сотрудников органов внутренних дел могут налагаться следующие виды взысканий:

– замечание;

– выговор;

– строгий выговор;

– предупреждение о неполном служебном соответствии;

– перевод на нижестоящую должность в органах внутренних дел;

– увольнение со службы в органах внутренних дел.

В образовательных учреждениях высшего профессионального образования федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел на курсантов, слушателей наряду с вышеуказанными дисциплинарными взысканиями могут налагаться следующие дисциплинарные взыскания:

– назначение вне очереди в наряд (за исключением назначения в наряд по обеспечению охраны подразделения);

– лишение очередного увольнения из расположения образовательного учреждения;

– отчисление из образовательного учреждения.

Существует определенный порядок применения дисциплинарных взысканий. До применения дисциплинарного взыскания с работника (сотрудника) должно быть истребовано письменное объяснение. В случае отказа работника (сотрудника) дать объяснение составляется акт, а сам отказ не является препятствием для применения взыскания.

Перед наложением дисциплинарного взыскания по решению руководителя может быть проведена служебная проверка (ст.52 ФЗ «О службе в ОВД РФ».). Служебная проверка проводится с целью выявления причин, характера и обстоятельств совершенного сотрудником органов внутренних дел дисциплинарного проступка.

При проведении служебной проверки в отношении сотрудника органов внутренних дел должны быть приняты меры по объективному и всестороннему установлению:

1) фактов и обстоятельств совершения сотрудником дисциплинарного проступка;

2) вины сотрудника;

3) причин и условий, способствовавших совершению сотрудником дисциплинарного проступка;

4) характера и размера вреда, причиненного сотрудником в результате совершения дисциплинарного проступка;

5) наличия или отсутствия обстоятельств, препятствующих прохождению сотрудником службы в органах внутренних дел.

Служебная проверка должна быть завершена не позднее чем через один месяц со дня принятия решения о ее проведении. В указанный срок не включаются периоды временной нетрудоспособности сотрудника органов внутренних дел, в отношении которого проводится служебная проверка, нахождения его в отпуске или в командировке, а также время отсутствия сотрудника на службе по иным уважительным причинам.

Результаты служебной проверки представляются руководителю, принявшим решение о проведении служебной проверки, в письменной форме в виде заключения не позднее чем через три дня со дня завершения проверки. Указанное заключение утверждается руководителем не позднее чем через пять дней со дня представления заключения.

Дисциплинарное взыскание должно быть наложено не позднее чем через две недели со дня, когда прямому руководителю (начальнику) или непосредственному руководителю (начальнику) стало известно о совершении сотрудником органов внутренних дел дисциплинарного проступка, а в случае проведения служебной проверки или возбуждения уголовного дела – не позднее чем через один месяц со дня утверждения заключения по результатам служебной проверки или вынесения окончательного решения по уголовному делу. Дисциплинарное взыскание не может быть наложено на сотрудника органов внутренних дел по истечении шести месяцев со дня совершения дисциплинарного проступка, а по результатам ревизии или проверки финансово-хозяйственной деятельности – по истечении двух лет со дня совершения дисциплинарного проступка.

Дисциплинарное взыскание, наложенное на сотрудника органов внутренних дел приказом руководителя действительно в течение одного года со дня его наложения, а дисциплинарное взыскание, объявленное публично в устной форме, – в течение одного месяца со дня его наложения.

Помимо дисциплинарной ответственности трудовое законодательство предусмотрело и меры поощрения (ст.191 ТК РФ), которые применяются к работникам, добросовестно исполняющим свои обязанности. Поощрения могут быть 2 видов:

1. Морального характера (объявление благодарности; вручение почетной грамоты представление к наградам; присвоение почетных званий и т.д.).

2. Материального характера (премия, награждение ценным подарком и т.д.).

За добросовестное выполнение служебных обязанностей, достижение высоких результатов в служебной деятельности, а также за успешное выполнение задач повышенной сложности к сотруднику органов внутренних дел применяются следующие меры поощрения:

1) объявление благодарности;

2) выплата денежной премии;

3) награждение ценным подарком;

4) награждение почетной грамотой федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа или подразделения;

5) занесение фамилии сотрудника в книгу почета или на доску почета федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа или подразделения;

6) награждение ведомственными наградами;

7) досрочное присвоение очередного специального звания;

8) присвоение очередного специального звания на одну ступень выше специального звания, предусмотренного по замещаемой должности в органах внутренних дел;

9) награждение огнестрельным или холодным оружием.

В качестве меры поощрения может применяться досрочное снятие ранее наложенного на сотрудника органов внутренних дел дисциплинарного взыскания.

В образовательных учреждениях высшего профессионального образования федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел к курсанту, слушателю наряду с вышеуказанными мерами поощрения могут применяться следующие меры поощрения:

1) предоставление внеочередного увольнения из расположения образовательного учреждения;

2) установление именной стипендии.

Допускается применение к сотруднику органов внутренних дел одновременно нескольких мер поощрения.

За заслуги перед государством сотрудник органов внутренних дел может быть представлен к награждению государственной наградой Российской Федерации, поощрению Президентом Российской Федерации, Правительством Российской Федерации.

Источник: https://studopedia.su/17_78897_vopros--distsiplina-truda.html

Увольнение при нарушении служебной дисциплины

Грубым нарушением служебной дисциплины является

В соответствии со статьей 38 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации за нарушение служебной дисциплины на сотрудников могут налагаться следующие виды взысканий: замечание, выговор, строгий выговор, предупреждение о неполном служебном соответствии, понижение в должности, снижение в специальном звании на одну ступень, лишение нагрудного знака, увольнение.

Сотрудник может быть уволен со службы в связи с неоднократным нарушением служебной дисциплины при условии, что на него ранее наложено дисциплинарное взыскание в письменной форме и на момент повторного неисполнения им без уважительных причин должностных обязанностей оно не снято и не погашено.

П. обратился в суд с иском к УФСИН России по субъекту Российской Федерации о признании незаконными и об отмене заключения служебной проверки, приказов о привлечении его к дисциплинарной ответственности в виде увольнения со службы, восстановлении на службе в ранее занимаемой должности.

В обоснование требований П. указал, что проходил службу в должности начальника филиала федерального казенного учреждения УФСИН России по субъекту Российской Федерации.

Приказом ответчика от 28 августа 2013 года П. объявлен выговор за допущенные нарушения служебной дисциплины.

На основании приказов ответчика от 28 и 29 августа 2013 года П.

был привлечен к дисциплинарной ответственности в виде увольнения и уволен с занимаемой должности по пункту «о» статьи 58 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации (за неоднократное нарушение служебной дисциплины при наличии дисциплинарного взыскания, наложение которого осуществлено в письменной форме). По мнению П., при привлечении его к дисциплинарной ответственности ответчиком нарушен порядок применения дисциплинарного взыскания.

Решением районного суда в удовлетворении исковых требований П. отказано.

Судом установлено, что в ходе служебной проверки, проведенной учреждением УФСИН России по субъекту Российской Федерации в связи с поступлением 30 января 2013 года представления прокуратуры об устранении нарушений уголовно-исполнительного законодательства в деятельности филиала данного учреждения, были выявлены факты неисполнения П. указания руководителя учреждения УФСИН России по субъекту Российской Федерации.

14 февраля 2013 года на имя начальника учреждения УФСИН России по субъекту Российской Федерации поступил рапорт старшего инспектора филиала названного учреждения, в котором было указано, что 13 февраля 2013 года П. осуществил несанкционированное изъятие и вынос личных дел осужденных, за которыми он осуществляет контроль.

По факту несанкционированного выноса П. личных дел осужденных УФСИН России по субъекту Российской Федерации была проведена служебная проверка, в заключении по результатам которой были установлены обстоятельства неисполнения П.

должностных обязанностей и игнорирования требований приказа Министерства юстиции Российской Федерации от 20 мая 2009 года № 142 «Об утверждении Инструкции по организации исполнения наказаний и иных мер уголовно-правового характера без изоляции от общества». За нарушение П.

служебной дисциплины рекомендовано привлечь его к дисциплинарной ответственности после выхода на службу и рассмотреть вопрос о целесообразности дальнейшего прохождения им службы.

В период с февраля по август 2013 года П. не исполнял должностные обязанности в связи с временной нетрудоспособностью, приступил к их исполнению 24 августа 2013 года, и 26 августа 2013 года по указанному факту П. были даны объяснения.

Приказом УФСИН России по субъекту Российской Федерации от 28 августа 2013 года за нарушение служебной дисциплины, выразившееся в неисполнении указания руководителя учреждения УФСИН России по субъекту Российской Федерации и требований должностной инструкции, П. был привлечен к дисциплинарной ответственности в виде выговора.

Приказом УФСИН России по субъекту Российской Федерации от 28 августа 2013 года за допущенное 13 февраля 2013 года нарушение служебной дисциплины при исполнении наказаний в отношении осужденных без изоляции их от общества, неисполнение требований должностной инструкции, приказа Министерства юстиции  Российской Федерации от 20 мая 2009 года № 142 «Об утверждении инструкции по организации исполнения наказаний и иных мер уголовно-правового характера без изоляции от общества» П. привлечен к дисциплинарной ответственности в виде увольнения со службы из органов уголовно-исполнительной системы.

Приказом УФСИН России по субъекту Российской Федерации от 29 августа 2013 года П. уволен со службы из органов уголовно-исполнительной системы по пункту «о» части 1 статьи 58 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации (за неоднократное нарушение служебной дисциплины при наличии дисциплинарного взыскания, наложение которого осуществлено в письменной форме).

Отказывая в удовлетворении исковых требований П., суд первой инстанции исходил из того, что порядок привлечения истца к дисциплинарной ответственности ответчиком соблюден, увольнение П. произведено в соответствии с требованиями Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам краевого суда решение районного суда отменено в части отказа П. в удовлетворении исковых требований о признании незаконными приказов о привлечении к дисциплинарной ответственности, об увольнении со службы и о восстановлении на службе, принято новое решение об удовлетворении указанных требований.

Суд апелляционной инстанции признал незаконными приказы УФСИН России по субъекту Российской Федерации от 28 и 29 августа 2013 года и восстановил П. в занимаемой должности.

Отменяя решение суда первой инстанции в указанной части и принимая новое решение об удовлетворении указанных требований, суд апелляционной инстанции исходил из того, что оснований для увольнения П.

за неоднократное нарушение служебной дисциплины при наличии дисциплинарного взыскания у ответчика не имелось, поскольку на момент издания приказа УФСИН России по субъекту Российской Федерации от 28 августа 2013 года о привлечении П. к дисциплинарной ответственности в виде увольнения со службы и приказа УФСИН России по субъекту Российской Федерации от 29 августа 2013 г.

об увольнении его со службы по пункту «о» части 1 статьи 58 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации у П. не имелось неснятых и непогашенных дисциплинарных взысканий.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации признала приведенные выводы суда апелляционной инстанции основанными на неправильном применении норм материального права, указав следующее.

Дисциплинарное взыскание, наложенное на сотрудника органов внутренних дел приказом, считается снятым, если в течение года со дня его наложения этот сотрудник не будет подвергнут новому дисциплинарному взысканию (часть 15 статьи 39 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации).

Пунктом «о» части 1 статьи 58 названого положения установлено, что сотрудники органов внутренних дел могут быть уволены со службы за неоднократное нарушение служебной дисциплины при наличии дисциплинарного взыскания, наложение которого осуществлено в письменной форме.

Из содержания приведенных нормативных положений, в частности, следует, что сотрудник органов уголовно-исполнительной системы может быть уволен со службы в связи с неоднократным нарушением служебной дисциплины при условии, что к нему ранее было применено дисциплинарное взыскание и на момент повторного неисполнения им без уважительных причин должностных обязанностей оно не снято и не погашено.

Судом установлено, что П. 14 августа 2012 года привлечен к дисциплинарной ответственности в виде замечания за осуществление слабого контроля за работой подчиненных сотрудников, недобросовестное исполнение требований должностной инструкции.

13 февраля 2013 года имел место факт совершения П. дисциплинарного проступка в виде осуществления несанкционированного изъятия и выноса из служебного помещения личных дел осужденных.

В период с февраля по август 2013 года П. не исполнял должностные обязанности по причине временной нетрудоспособности. К исполнению должностных обязанностей П. приступил 24 августа 2013 года и 28 августа 2013 года был привлечен к дисциплинарной ответственности в виде увольнения со службы.

Исходя из норм права, регулирующих спорные отношения, и приведенных обстоятельств дела, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации указала, что суду апелляционной инстанции для правильного разрешения спора следовало установить юридически значимые обстоятельства, а именно, являлось ли ранее наложенное на истца дисциплинарное взыскание в виде замечания 14 августа 2012  года погашенным на момент повторного неисполнения П. без уважительных причин должностных обязанностей 13 февраля 2013 года.

Однако суд апелляционной инстанции в результате неправильного толкования норм материального права, регулирующих спорные отношения, эти обстоятельства при разрешении дела не устанавливал, не определил их в качестве юридически значимых для правильного разрешения спора, они не вошли в предмет доказывания по делу и, соответственно, не получили правовой оценки суда.

С учетом указанных обстоятельств Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации признала неправомерным вывод суда апелляционной инстанции об отсутствии у ответчика оснований для увольнения П.

по пункту «о» части 1 статьи 58 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации за неоднократное нарушение служебной дисциплины при наличии дисциплинарного взыскания, отменила апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам краевого суда и направила дело на новое апелляционное рассмотрение в суд апелляционной инстанции.

Источник: http://optlaw.baxz.ru/uvolnenie-pri-narushenii-sluzhebnoj-distsipliny/

Увольнение за грубое нарушение служебной дисциплины

Грубым нарушением служебной дисциплины является

1. нахождение сотрудника на службе в состоянии алкогольного, наркотического и (или) иного токсического опьянения

2. неявка без уважительных причин на заседание аттестационной комиссии для прохождения аттестации

https://www..com/watch{q}v=ytcreatorsru

3. нарушение сохранности имущества, неправомерное его использование или иное нанесение ущерба имуществу органа внутренних дел

4. отсутствие сотрудника по месту службы без уважительных причин более двух часов подряд в течение установленного рабочего времени

Приказ начальника может быть отдан

1. в письменной форме

3. посредством использования технических средств связи

4. через другого сотрудника

Подчиненный, не согласный с приказом начальника

1. исполняет приказ с последующим его обжалованием

2. не исполняет приказ

3. обжалует приказ

Об исполнении полученного приказа подчиненный обязан доложить

1. прямому начальнику, отдавшему приказ

2. своему непосредственному начальнику

3. никому не докладывать

За образцовое исполнение обязанностей и достигнутые высокие результаты в службе для сотрудников предусматриваются следующие виды поощрений

1. объявление благодарности

2. награждение нагрудным знаком

https://www..com/watch{q}v=upload

3. предоставление дополнительного отпуска

4. увеличение размера денежного довольствия

За нарушение служебной дисциплины на сотрудников НЕ могут налагаться следующие виды взысканий

1. строгий выговор

2. снижение в специальном звании на одну ступень

4. лишение очередного отпуска

Сотрудник подлежит увольнению в связи с утратой доверия в случае

1. представления заведомо недостоверных или неполных сведений о своих доходах

2. участия на платной основе в деятельности органа управления коммерческой организации, за исключением случаев, установленных федеральным законом

3. осуществления педагогической деятельности

Взыскания за коррупционные правонарушения применяются

1. не позднее одного месяца со дня поступления информации о совершении сотрудником коррупционного правонарушения

2. не позднее трех месяцев со дня поступления информации о совершении сотрудником коррупционного правонарушения

3. не позднее шести месяцев со дня поступления информации о совершении сотрудником коррупционного правонарушения

Копия акта о применении к сотруднику взыскания с указанием коррупционного правонарушения и нормативных правовых актов, положения которых им нарушены, вручается под расписку

1. в течение пяти дней со дня издания соответствующего акта

2. в течение десяти дней со дня издания соответствующего акта

3. в течение месяца со дня издания соответствующего акта

Дисциплинарная ответственность является одним из важных способов правового воздействия на сотрудников органов внутренних, цель которого — добиться надлежащего выполнения возложенных на них служебных обязанностей.

В соответствии со статьёй 47 Федерального закона от 30.11.2011 г.

№ 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты российской Федерации» (далее – «ФЗ № 342») под служебной дисциплиной понимается соблюдение сотрудником органов внутренних дел установленных законодательством Российской Федерации, Присягой сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации, дисциплинарным уставом органов внутренних дел Российской Федерации, контрактом, приказами и распоряжениями руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, приказами и распоряжениями прямых и непосредственных руководителей (начальников) порядка и правил выполнения служебных обязанностей и реализации предоставленных прав.

Напомним юридически закреплённое статьёй 49 ФЗ № 342 понятие нарушения служебной дисциплины (дисциплинарного проступка): это виновное действие (бездействие), выразившееся в нарушении сотрудником органов внутренних дел законодательства Российской Федерации, дисциплинарного устава органов внутренних дел Российской Федерации, должностного регламента (должностной инструкции), правил внутреннего служебного распорядка федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа или подразделения, либо в несоблюдении запретов и ограничений, связанных со службой в органах внутренних дел, и требований к служебному поведению, либо в неисполнении (ненадлежащем исполнении) обязательств, предусмотренных контрактом, служебных обязанностей, приказов и распоряжений прямых руководителей (начальников) и непосредственного руководителя (начальника) при выполнении основных обязанностей и реализации предоставленных прав (статья 49 Федерального закона № 342-ФЗ).

Безусловно, законодательство не содержит (и не может содержать) исчерпывающего перечня нарушений служебной дисциплины (дисциплинарных проступков), что вызвано многообразием круга служебных обязанностей сотрудников ОВД. Теоретически за любой дисциплинарный проступок уполномоченным руководителем может быть применено к виновному сотруднику дисциплинарное взыскание.

Однако руководителям при избрании вида дисциплинарного взыскания необходимо помнить, что оно должно соответствовать тяжести совершённого проступка и степени вины.

Так, статья 40 Дисциплинарного устава сотрудника ОВД РФ, утверждённого Указом Президента РФ от 14 октября 2012 года № 1377 (далее – «Дисциплинарный устав») прямо указывает, что должны быть приняты во внимание характер проступка, обстоятельства, при которых он был совершён, прежнее поведение сотрудника, признание им своей вины, его отношение к службе, знание правил её несения и другие обстоятельства.

Предлагаем ознакомиться:  Увольнение в связи с переездом в другой город

Тем не менее, из этих общих правил привлечения к дисциплинарной ответственности есть одно, очень существенное и важное для осознания сотрудниками, исключение: если присутствует признак «грубости» — руководитель совершенно не обязан брать в расчёт ранее имевшие место дисциплинарные взыскания сотрудника и гадать: если это будет всего лишь второе по счёту – то можно уволить или всё же «фактуры» маловато{q}

Длительный период времени, до кардинального изменения нормативной правовой базы деятельности органов внутренних дел, при определении, является ли нарушение служебной дисциплины грубым, можно было лишь руководствоваться аналогичными нормами трудового права.

https://www..com/watch{q}v=ytaboutru

В настоящее время частью 2 статьи 49 ФЗ № 342 (а ранее – частью 3 статьи 34 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации) предусмотрен исчерпывающий перечень грубых нарушений служебной дисциплины, и их достаточно много: целых 15.

Наряду с традиционными – такими, как нахождение на службе в состоянии алкогольного, наркотического и (или) иного токсического опьянения, или всем известный и понятный прогул – есть и такие грубые нарушения дисциплины, которые встречаются и выявляются достаточно редко, и дисциплинарные меры по ним применяются соответственно нечасто, а уж мера в виде увольнения из органов внутренних дел – и подавно.

К числу таких, пока мало «обкатанных», грубых нарушений относится, например, «совершение сотрудником виновного действия (бездействия), повлекшего за собой нарушение прав и свобод человека и гражданина, возникновение угрозы жизни и (или) здоровью людей, создание помех в работе или приостановление деятельности федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа, подразделения либо причинение иного существенного вреда гражданам и организациям, если это не влечёт за собой уголовную ответственность».

Однако практика правоприменения таких «непопулярных» формулировок уже начала складываться, о чём сотрудники должны знать и помнить. А особенно они должны помнить, что даже суд не будет «взвешивать» на весах Фемиды, сколько у провинившегося взысканий, или в его служебной биографии сплошь поощрения, и это первый крупный (он же грубый) «прокол». Почему{q} Давайте поищем ответ в нормах права.

На основании пункта 50 Дисциплинарного устава на сотрудника, допустившего грубое нарушение служебной дисциплины, может быть наложено любое дисциплинарное взыскание вплоть до увольнения со службы в органах внутренних дел, независимо от наличия или отсутствия у него дисциплинарных взысканий.

Проиллюстрировать данную норму права может реальный случай из «тюменской» судебной практики, связанный с увольнением сотрудников в связи с грубым нарушением служебной дисциплины.

08 апреля 2012 года, около 08 часов, сотрудники ГИБДД К.и Л. остановили для проверки автомашину под управлением М. У сотрудников ГИБДД возникло подозрение, что водитель М. находится в состоянии опьянения. Водитель М. прошёл тест на алкотестере, который показал отсутствие алкогольного опьянения. Сотрудники ГИБДД предложили водителю М.

проехать в наркологический диспансер для прохождения медицинского освидетельствования. Протокол о направлении на медицинское освидетельствование водителя М. сотрудники ГИБДД не составили. Сотрудники наркологического диспансера отказали в проведении медицинского освидетельствования водителя М. в связи с отсутствием протокола.

В этот же день водитель М обратился в ОРЧ СБ УМВД России по Тюменской области с заявлением о привлечении к уголовной ответственности сотрудников ГИБДД. Сотрудники ОРЧ СБ направили водителя на медицинского освидетельствование. Согласно медицинскому заключению у водителя М. было установлено состояние опьянения.

https://www..com/watch{q}v=ytpressru

В отношении сотрудников ГИБДД была проведена служебная проверка, в ходе которой достоверно подтверждено, что, выявив административное правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 12.8 КоАП РФ (управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения), совершённое водителем М.

Источник: https://grad-product.ru/uvolnenie-gruboe-narushenie-sluzhebnoy-distsipliny/

Нарушение служебной дисциплины сотрудниками органов внутренних дел: актуальность проблемы, причины и некоторые пути её решения

Грубым нарушением служебной дисциплины является

В истории России органы внутренних дел всегда занимали значительное место, в том числе и в системе органов государственной власти, оказывая заметное влияние на общественно-политическую ситуацию в стране. В этом отношении не является исключением и современный период развития российского общества.

Данная государственная структура находится под пристальным вниманием руководства страны, политических сил самого различного спектра, общественности и рядовых граждан.

Это объясняется, в первую очередь, функционально-целевым назначением органов внутренних дел, наличием у них широких полномочий по применению комплекса мер для конструирования систем общественной и личной безопасности и обеспечения их эффективного функционирования.

В связи с реформированием Министерства внутренних дел России и его территориальных органов, совершенствованием системы гарантий прав и основных свобод граждан, отмечается повышенное внимание государства и общества к вопросам правового статуса сотрудников органов внутренних дел, в том числе к повышенным требованиям, предъявляемым к служебной дисциплине сотрудников органов внутренних дел.

На проблему соблюдения служебной дисциплины было обращено и внимание Президента Российской Федерации, который потребовал от государственных и муниципальных служащих, чтобы они соотносили свои действия с установленными правилами поведения на службе, «…невыполнение данных правил должно влечь дисциплинарную ответственность, а в необходимых случаях административную или уголовную ответственность» [1]. В одном из своих выступлений Д.А. Медведев отметил, что «…значительная часть проблем, существующих и в Вооруженных силах и в правоохранительных органах, и в специальных службах, связана с падением дисциплины … Дисциплина – ключ к решению самых разных задач… Обратите внимание на дисциплину, потому что ею заниматься нужно всегда» [2].

Очевидно, что представление об органах правопорядка складывается в первую очередь на основе личного контакта с его сотрудниками. Поэтому очень важно, каким будет сотрудник органов внутренних дел (полиции). От этого во многом зависит и успех проводимой реформы МВД, в рамках которой особое внимание уделяется повышению профессиональных и личностных требований к кадровому составу.

Несмотря на принимаемые меры по профилактике, нарушения служебной дисциплины и законности в органах внутренних дел остаются еще на достаточно высоком уровне.

Ряд происшествий произошедших с участием и по вине сотрудников полиции вызвали большой общественный резонанс и резкий рост критики в их адрес, что способствует формированию негативного отношения граждан к органам внутренних дел, снижению эффективности принимаемых мер по укреплению доверия граждан к органам правопорядка.

Среди причин роста числа дисциплинарных проступков сотрудниками органов внутренних дел, ученые выделяют ряд факторов носящих «объективно-субъективный» характер, оказывающих отрицательное влияние на состояние служебной дисциплины как отдельно взятого сотрудника, так и всего подразделения в целом, к их числу относят [3,4].

  1. Детальную правовую регламентацию деятельности сотрудников, которая означает необходимость руководствоваться заранее предписаннымиправилами (например, служебными инструкциями, приказами ит, д.). С одной стороны, несоблюдение этих правил может препятствовать успешному выполнению служебных обязанностей и соблюдению принципа законности.

    С другой стороны, высокая жесткость реализуемых предписаний и необходимость их точного выполнения могут вызвать стремление действовать по шаблону, не вникая глубоко в содержание той или иной правовой нормы и способствовать, тем самым, возникновению проявлений профессиональной деформации.

  2. Наличие властных полномочий, которые предоставлены сотрудникам органов внутренних дел для того, чтобы они могли более полно реализовать свои должностные обязанности, направленные, в частности, на обеспечение безопасности, благо­получия и спокойствия граждан.

    К подобным властным полномочиям отно­сятся, например, возможность применения санкций принуждения, выясне­ние подробных обстоятельств личной жизни людей, ограничение свободы отдельных граждан, и даже применение силы.

    В результате у сотрудников, реализующих данные полномочия, может выработаться склонность к их чрезмерному и недостаточно обоснованному применению.

  3. Повышенную социальную и юридическую ответственность за ха­рактер и результаты своей деятельности, когда успехи могут оказываться незамеченными, но почти каждая ошибка становится объектом пристально­го внимания со стороны общественности и может быть наказуема законом.

  4. Психические и физические перегрузки.

    Психофизиологические перегрузки могут быть вызваны нестабиль­ным графиком работы, длительным лишением сна, резкими колебаниями вынужденной активности или, напротив, монотонностью деятельности и продолжительными дежурствами, а также работой в неудобное или сверх­урочное время.

    В таких условиях труда происходит перенасыщенность информацией или, наоборот, наступает сенсорная изоляция. В результате организм не успевает адаптироваться к быстро изменяющимся условиям несения службы, что снижает продуктивность деятельности, повышает ве­роятность травматизма и происшествий.

  5. Организационный фактор, выраженный наличием неопределенных ролевых обязанностей и отсутствие точ­ных должностных инструкций. Нечеткий перечень служебных функций ставит сотрудников в уязвимую позицию. Если они не вмешиваются в ситуацию, то это может быть расценено как бездействие. Если же они проявляют инициативу, то это иногда понимается как превышение полномочий.

Рассмотренные нами факторы, не охватывают всего многообразия отношений и сложных ситуаций, возникающих в деятельности сотрудников органов внутренних дел. Но учитывая влияние этих и других факторов, причин и условий необходимо проводить активную работу по поддержанию и укреплению служебной дисциплины по двум основным направлениям.

Первое направление – внесение корректив в содержание, методы и принципы применения административно-правовых средств обеспечения и поддержания служебной дисциплины, путем внесения поправок в действующее законодательство.

И здесь особое внимание должно быть уделено институту дисциплинарной ответственности сотрудников органов внутренних дел, поскольку, являясь с одной стороны, средством обеспечения законности и эффективности деятельности в сфере исполнения возложенных на них задач, с другой стороны выступает юридической гарантией защиты правового статуса сотрудника.

Оптимизация дисциплинарной практики и защита сотрудников от произвольного применения мер дисциплинарного воздействия обуславливает необходимость совершенствования этого института.

В рамках данного направления необходимо решить ряд проблемных вопросов, а именно:

  1. Изложить определение нарушения служебной дисциплины в следующей редакции: «Нарушением служебной дисциплины понимается виновное действие (бездействие), выразившееся в нарушении сотрудником органов внутренних дел законодательства Российской Федерации, дисциплинарного устава органов внутренних дел Российской Федерации, должностного регламента (должностной инструкции), правил внутреннего служебного распорядка федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа или подразделения, либо в несоблюдении запретов и ограничений, связанных со службой в органах внутренних дел, и требований к служебному поведению, либо в неисполнении (ненадлежащем исполнении) обязательств, предусмотренных контрактом, служебных обязанностей, приказов и распоряжений прямых руководителей и непосредственного руководителя при выполнении основных обязанностей и реализации предоставленных прав, если за указанное действие (бездействие) законодательством Российской Федерации не установлена административная или уголовная ответственность».

  2. Исключить из перечня дисциплинарных взысканий, применяемых к сотрудникам органов внутренних дел, санкции, схожие по характеру последствий для нарушителя. Так, можно констатировать отсутствие какого-либо внятного различия между такими взысканиями как «выговор» и «строгий выговор». Можно сделать вывод о том, что подобное деление взысканий на виды весьма условно, и как правило, их применение основано от степени «психологического» воздействия, которое необходимо оказать на нарушителя служебной дисциплины. Мы предполагаем, что такая «развернутая» система дисциплинарных взысканий, скорее всего, является «данью традициям», архаизмом, и связана с тем, что на протяжении всего времени существования милиции система дисциплинарных отношений строилась применительно к дисциплинарным отношениям, сложившимся в Красной армии, и регулировалась дисциплинарными уставами, разработанными на основе уставов РККА [5]. По нашему мнению, дисциплинарное взыскание в виде строгого выговора необходимо исключить.

  3. На законодательном уровне, по-прежнему, остался не решенным вопрос об особенностях привлечения к дисциплинарной ответственности лиц, в отношении которых была произведена замена административной ответственности дисциплинарной. Нет также и указания на необходимость информировать должностное лицо, возбудившее дело об административном правонарушении, о примененном в отношении виновного сотрудника дисциплинарном взыскании.

Думается, что в ст. 51 федерального закона от 30.11.2011 № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел» необходимо внести уточнение, какие взыскания следует применять в случае замены административной ответственности дисциплинарной, в целях обеспечения справедливости наказания.

Очевидно, что при совершении административного правонарушения, влекущего для обычного гражданина административный штраф, ограничиться замечанием вряд ли возможно. С другой стороны, факт привлечения сотрудника к административной ответственности не влечет никаких последствий по службе, в отличие от дисциплинарного взыскания.

  1. Начальнику (руководителю) необходимо стремиться к тому, чтобы налагаемое на сотрудника взыскание соответствовало тяжести совершенного проступка и степени его вины.

    При определении вида дисциплинарного взыскания принимается во внимание: характер проступка, обстоятельства, при которых он был совершен, его последствия, прежнее поведение сотрудника, признание им своей вины, его отношение к службе, результаты деятельности, наличие либо отсутствие не снятого дисциплинарного взыскания.

Второе направление заключается в проведении эффективной работы по психологическому обеспечению профилактики деструктивного поведения среди сотрудников органов внутренних дел.

Развитие психологического мониторинга девиантного поведения сотрудников ОВД и последующая коррекция этого поведения являются основой для дальнейшего совершенствования профилактики нарушений служебной дисциплины и законности личным составом.

Как система она должна включать в себя два основных направления (превентивное и реабилитационное) и реализовываться в условиях:

  • повышения у сотрудников уважения к избранной профессии и утверждения в ОВД прогрессивной организационной культуры;

  • формирования правильного отношения руководства и всех сотрудников к профессиональной деформации, проведению периодического освидетельствования на её наличие и принятию соответствующих мер воздействия;

  • создания инновационного климата для внедрения форм и методов, способствующих профессиональному и личностному росту личного состава ОВД;

  • разнообразия форм проведения досуга, т. к. сегодня значительная часть правонарушений и чрезвычайных происшествий все еще совершается во внеслужебное время;

  • создания мотивации у сотрудников органов внутренних дел на профессиональную деятельность.

В рамках данного направления необходимо уделить особое внимание дисциплинарной практике руководителя (начальника, командира) по поддержанию высокого уровня организованности и дисциплинированности личного состава.

Она достигает своей цели только тогда, когда осуществляется правильно и в ней используется все многообразие средств воздействия на личный состав и учитываются психологические особенности подчиненных.

Эффективная дисциплинарная практика связана с умениями руководителя предъявлять обоснованные требования к подчиненным, справедливо применять поощрения за достижения в труде и налагать взыскания за совершенные дисциплинарные проступки.

Успех в применении указанных мер профилактики нарушений дисциплины и законности среди личного состава ОВД, естественно, во многом зависит от позиции, занимаемой руководителями различного уровня.

Если они сами не демонстрируют образцы ответственного и дисциплинированного отношения к делу (и тем самым не утверждают свой авторитет), вместо них активное влияние на подчиненных будут оказывать неформальные лидеры.

В случае, если последние являются людьми недисциплинированными, их модель поведения будет накладывать негативный отпечаток на поведение других сотрудников. Крайне важно повысить роль руководителей в осуществлении ежедневной воспитательной работы с личным составом.

От ее качества зависит, смогут ли сформироваться и проявиться у подчиненных такие нравственные характеристики, как чувство долга и ответственности, совести и непримиримости к антиобщественным проявлениям [6].

Литература:

  1. Послание Президента РФ Медведева Д.А. Федеральному Собранию РФ. 5 ноября 2008 года // www.kremlin.ru

  2. Стенограмма выступления Президента РФ Д.А.

    Медведева на церемонии представления офицеров, назначенных на вышестоящие командные должности, и присвоения им высших воинских (специальных) званий // http: // ПрезидентРФ/ новости/ 9813

  3. Безносов С.П. Профессиональные деформации личности (подходы, концепции, метод): Автореф. дис. доктора психол. наук.

    – СПб: СПбГУ, 1997.

  4. Медведев В.С. Профессиональная деформация лично­сти как проблема ОВД // Психопедагогика в правоохранительных органах. 1996. № 1 (3). С. 15 – 17.

  5. Горбунов С.П. Становление и развитие дисциплинарных отношений в милиции РСФСР (1917 – 1931 гг.): дисс…. канд. юрид. наук. — Москва, 2001.

  6. Психологическое обеспечение профилактики нарушений служебной дисциплины в органах внутренних дел: учебно-методическое пособие. – М.: ЦОКР МВД России, 2008. – С.3

Источник: https://moluch.ru/archive/47/5874/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.