Грубым нарушением гражданским служащим своих должностных обязанностей

Содержание

Все о дисциплинарной ответственности государственных служащих

Грубым нарушением гражданским служащим своих должностных обязанностей

Государственные гражданские служащие выделены с отдельную категорию работников, поскольку регулирование их труда осуществляется в особом порядке. Помимо ТК РФ, на них также распространяется действие отдельных законов и постановлений.

Определенные особенности есть и при наложении на государственного служащего дисциплинарного взыскания. Стоит более подробно рассмотреть, какие могут быть применены виды таких взысканий и по каким основаниях.

Законодательное регулирование и виды дисциплинарной ответственности

Основной законодательный акт, который регулирует вопросы поступления на государственную службу в РФ, ее прохождение и прекращение — это ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

В частности, в этом законе уделяется внимание таким вопросам:

  • должности и классные чины гражданской службы;
  • права и обязанности государственного служащего;
  • условия и правила принятия на госслужбу;
  • правила служебной дисциплины;
  • основания для прекращения прохождения гражданской службы и т. д.

Также в этом законе перечислены и дисциплинарные взыскания, которые могут применяться к служащему при совершении им определенных проступков или при нарушении служебной дисциплины.

В соответствии со ст. 57 Закона, на госслужащего могут быть наложены такие виды дисциплинарных взысканий:

Действующие на данный момент взыскания (за исключением одного) аналогичны тем, что указаны в ст. 192 ТК РФ. Они перечислены в порядке возрастания их тяжести и применяются также в зависимости от того, насколько серьезный проступок был совершен служащим.

Первые три из указанных наказаний (замечание, выговор и предупреждение) являются более лояльными по отношению к служащему и практически ничем не отличаются между собой. Разница может состоять лишь в формулировке наказания, которое указывается в приказе о наложении взыскания.

Эти виды наказания выносятся в письменной форме и доводятся до ведома служащего. В его трудовую книжку записи о данном наказании не вносятся, а вот в личной карточке могут быть отображены. После истечения определенного времени наказание снимается, но только при условии, что за этот период сотрудник больше не нарушал трудовую дисциплину.

Что касается увольнения, то эта мера является более жесткой и применяется только в разрешенных законодательством случаях. При этом руководитель должен соблюдать установленный порядок привлечения подчиненного к ответственности и подготовить все необходимые документы.

Наложение взыскания — это его право, а не обязанность. Например, он может ограничиться устным замечанием и вообще не фиксировать нарушение документально. Однако общим правилом является тот факт, что за один дисциплинарный проступок может применяться только одно взыскание, наказывать подчиненного разными способами нельзя.

Основания для привлечения к ответственности

Наличие весомых оснований — это главное правило законности наложения на государственного служащего дисциплинарного взыскания.

Главными основаниями являются совершение им дисциплинарного проступка, несоблюдение правил служебной дисциплины или невыполнение (ненадлежащее выполнение) своих обязанностей.

Данные правила и обязанности обычно указываются во внутренних локальных актах организации и в контрактах, которые заключаются со служащими.

Что касается оснований для увольнения, то ими могут быть только те, что перечислены в законодательстве. В ст. 37 Закона о госслужбе указаны такие основания:

  • повторное невыполнение трудовых обязанностей (при наличии наложенного ранее дисциплинарного взыскания);
  • утрата доверия к госслужащему;
  • прогул без уважительной причины;
  • намеренное предоставление во время приема на службу фальшивых документов или ложной информации;
  • нарушение требований охраны профессиональной служебной деятельности, если это повлекло тяжкие последствия или создало угрозу их наступления;
  • лишение госслужащего права на допуск к данным, что представляют собой государственную тайну, если его работа требует использования этих данных;
  • принятие государственным служащим необоснованного решения, которое привело к причинению ущерба (распространяется только на руководителей);
  • совершение госслужащим действий, которые могут быть основанием для утраты доверия к нему (если он непосредственно занят обслуживанием товарных или денежных ценностей);
  • однократное грубое нарушение служащим-руководителем своих должностных обязанностей, если при этом было нарушено законодательство РФ или получен ущерб;
  • появление на службе в состоянии опьянения (алкогольного, наркотического, токсического);
  • разглашение информации, которая составляет государственную тайну, и данных, которые стали известны сотруднику во время выполнения им его должностных обязанностей;
  • совершение на рабочем месте хищения, растраты или умышленное причинение ущерба имуществу (работодателя или третьих лиц).

Порядок наложения

Порядок наложения взыскания в отношении государственных служащих приведен в ст. 58 Закона о госслужбе. В соответствии с этой статьей, наказание должно применяться в таком порядке:

  1. Фиксация факта совершения дисциплинарного проступка. Чаще всего основным документом в этом случае выступает соответствующий акт, подписанный минимум двумя свидетелями (из числа других работников). Также непосредственный руководитель нарушителя может составить докладную записку о совершении проступка на имя вышестоящего руководства.
  2. Отправка служащему запроса на получение объяснений. Запрос составляется в письменной форме и либо вручается служащему под роспись, либо отправляется заказным письмом по почте. В течение двух дней он должен предоставить письменные объяснения. В случае его отказа от предоставления объяснения или игнорирования запроса руководителя также составляется соответствующий акт. Стоит учесть, что отказ от дачи объяснений не является помехой для применения наказания.
  3. Проведение служебной проверки. В ходе этой проверки выясняются все обстоятельства дела, а по результатам выносится письменное заключение.
  4. Оценка тяжести совершенного служащим проступка. На это влияют такие факторы, как размер причиненного ущерба, наличие умысла, предоставление сотрудником весомых объяснений и т. п.
  5. Выбор конкретной меры наказания. Работодатель имеет право сам определять вид взыскания во всех случаях, кроме увольнения. Для такого наказания должны иметься перечисленные в законе основания.
  6. Применение взыскания. Если речь идет о выговоре, замечании или предупреждении, то работодатель издает приказ о применении дисциплинарного взыскания и соответствующий акт. В случае расторжения трудового договора составляется приказ об увольнении, а с работником проводятся все расчеты.
  7. Вручение подчиненному копии акта о наложении взыскания и приказа. Работник должен подтвердить своею подписью факт ознакомления с этими документами.

Сроки привлечения к ответственности

В Законе установлены определенные сроки, в течение которых работник может быть привлечен к ответственности, а также продолжительность действия наказания. Срок привлечения к ответственности составляет:

  1. Один месяц со дня обнаружения проступка. В этот срок не включаются такие периоды:
    • временная нетрудоспособность;
    • отпуск;
    • время проведения служебной проверки;
    • другие случаи отсутствия на работе по уважительной причине.
  2. Полгода с момента совершения служащим проступка. Если нарушение было выявлено в ходе проведения проверки (результатов финансовой деятельности, аудиторской), то срок давности увеличивается до двух лет. Из этого периода исключается количество времени, в течение которого было открыто уголовное производство, связанное с совершением дисциплинарного проступка.

Что касается срока действия самого наказания, то он составляет один год. Если в течение этого времени к сотруднику больше не применялись дисциплинарные взыскания, наложенное ранее также снимается. Однако это может произойти и раньше, например, в таких случаях:

  • по письменному заявлению служащего, совершившего нарушение;
  • по письменному ходатайству его непосредственного руководителя;
  • по инициативе работодателя.

Возможность снятия взыскания такими способами допускается лишь для замечания, выговора или предупреждения. Обжаловать увольнение работник может только в судебном порядке.

Ситуации, при которых госслужащий не может быть привлечен к ответственности

В Законе о госслужбе не перечислено никаких категорий служащих, применение взыскания к которым было бы невозможно. В ст. 37 лишь указано, что работника не могут уволить в период его нахождения в отпуске или на больничном. Из положений этого закона получается, что уволить могут даже беременную женщину, одинокую мать и других социально защищенных категорий граждан.

Поэтому в соответствии с Постановлением Конституционного Суда РФ от 06.12.2012 N 31-П положения этой и некоторых других статей Закона признаны недействительными по причине их несоответствия Конституции РФ. Социально защищенные категории граждан не могут быть уволены с государственной службы даже в случае совершения ими проступка.

Других оснований для освобождения от дисциплинарной ответственности в отношении госслужащих не предусмотрено. Успешно обжаловать решение работодателя в суде подчиненный сможет только в том случае, если он не совершал проступка или при его фиксации работодатель нарушил установленный порядок.

Порядок применения наказания в отношении гражданских служащих в большинстве вопросов мало чем отличается от аналогичного порядка, предусмотренного для обычных работников.

Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефон горячей линии 8 (800) 350-34-85. Это бесплатно.

Источник: https://zakonguru.com/trudovoe/otvetstvennost/disciplinarnaja/gosudarstvennyx-sluzhashhix.html

Какая из перечисленных категорий должностей гражданской службы не предусмотрена законом Российской Федерации «О государственной гражданской службе Российской Федерации»?

Грубым нарушением гражданским служащим своих должностных обязанностей

· помощники (советники)

· специалисты

· обеспечивающие специалисты

· предусмотрены все перечисленные категории

342. Должности государственной гражданской службы учреждаются в целях:

· Обеспечения исполнения полномочий государственного органа либо лица, замещающего государственную должность

· Обеспечения исполнения полномочий государственного органа, лица, замещающего государственную должность, руководителя подведомственного государственному органу автономного или бюджетного учреждения

· Обеспечения исполнения полномочий государственного органа

· Обеспечения исполнения полномочий лица, замещающего государственную должность

343. Должности федеральной гражданской службы учреждаются (выберите наиболее полный и правильный вариант ответа):

· Федеральным законом или постановлением Правительства Российской Федерации

· Указом Президента Российской Федерации или постановлением Правительства Российской Федерации

· Федеральным законом или указом Президента Российской Федерации

· Федеральным конституционным законом или федеральным законом

Какой наивысший чин из числа перечисленных может быть присвоен в Российской Федерации государственному служащему гражданской службы?

· действительный референт

· действительный советник

· действительный статский советник

· действительный государственный советник

345. Должности гражданской службы подразделяются на категории:

· руководители, подчиненные

· руководители, помощники (советники), специалисты, обеспечивающие специалисты

· руководители, специалисты

· руководители, специалисты, обеспечивающие специалисты

346. Не является обязанностью федерального государственного гражданского служащего категории «руководители»:

· Принятие мер по предотвращению конфликта интересов

· Поддержание уровня квалификации, необходимого для надлежащего исполнения должностных обязанностей

· Сообщение представителю нанимателя о личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая может привести к конфликту интересов

· Вступление в профессиональный союз

347. Должности категории “специалисты” – это:

· должности, учреждаемые для организационного, документационного обеспечения деятельности государственных органов

· должности, учреждаемые для содействия лицам, замещающим государственные должности в реализации их полномочий

· должности руководителей и заместителей руководителей государственных органов и их структурных подразделений (далее также – подразделение), должности руководителей и заместителей руководителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и их структурных подразделений, должности руководителей и заместителей руководителей представительств государственных органов и их структурных подразделений, замещаемые на определенный срок полномочий или без ограничения срока полномочий

· должности, учреждаемые для профессионального обеспечения выполнения государственными органами установленных задач и функций

348. К числу основных обязанностей федерального государственного гражданского служащего категории «специалисты» НЕ относится:

· Неразглашение сведений, ставших ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей

· Исполнение должностных обязанностей в соответствии с должностным регламентом

· Сообщение о выходе из гражданства Российской Федерации или о приобретении гражданства другого государства в день выхода из гражданства Российской Федерации или в день приобретения гражданства другого государства

· Соблюдение служебного распорядка государственного органа

· Должностной рост на конкурсной основе

349. Гражданский служащий обязан исполнять должностные обязанности в соответствии с:

· должностной инструкцией

· должностным регламентом

· положением о персональных данных гражданского служащего

· требованиями руководителя

350. Является ли должностной регламент обязательным документом на государственной гражданской службе:

· да

· нет

· обязателен только для должностей высшей и главной группы должностей

· обязателен, если предусмотрен в положении о подразделении

351. В случае если государственный гражданский служащий категории «специалисты» или «обеспечивающие специалисты» получает от своего непосредственного руководителя неправомерное поручение, он обязан:

· Исполнить указанное поручение, а затем незамедлительно сообщить об этом в письменной или устной форме представителю нанимателя

· Представить в письменной форме обоснование неправомерности поручения с указанием положений законодательства Российской Федерации, которые могут быть нарушены при его исполнении, а затем исполнить указанное поручение

· Незамедлительно исполнить поручение

· Представить в письменной форме обоснование неправомерности поручения с указанием положений законодательства Российской Федерации, которые могут быть нарушены при его исполнении и получить от руководителя подтверждение этого поручения в письменной форме. В случае подтверждения руководителем данного поручения без правового обоснования он обязан отказаться от его исполнения.

352. Грубым нарушением гражданским служащим своих должностных обязанностей НЕ признается:

· Отсутствие на служебном месте без уважительных причин более четырех часов подряд в течение служебного дня

· Появление на службе в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения

· Разглашение сведений, составляющих государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну

· Неисполнение гражданским служащим по уважительной причине должностных обязанностей

· Нарушение гражданским служащим требований охраны профессиональной служебной деятельности (охраны труда), если это нарушение повлекло за собой тяжкие последствия (несчастный случай на службе, аварию, катастрофу) либо заведомо создавало реальную угрозу наступления таких последствий

353. Должностные регламенты гражданских служащих утверждаются:

· Федеральным законом «О государственной гражданской службе Российской Федерации»

· представителем нанимателя

· соответствующим органом по управлению государственной гражданской службой

· правовым актом субъекта Российской Федерации

354. От показателей эффективности и результативности профессиональной служебной деятельности гражданского служащего может зависеть:

· оплата труда

· размер отпуска

· количество должностных обязанностей

· все выше перечисленное

355. Ограничения и запреты на гражданской службе устанавливаются:

· Постановлением Правительства Российской Федерации

· Федеральным законом «О системе государственной службы Российской Федерации»

· Федеральным законом «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и другими федеральными законами

· должностным регламентом

Дата добавления: 2018-02-28; просмотров: 132162;

Источник: https://studopedia.net/2_44853_kakaya-iz-perechislennih-kategoriy-dolzhnostey-grazhdanskoy-sluzhbi-ne-predusmotrena-zakonom-rossiyskoy-federatsii-o-gosudarstvennoy-grazhdanskoy-sluzhbe-rossiyskoy-federatsii.html

Жалоба на действия госслужащего, должностного лица

Грубым нарушением гражданским служащим своих должностных обязанностей

Государственные служащие и должностные лица в пределах своей компетенции и должностных обязанностей обязаны оказывать поддержку населению и действовать в их интересах.

Однако многие должностные лица допускают грубые нарушения прав граждан, и используют свое положение не для блага народа и интересов государства, а в свою пользу.

В таких ситуациях гражданам нельзя закрывать глаза на это, им необходимо действовать.

Какие нарушения у госслужащих встречаются чаще всего

В государственных учреждениях тоже работают люди. И конечно иногда они могут нагрубить, нахамить или оскорбить. Применительно к младшим должностям всему виной низкая заработная плата и, как следствие, невысокий уровень квалификации таких сотрудников.

Однако поступая на государственную службу, они должны были внимательно ознакомиться с этическим кодексом государственного служащего. Поэтому за подобные нарушения наказание будет более суровое, чем за обычное хамство и оскорбление. Из-за подобных правонарушений, государственные служащие теряют уважение и веру народа.

Кроме хамства со стороны уполномоченных лиц, люди также часто сталкиваются еще и со следующими нарушениями их прав:

  • Грубое поведение, хамство;
  • Незаконное требования по предоставлению сведений, документов, которые не требуются для оказания государственной услуги или иного решения вопроса
  • Отказ выполнения возложенных обязанностей.

Случаются и куда более серьезные проступки:

  • Злоупотребление должностными полномочиями в своих целях или же для создания проблем гражданину.
  • Требование оплатить бесплатные услуги (провокация взятки).

Данные действия уполномоченных лиц признаются преступлением и можно смело обращаться в правоохранительные органы.

Каждый год законы меняются, наказание делается суровей, но подобных преступлений не становиться меньше. Так как многие люди не защищают свои права и не сообщают о подобных правонарушениях.

Что делать человеку, если его оскорбил государственный служащий

Государственные служащие обязаны уважительно относиться к обратившимся к ним гражданам. В случае если компетентное лицо оскорбило или нахамило гражданину, потерпевшему следует немедленно принять меры.

Для этого ему следует написать заявление работодателю сотрудника. Заявление пишется в свободной форме. В нем обязательно надо указать:

  • Свое ФИО, адрес, контакты;
  • Данные госслужащего;
  • Характер нарушения;
  • Требование о принятии мер с конкретным результатом: замечание, проверка, увольнение и т.д.

Жалоба обязательно должна быть рассмотрена и, если факт нарушений подтвердится, работодатель примет в отношении своего сотрудника соответствующие меры.

Если руководителем госучреждения не было предпринято никаких мер, то потерпевшему следует подать жалобу в вышестоящую инстанцию. В таком случае нахамившего сотрудника могут уволить, и привлечь к административной ответственности.

Также в подобных случаях сотрудника можно привлечь к более серьезной ответственности: за оскорбление личности в присутствии других лиц с нарушителя можно взыскать компенсацию за нанесенный моральный вред.

Как оформить жалобу или заявление на госслужащего

Стоит разделять два способа защиты своих прав:

  • Жалоба руководителю, которая составляется в произвольной форме. Подается в случаях нарушения этических норм;
  • Исковое заявление в административном порядке об оспаривании действий или бездействий госслужащего. Подается в защиту прав от прямого нарушения: отказа, незаконного решения и т.д.

Исковое заявление и жалоба должна быть составлена в соответствии с требованиями Кодекса об административном судопроизводстве. В заявлении должно быть указано следующее:

  • Название органа, в которое оно подается. Важно правильно определить подведомственность. Так как если дело не подведомственно данному органу, заявление будет возвращено и обратившийся человек зря потратит время.
  • Сведения о заявителе: полные ФИО, год рождения, место фактического проживания, контакт.
  • Сведения о госучреждении и о сотруднике, который совершил правонарушение: название организации, данные руководителя учреждения, ФИО сотрудника, контакты и адрес.
  • Описание сложившейся ситуации: дата и место совершения правонарушения, причина отказа, каким образом было совершено правонарушение.
  • Обоснованность требований: ссылки на нормативно-правовые акты и доказательства.
  • Требование: отменить отказ, признать незаконным действия и т.д.,Перечень документов приложенных к иску.
  • Дату сдачи иска и подпись.

Вся информация, указанная в заявлении должна соответствовать действительности. Ложные сведения ухудшат положение заявителя, но не могут стать причиной привлечения заявителя к ответственности согласно позиции Конституционного суда.

Как привлечь должностное лицо к уголовному наказанию

В случае если уполномоченное лицо потребует у обратившегося гражданина оплату за бесплатные государственные услуги, то гражданину следует немедленно обратиться в правоохранительные органы.
В таких ситуациях заявление можно подать в следующие органы:

  • В прокуратуру.
  • В полицию.
  • В ФСБ (по делам о взяточничестве со стороны должностных лиц).

При обращении желательно иметь при себе прямые доказательства, так как привлечь к ответственности нарушителя можно только тогда, когда вина его будет доказана.

Для этого вместе с заявлением надо сдать письменные показания свидетелей, аудио- или видеозаписи, копии письменного требования и другие факты. В случае если вина нарушителя будет установлена, то его привлекут к уголовной ответственности.

В зависимости от характера правонарушения, за взятку могут быть назначены следующие виды наказаний:

  • Лишение свободы.
  • Лишение права занимать определенные должности.
  • Штраф.
  • Исправительные работы.
  • Арест.
  • Конфискация имущества.

Кстати! Дача взятки – тоже преступление.
Обычно на лицо, которое совершило подобное преступление, накладывается сразу несколько санкций: конфискация и лишение свободы, либо конфискация и исправительные работы.

В завершение

Государственные служащие обязаны полностью следовать всем требованиям закона и не допускать нарушений Кодекса этики служебного поведения. Однако в жизни должностные лица иногда действуют не на благо народа, а на благо себе. Чтобы государственные служащие действовали на благо страны, люди должны контролировать их деятельность и сразу сообщать о правонарушения допущенных ими.

Юридическая компания “www.biteikin.ru”

Источник: https://zen.yandex.ru/media/legal/jaloba-na-deistviia-gosslujascego-doljnostnogo-lica-5cd74a93c9c89500afe92a71

Дисциплинарная ответственность госслужащих

Грубым нарушением гражданским служащим своих должностных обязанностей

Если работник не исполняет свои должностные обязанности или делает это ненадлежащим образом, работодатель вправе наложить на него дисциплинарное взыскание (ст. 192 ТК РФ).

В большинстве случаев перечень санкций ограничивается тремя пунктами: замечанием, выговором и увольнением. Однако для некоторых категорий работников этот список расширяется.

Государственные служащие в известном смысле являются представителями своей страны и органов власти, поэтому требования к ним отличаются от стандартных.

Кто относится к государственным служащим

Поскольку государственные должности вводятся для исполнения полномочий федеральных органов и органов субъектов РФ, формально работодателем таких сотрудников считается государство, а руководитель государственного органа выступает в роли представителя нанимателя. (ст. 1 ФЗ №79). При поступлении на гражданскую службу сотрудники заключают контракт, их деятельность финансируется из федерального или регионального бюджета.

Такая служба накладывает ряд ограничений, например, госслужащие не могут публично высказываться и давать оценку деятельности государственных органов, если это не входит в их служебные обязанности.

Государственные служащие подразделяются на четыре категории (ст. 9 ФЗ №79):

РуководителиГлавы органов власти и их заместители. Могут назначаться на определенный срок или бессрочно.
Помощники (советники)Назначаются для содействия руководителям. Срок их полномочий истекает одновременно со сменой руководства.
СпециалистыЛюди разных профессий, обеспечивающие выполнение госорганами их задач и функций.
Обеспечивающие специалистыСотрудники, в чью задачу входит хозяйственное, финансово-экономическое, организационное, документационное и иное обеспечение деятельности государственных органов.

Срок полномочий последних двух категорий сотрудников изначально не ограничен.

Виды взысканий

Дисциплинарный взыскания, которые могут наложить на госслужащих, перечислены в ст. 57 ФЗ №79:

  • замечание;
  • выговор;
  • предупреждение о неполном должностном соответствии;
  • увольнение с гражданской службы по основаниям, предусмотренным ст. 37 ФЗ №79.

Таким образом, к трем стандартным видам взыскания добавляется один специфический – предупреждение о неполном соответствии. По задумке законодателей, это взыскание должно стать для человека сигналом о том, что он недостаточно качественно выполняет свои обязанности, и предпринять меры для исправления ситуации.

Важно! За один дисциплинарный проступок на госслужащих может быть наложено только одно взыскание.

По закону, дисциплинарное взыскание накладывается за неисполнение или ненадлежащее исполнение государственным служащим своих должностных обязанностей. Важно – наказание возможно только если это произошло по его вине. Если вины человека в случившемся нет (например, он не выполнил поручение потому, что это было объективно невозможно), наказать его нельзя.

Основные обязанности госслужащих перечислены в ст. 15 ФЗ №79. Кроме требований исполнять поручения руководителей и свои служебные обязанности, предусмотренные должностным регламентом, там есть такие пункты:

  1. соблюдать Конституцию Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации и обеспечивать их исполнение;
  2. исполнять должностные обязанности в соответствии с должностным регламентом;
  3. исполнять поручения соответствующих руководителей, данные в пределах их полномочий, установленных законодательством Российской Федерации;
  4. соблюдать при исполнении должностных обязанностей права и законные интересы граждан и организаций;
  5. соблюдать служебный распорядок государственного органа;
  6. поддерживать уровень квалификации, необходимый для надлежащего исполнения должностных обязанностей;
  7. не разглашать сведения, составляющие государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну, а также сведения, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей, в том числе сведения, касающиеся частной жизни и здоровья граждан или затрагивающие их честь и достоинство;
  8. беречь государственное имущество, в том числе предоставленное ему для исполнения должностных обязанностей;
  9. представлять в установленном порядке предусмотренные федеральным законом сведения о себе и членах своей семьи;
  10. сообщать о выходе из гражданства Российской Федерации или о приобретении гражданства другого государства в день выхода из гражданства Российской Федерации или в день приобретения гражданства другого государства;
  11. соблюдать ограничения (ст. 16 ФЗ №79), выполнять обязательства и требования к служебному поведению, не нарушать запреты (ст. 17 ФЗ №79), которые установлены настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами;
  12. сообщать представителю нанимателя о личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая может привести к конфликту интересов, принимать меры по предотвращению такого конфликта.

Таким образом, деятельность государственных служащих регламентирована достаточно жестко, и оснований для наложения дисциплинарного взыскания довольно много.

За что могут уволить государственного служащего

Случаи, когда дисциплинарное взыскание может стать причиной увольнения, перечислены в ст. 37 ФЗ №79:

  • неоднократное неисполнение своих обязанностей без уважительных причин, если в течение года были другие дисциплинарные взыскания;
  • прогул – отсутствие длительностью более четырех часов подряд без уважительной причины;
  • появление на службе под действием алкоголя или наркотиков;
  • разглашение государственной или иной охраняемой законом тайны, а также служебной информации;
  • совершения по месту работы хищения, растраты или умышленной порчи чужого имущества при условии, что этот факт подтверждает решение суда или постановление органа, рассматривавшего дело об административном правонарушении;
  • принятие решение служащим руководящей категории необоснованного решения, ставшего причиной неправомерного использования имущества, нарушения его сохранности или нанесение иного ущерба имуществу государственного органа;
  • однократное грубое нарушение служащим руководящей категории своих должностных обязанностей, если это нанесло вред государственному органу или нарушило законодательство РФ.

Важно! За иные дисциплинарные проступки, если они совершены однократно, уволить с государственной службы нельзя.

При наложении взыскания требуется соблюдать определенный порядок. Без этого наказание юридически будет считаться незаконным, даже если формально его применение справедливо. Процедура регламентирована ст.

58 ФЗ №79 и в целом совпадает с аналогичной процедурой для других категорий сотрудников, описанных в ст. 193 ТК РФ.

Однако здесь есть свои специфические нюансы, относящиеся главным образом к расследованию инцидента.

  1. До применения дисциплинарного взыскания представитель нанимателя должен затребовать от гражданского служащего объяснение в письменной форме. В случае отказа гражданского служащего дать такое объяснение составляется соответствующий акт.

    Отказ гражданского служащего от дачи объяснения в письменной форме не является препятствием для применения дисциплинарного взыскания.

  2. Перед применением дисциплинарного взыскания проводится служебная проверка.

  3. При применении дисциплинарного взыскания учитываются тяжесть совершенного гражданским служащим дисциплинарного проступка, степень его вины, обстоятельства, при которых совершен дисциплинарный проступок, и предшествующие результаты исполнения гражданским служащим своих должностных обязанностей.

  4. Дисциплинарное взыскание применяется непосредственно после обнаружения дисциплинарного проступка, но не позднее одного месяца со дня его обнаружения, не считая периода временной нетрудоспособности гражданского служащего, пребывания его в отпуске, других случаев отсутствия его на службе по уважительным причинам, а также времени проведения служебной проверки.
  5. Дисциплинарное взыскание не может быть применено позднее шести месяцев со дня совершения дисциплинарного проступка, а по результатам проверки финансово-хозяйственной деятельности или аудиторской проверки — позднее двух лет со дня совершения дисциплинарного проступка. В указанные сроки не включается время производства по уголовному делу.
  6. Копия акта о применении к гражданскому служащему дисциплинарного взыскания с указанием оснований его применения вручается гражданскому служащему под расписку в течение пяти дней со дня издания соответствующего акта.
  7. Гражданский служащий вправе обжаловать дисциплинарное взыскание в письменной форме в комиссию государственного органа по служебным спорам или в суд.
  8. Если в течение одного года со дня применения дисциплинарного взыскания, предусмотренного пунктами 1 — 3 части 1 статьи 57 настоящего Федерального закона, и взыскания, предусмотренного статьей 59.1 настоящего Федерального закона, гражданский служащий не подвергнут новому дисциплинарному взысканию, он считается не имеющим дисциплинарного взыскания.
  9. Представитель нанимателя вправе снять с гражданского служащего дисциплинарное взыскание до истечения одного года со дня применения дисциплинарного взыскания по собственной инициативе, по письменному заявлению гражданского служащего или по ходатайству его непосредственного руководителя.

Когда стало известно о проступке, подпадающем под дисциплинарную ответственность, со служащего требуют письменную объяснительную. Отказ дать пояснения не является препятствием для последующего наложения взыскания, но должен быть зафиксирован отдельным актом.

Далее необходимо провести служебную проверку (ст. 59 ФЗ №79). По ее результатам комиссия составляет заключение, в котором указывается необходимость применения дисциплинарного взыскания.

При наложении дисциплинарного взыскания необходимо учитывать тяжесть проступка и обстоятельства его совершения, степень вины служащего и то, как он раньше выполнял свои обязанности.

Применять санкции можно не позднее месяца со дня обнаружения проступка. В это время не входит период, когда виновный сотрудник находился в отпуске, на больничном или отсутствовал по иным уважительным причинам. Также не учитывается время, необходимое для служебной проверки.

Максимальный период, в течение которого к виновному можно применить дисциплинарные санкции – полгода со дня совершения проступка.

Таким образом, если факт правонарушения всплывет через семь месяцев, привлечь к ответственности за него нельзя. Исключение – нарушения, выявленные в результате финансовой или аудиторской проверки. Срок давности по ним – два года.

Если по результатам нарушения возбуждено уголовное дело, на время расследования срок давности также приостанавливается.

Служебная проверка

Служебная проверка проводится по факту выявления дисциплинарного проступка, ее инициатором может быть представитель нанимателя или другой государственный служащий. Последнему необходимо подать письменное заявление, на основании которого представитель нанимателя выносит решение о проведении проверки.

Порядок служебной проверки регламентирован ст. 59 ФЗ №79. Проверку проводит кадровое подразделение государственного органа, юридическое подразделение и профсоюз данного органа. Если в составе комиссии оказывается служащий, прямо или косвенно заинтересованный в результатах проверки, он должен заявить самоотвод. Если он этого не сделает, выводы комиссии будут недействительны.

Во время проверки комиссия должна установить:

  • действительно ли был совершен дисциплинарный проступок;
  • содержат ли действие (бездействие) признаки вины;
  • какие причины и обстоятельства способствовали нарушению;
  • характер и размер вреда, который виновный нанес своим проступком;
  • обстоятельства, подтолкнувшие служащего написать заявление о проведении проверки.

На служебную проверку отводится месяц с момента вынесения решения о ее проведении. При этом закон позволяет отстранить лицо, в отношении которого идет проверка, от работы с сохранением денежного содержание. Решение о целесообразности такой меры принимает представитель нанимателя.

Пока идет проверка, служащий, чью деятельность проверяют, имеет право:

  • давать объяснения в устной или письменной форме, подавать ходатайства, писать заявления и представлять иные документы для своей защиты и обоснования своего поступка;
  • обращаться с жалобой на решения и действия (бездействие) лиц, проводящих проверку представителю нанимателя, назначившего ее;
  • по завершении проверки ознакомиться с ее результатами и материалами, если это не нарушает условий сохранения государственной или иной тайны.

По результатам проверки комиссия составляет заключение, где излагает установленные во время расследования факты и свои предложения относительно дальнейших санкций к государственному служащему. На основании заключения составляется акт о применении дисциплинарного взыскания. Его необходимо вручить виновному сотруднику в течение пяти дней после издания.

Срок действия взыскания

Дисциплинарное взыскание действует в течение года после его вынесения. Если за это время сотрудник не допускал иных нарушений дисциплины, то по истечение года взыскание автоматически снимается. После этого считается, что никаких взысканий у служащего нет.

Снять взыскание можно и раньше. Для этого необходимо обратиться с соответствующей просьбой к руководству государственного органа, где человек работает. Сделать это может он сам или его непосредственный руководитель. Также руководство вправе сделать это по собственной инициативе.

Источник: https://lawinfo24.ru/trudovoe-pravo/trudovye-otnosheniya/disciplinarnaya-otvetstvennost-gosudarstvennyx-sluzhashhix

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.