Гражданин сохраняет статус безработного при прохождении

Что дает статус безработного

Гражданин сохраняет статус безработного при прохождении

Роструд в конце прошлого года прогнозировал рост количества официально зарегистрированных безработных в связи с увеличением размера пособия, особенно для людей предпенсионного возраста.

Новый максимальный размер ежемесячного пособия по безработице — 8000 рублей, а минимальный — 1500 рублей.

Кроме того, введен особый максимальный размер пособия для тех, кому остается не больше пяти лет до достижения пенсионного возраста (для «предпенсионеров»). В 2019 году это мужчины от 55,5 года и женщины от 50,5 года.

Для них максимальное ежемесячное пособие по безработице — 11 280 рублей. Новые размеры утверждены постановлением Правительства РФ от 15.11.2018 № 1375.

Пособие в максимальных размерах полагается далеко не всем безработным (есть дополнительные условия для его назначения), а минимальный размер вряд ли сам по себе может послужить стимулом для оформления статуса безработного. Однако за официальным статусом идут не только ради пособий, но и ради других мер поддержки.

Помимо пособия по безработице, региональные законы могут предусматривать и другие меры поддержки безработных. Например, в Москве можно рассчитывать на льготы при оплате проездного билета на общественный транспорт.

Если поиски работы оказались бесперспективными, с помощью статуса безработного можно изменить свой профессиональный вектор, а людям в возрасте — раньше получить статус пенсионера.

Когда человек предпенсионного возраста лишается работы в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности штата и у него не получается найти новую работу, по предложению центра занятости ему могут оформить пенсию досрочно. А именно — на два года раньше (ст. 32 Федерального закона от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации»). В 2019 году такая возможность есть у мужчин в возрасте от 58,5 года и у женщин в возрасте 53,5 года.

По достижении пенсионного возраста можно переоформить вместо досрочной обычную пенсию по старости.

Получение досрочной пенсии возможно при соблюдении ряда условий:

  • после увольнения человек встал на учет в центре занятности в качестве безработного, и там возможностей для его трудоустройства не нашлось;
  • накоплены достаточный трудовой стаж (25 лет — для мужчин и 20 лет — для женщин) и достаточное количество пенсионных баллов.

Безработные имеют право получить в центре занятости направление на бесплатную профессиональную подготовку, переподготовку или повышение квалификации по профессиям и специальностям, которые пользуются спросом на рынке труда (ст. 12 Федерального закона «О занятости населения в Российской Федерации»).

Для направления на обучение есть четыре основания (ст. 23 закона о занятости населения):

  • у человека нет никакой квалификации;
  • ему невозможно подобрать подходящую работу из-за отсутствия необходимой квалификации;
  • нет работы, которая соответствует имеющейся квалификации, поэтому необходимо изменить профессию (род занятий);
  • утрачена способность выполнять работу по имеющейся квалификации.

Приоритетное право на профессиональное обучение предоставлено безработным, которые числятся в этом статусе уже полгода.

Для безработных применяются интенсивные и краткосрочные образовательные программы сроком от 6 до 12 месяцев.

Не стоит думать, будто речь идет только об обучении дефицитным сейчас рабочим специальностям.

Например, в Московском центре занятости перечень приоритетных направлений обучения в 2018 году включал также веб-программирование и создание веб-сайтов, веб-дизайн, интернет-маркетинг, компьютерную графику, кадровое делопроизводство и кадровый менеджмент, финансовый менеджмент, логистику, бухгалтерский учет. Кроме того, в перечень входило обучение медицинскому массажу, профессиям парикмахера, кондитера, швеи — всё это навыки, полезные независимо от того, будете ли вы потом работать по данному направлению.

Кстати, предпенсионерам не обязательно вставать на учет в качестве безработных ради бесплатного переобучения.

Специально для них разработана особая программа профессионального обучения и дополнительного профессионального образования, она утверждена постановлением Правительства РФ от 30.12.2018 № 3025-р.

Правда, субъекты Российской Федерации должны будут еще принять собственные программы на ее основе. Поэтому стоит уточнить про програмы обучения в своем центре занятости.

Тех, кто встает на учет в службу занятости в качестве безработного, закон о занятости населения делит на три группы.

К первой группе относятся те, кто еще не достиг предпенсионного возраста и:

  • в течение года до начала безработицы официально где-то работал в общей сложности не меньше 26 недель, причем был уволен не «по статье» (не за нарушение трудовой дисциплины или другие виновные действия);
  • либо в течение года до начала безработицы был уволен с военной службы по призыву по окончании ее срока, а до того, как был призван на военную службу, где-то проработал не менее 26 недель.

В этом случае пособие платят максимум шесть месяцев в течение года. Формально размер ежемесячного пособия считается в процентах от среднего заработка по последнему месту работы.

Но фактически применяется верхний предел — это и есть максимальный размер пособия. Проще говоря, даже если ваша официальная зарплата на последнем месте работы превышала 100 тыс.

рублей, максимальный размер пособия будет 8 тыс. рублей.

Ко второй группе относятся граждане предпенсионного возраста, которые в течение года до начала безработицы официально где-то работали в общей сложности не меньше 26 недель и были уволены не «по статье».

У них тоже размер ежемесячного пособия считается в процентах от среднего заработка по последнему месту работы, но фактически применяется максимальный предел — 11 280 рублей.

Эта категория безработных может получать пособие максимум в течение 12 месяцев.

В некоторых случаях — даже дольше, но не более 24 месяцев суммарно в течение трех лет (только для предпенсионеров с большим страховым стажем: у женщин — от 20 лет, у мужчин — от 25 лет).

К третьей группе относятся все остальные случаи. Например, если вы ищете работу впервые или у вас перерыв в работе больше года, либо вы отработали в течение года меньше 26 недель или вас уволили «по статье». В подобных ситуациях даже предпенсионеры могут рассчитывать только на минимальный размер пособия — 1500 рублей.

Особая категория — люди, недавно уволенные по сокращению штата. Им важно встать на учет в качестве безработных в течение двух недель после увольнения. Тогда, если подходящая работа не найдется через два месяца, можно будет получить от бывшего работодателя третью выплату в размере среднего заработка, сверх двух уже полученных (ч. 2 ст. 178 ТК РФ).

Чтобы получить пособие и другие меры поддержки для безработных, надо встать на учет в службу занятости. Это не трудно. Из документов понадобятся:

  • паспорт;
  • трудовая книжка или документ, ее заменяющий (конечно, если вы когда-либо работали, а не ищете работу впервые);
  • документы об образовании и квалификации;
  • тем, кто потерял работу меньше года назад, — справка о среднем заработке за последние три месяца на последнем месте работы;
  • тем, у кого есть инвалидность, — индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида с заключением о рекомендуемом характере и условиях труда.

Обращаться нужно в центр занятости, к которому вы относитесь по месту своей регистрации. Найти его адрес и контактные данные вашего центра можно на сайте Роструда.

После получения статуса безработного нужно регулярно посещать центр занятости для перерегистрации в сроки, которые вам назовут (обычно — два раза в месяц). Если в очередной раз не придете, оправдаться можно только официальным больничным листом или другими столь же убедительными доказательствами уважительных причин. Иначе потеряете пособие.

Центры занятости существуют не только для назначения безработным пособия, но в первую очередь для того, чтобы помочь им трудоустроиться. В течение 10 дней после обращения в центр с необходимыми документами вам должны предложить работу.

И только если подходящей работы не найдется, не позднее 11-го дня вас признают безработным и назначат пособие. Но дальше вам будут снова предлагать подходящие вакансии.

И вы не вправе отвергать их необоснованно, иначе тоже можете лишиться пособия.

Вы обязаны сходить на собеседование по направлению центра занятости, даже если уже по описанию вакансии видите, что это не ваш вариант. В случае неявки вам снизят размер пособия на 25%.

А если вы дважды откажетесь от предлагаемых подходящих вакансий — подходящих по смыслу закона, а не по вашим предпочтениям, — то вам приостановят выплату пособия.

Это не значит, что сразу встает выбор: пойти на вторую же предложенную работу, даже если она не нравится, либо потерять пособие. Если вам предложат вакансию, но она вас не устроит, главное — прийти на собеседование с потенциальным работодателем и получить от него на вашем направлении письменный отказ. Ведь не факт, что они готовы будут вас принять.

Проще говоря, вам, возможно, придется реагировать на те варианты, на которые вы при обычном поиске работы по своим каналам не обратили бы внимания. Дело не в том, что у центров занятости не бывает хороших вакансий — вакансии вполне обычные. Проблема в том, что «подходящая работа» в понимании закона о занятости — совсем не то же самое, что считаете для себя подходящей работой вы сами.

Еще один нюанс: тем, кто встал на биржу труда после длительного перерыва в работе (больше года), уже в конце первого месяца официальной безработицы могут предложить поучаствовать в общественных работах. Как правило, это неквалифицированный труд — например, по очистке и озеленению территории. Отказаться, конечно, можно, но выплату пособия в таком случае приостановят.

Еще можно остаться без пособия, если после неудачных попыток устроить вас на работу вам предложат пройти переобучение, а вы откажетесь, либо если вы самовольно бросите учебу, на которую вас направит центр занятости, или образовательная организация вас исключит по вашей вине (например, за прогулы занятий).

Главное: не пытайтесь обмануть службу занятости. Безработным признается тот, у кого нет работы и заработка. Если выяснится, что вы работаете, пусть даже неофициально, и у вас есть доходы, например от фриланса, то выплаченное вам пособие взыщут назад и может дойти до уголовного дела за мошенничество (ст. 159.2 УК РФ) .

У центров занятости нет особенных вакансий, которых больше нигде не найдешь и нет «волшебных кнопок» для воздействия на потенциальных работодателей, чтобы те взяли именно вас.

Трудоустройство людей в возрасте и, наоборот, молодых без опыта работы для центра занятости — такая же трудная задача, как и для самих соискателей.

Центр занятости может стать одним из каналов поиска работы, но в любом случае залог успеха — ваша собственная активность в поиске.

Пожалуй, самое большое опасение, удерживающее тех, у кого не получается найти работу, от обращений в центры занятости — что человеку с высшим образованием и солидным опытом работы по его специальности будут предлагать вакансии, например дворника или уборщицы. Такое действительно может случиться, но лишь в определенных случаях.

Согласно статье 5 закона о занятости есть три критерия подходящей работы:

1. Работа соответствует профессиональной пригодности работника с учетом уровня его квалификации, условиям последнего места работы (службы).

Этот критерий действует при условии, что вы встали на учет в течение 12 месяцев после последнего увольнения и уволили вас не «по статье» (то есть не за виновные нарушения).

Бывают ситуации, когда независимо от вашей квалификации и предыдущего опыта подходящей для вас будет считаться любая работа, в том числе общественная, не требующая предварительной подготовки.

В частности, так происходит, если у вас перерыв в работе уже больше года или вы были не наемным работником, а индивидуальным предпринимателем либо вас в течение последнего года больше одного раза увольняли за нарушения (ч. 3 ст. 4 Федерального закона «О занятости населения в Российской Федерации»).

Рассказывает Ольга Л.: «Я по образованию юрист, больше десяти лет работала в юрдепартаменте крупной компании. А потом засела дома с детьми на семь лет.

После этого найти работу самостоятельно я не смогла — к бывшим однокурсникам и коллегам за помощью обращаться стеснялась, а незнакомых работодателей смущало, что я давно не в теме, многие новшества прошли мимо меня, плюс возраст — 42 года. Но и, например, секретарем в районный суд за 18 тыс.

рублей, с нагрузкой с утра до ночи я не хотела, даже не открывала такие вакансии, когда искала работу сама. Ирония судьбы: когда я встала на учет в центре занятости, первое, что мне предложили, — как раз вакансия секретаря суда.

Другие вакансии по юридической специальности тоже были, но там знакомая история — работодателей не устраивал мой перерыв в опыте и, подозреваю, возраст. Всё это я уже и сама проходила. Тем, кто ищет работу после значительного перерыва, можно предлагать работу не по профилю, и очень скоро мне предложили поработать библиотекарем. Я отказалась, и на этом моя история с центром занятости закончилась. Работу я в итоге нашла сама».

2. Работа отвечает требованию транспортной доступности.

Максимальную удаленность подходящей работы от места жительства безработного центры занятости определяют с учетом развития сети общественного транспорта в конкретной местности. Если это полтора часа езды на общественном транспорте в одну сторону, то аргумент, что лично вы привыкли работать в шаговой доступности от дома, в расчет не принимается.

3. Работа предполагает заработок не ниже величины прожиточного минимума в вашем регионе.

Иными словами, нельзя отказываться от предлагаемой работы только потому, что зарплата там в разы меньше того уровня, к которому вы привыкли.

Получается, что официальный статус безработного может быть выгоден следующим категориям:

  • Тем, кого совсем недавно уволили по сокращению штата. Вовремя установленный безработный статус помогает получить средний заработок за третий месяц без работы.
  • Тем, кто остался без работы меньше года назад, проработал в течение последнего года не меньше 26 недель, при этом не был уволен за виновное поведение. Можно получить максимальный размер пособия и другие меры поддержки, не опасаясь, что вам будут предлагать неквалифицированный труд.
  • Тем, кто отчаялся найти работу по прежней специальности и хочет переучиться бесплатно.
  • Предпенсионерам, которые хотели бы воспользоваться возможностью уйти на пенсию раньше.

В остальных случаях лучше искать работу. Здесь вы найдете много советов, как это сделать. А здесь — советы по оформлению резюме.

Источник: https://hh.ru/article/23927

Правовое регулирование экономических отношений

Гражданин сохраняет статус безработного при прохождении

⇐ Законодательство РФ о занятости и трудоустройстве. Государственные органы занятости населения

Правовой статус безработного характеризуется целым рядом прав и обязанностей. Ядро этого статуса составляют государственные гарантии социальной поддержки безработных.

В частности, государство гарантирует безработным:

  • выплату пособия по безработице, в том числе в период временной нетрудоспособности безработного;
  • выплату стипендии в период профессиональной подготовки, повышения квалификации, переподготовки по направлению органов службы занятости, в том числе в период временной нетрудоспособности;
  • возможность участия в оплачиваемых общественных работах;
  • возмещение затрат в связи с добровольным переездом в другую местность для трудоустройства по предложению органов службы занятости.

При этом время, в течение которого гражданин получает пособие по безработице, стипендию, принимает участие в общественных работах, время, необходимое для переезда по направлению органов службы занятости в другую местность и трудоустройства, не прерывает трудового стажа и засчитывается в стаж уплаты страховых взносов, имеющий значение для установления права на трудовые пенсии.

В то же время, как уже было сказано, статус безработного предполагает наличие у гражданина и определенных обязанностей.

Важнейшие из них:

  • вовремя и в установленном порядке проходить перерегистрацию в органах службы занятости;
  • вовремя являться в органы службы занятости для получения направления на работу (учебу);
  • по направлению органов службы занятости своевременно являться на переговоры с работодателем о трудоустройстве.

Понятие подходящей работы. Одним из ключевых понятий законодательства в сфере занятости и трудоустройства является понятие подходящей работы. От наличия или отсутствия таковой зависит получение и сохранение гражданином статуса безработного, размер и сроки выплаты пособия по безработице и многое другое.

Подходящей считается работа, соответствующая:

профессиональной пригодности работника с учетом уровня его профессиональной подготовки. Понятно, что для инженера не будет подходящей работой должность бухгалтера, для слесаря-сантехника — работа каменщика, для токаря 6-го разряда — вакансия грузчика или вахтера;

условиям последнего места работы. Здесь прежде всего имеется ввиду условия оплаты труда;

состоянию здоровья работника. Естественно, не может считаться подходящей для гражданина работа, противопоказанная ему по состоянию здоровья.

транспортной доступности рабочего места. Большинство людей вряд ли сочтут для себя подходящей работу — даже если она устраивает их во всех других отношениях — если дорога на работу и с работы будет отнимать у них по нескольку часов в день.

Законодательство также учитывает этот фактор при определении подходящей работы.

Однако конкретные категории транспортной доступности рабочего места закон не называет — максимальная удаленность подходящей работы от места жительства гражданина определяется соответствующими органами местного самоуправления с учетом развития сети общественного транспорта в данной местности.

При соответствии всем вышеназванным условиям работа будет признана подходящей. Причем вне зависимости от того, является ли данная работа постоянной или временной.

Для некоторых категорий безработных подходящей будет считаться и иная оплачиваемая работа, если только ее условия соответствуют требованиям трудового законодательства.

К таким категориям относятся граждане:

  • впервые ищущие работу (ранее не работавшие);
  • не имеющие профессии (специальности);
  • уволенные более одного раза в течение одного года, предшествовавшего началу безработицы, за нарушение трудовой дисциплины и другие виновные действия, предусмотренные законодательством;
  • ранее занимавшиеся предпринимательской деятельностью;
  • стремящиеся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва;
  • направленные органами службы занятости на обучение и отчисленные за виновные действия;
  • некоторые другие категории граждан.

В любом случае не может считаться подходящей работа, если:

  1. она связана с переменой места жительства;
  2. ее условия не соответствуют требованиям трудового законодательства;
  3. предлагаемый заработок ниже величины прожиточного минимума или — если заработок гражданина на последнем месте работы превышал величину прожиточного минимума — ниже среднего заработка гражданина, исчисленного за последние три месяца по последнему месту работы.

Пособие по безработице. Пособие по безработице — наиболее распространенный вид государственной поддержки безработных граждан.

Если другими видами социальной поддержки со стороны государства гражданин может воспользоваться лишь при наличии определенных условий, то на данный вид поддержки может рассчитывать практически каждый безработный.

(Следует, правда, учитывать, что период, в течение которого выплачивается пособие, не безграничен.)

Решение о назначении подобия по безработице принимается одновременно с решением о признании гражданина безработным. Размер пособия зависит от того, имел ли гражданин до признания его безработным оплачиваемую работу и от срока в течение которого он является безработным.

Гражданам, уволенным из организаций по любым основаниям в течение года, предшествовавшего началу безработицы, и имевшим в этот период оплачиваемую работу не менее 26 календарных недель, пособие начисляется:

  • в первые три месяца безработицы — в размере 75% от их среднемесячного заработка, исчисленного за последние три месяца по последнему месту работы;
  • в следующие четыре месяца — в размере 60%;
  • в дальнейшем — в размере 45%.

Однако во всех случаях размер пособия не может превышать величину прожиточного минимума и быть ниже 20% этой величины.

Всем другим гражданам, в том числе впервые ищущим работу (ранее не работавшим) или не имеющим профессии (специальности), пособие выплачивается в размере 20% величины прожиточного минимума.

Для некоторых категорий безработных предусмотрен повышенный размер пособия. К таким категориям относятся граждане, имеющие на содержании иных лиц, а также граждане, подвергшиеся воздействию радиации вследствие Чернобыльской и других радиационных аварий и катастроф.

В то же время законодательство предусматривает и возможность уменьшения пособия по безработице.

Так, например, размер пособия по безработице может быть сокращен на 25% на срок до одного месяца в случае неявки без уважительных причин на переговоры о трудоустройстве с работодателем в течение трех дней со дня направления органами службы занятости или отказа без уважительных причин явиться в органы службы занятости для получения направления на работу (учебу).

Выплачивается пособие, как правило, два раза в месяц при условии прохождения безработным перерегистрации в установленные службой занятости сроки.

Продолжительность выплаты пособия в каждом периоде безработицы не может превышать, как правило, 12 месяцев в суммарном исчислении в течение 18 календарных месяцев.

В случае непредоставления оплачиваемой подходящей работы по истечении 18 календарных месяцев безработицы безработный имеет право на повторное получение пособия по безработице, но только в размере 20% величины прожиточного минимума.

В некоторых случаях выплата пособия может быть приостановлена.

Основанием для этого могут послужить:

  • отказ в период безработицы от двух вариантов подходящей работы;
  • явка безработного на перерегистрацию в состоянии алкогольного, наркотического или иного опьянения;
  • отчисление гражданина, направленного на обучение органами службы занятости, с места обучения за виновные действия;
  • нарушение безработным без уважительных причин условий и сроков его перерегистрации в качестве безработного;
  • некоторые другие случаи, предусмотренные законодательством.

Основанием для прекращения выплаты пособия по безработице является признание гражданина занятым в соответствии с Законом о занятости.

Кроме того, выплата пособия по безработице прекращается одновременно со снятием гражданина с учета, в качестве безработного в случаях:

  • прохождения профессиональной подготовки, повышения квалификации или переподготовки по направлению органов службы занятости с выплатой стипендии;
  • длительной (более месяца) неявки безработного в органы службы занятости без уважительных причин;
  • переезда безработного в другую местность.
  • в некоторых других случаях, предусмотренных законодательством.

Источник: https://isfic.info/ecos/scas25.htm

Правовой статус безработного гражданина

Гражданин сохраняет статус безработного при прохождении

В соответствии с п. 2 ст.

3 Закона РФ “О занятости населения в Российской Федерации” решение о признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным принимается органами службы занятости по месту жительства гражданина не позднее 11 дней со дня предъявления документов, которые необходимы для вынесения решения о признании гражданина безработным.

При отсутствии подходящей работы в течение 10 дней со дня регистрации гражданина в целях поиска подходящей работы он признается безработным с первого дня представления необходимых документов.

Таким образом, в момент регистрации гражданина в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы он вправе представить необходимые для его признания безработным документы. По истечении 10 дней при отсутствии подходящей работы гражданин признается безработным со дня первоначального обращения в органы службы занятости.

Следовательно, статус безработного гражданина подтверждается решением соответствующего органа службы занятости. Праву гражданина обратиться в органы службы занятости для признания его безработным корреспондирует обязанность указанных органов после получения перечисленных документов вынести решение о признании гражданина безработным.

При этом регистрация гражданина с целью поиска подходящей работы может состояться и без предоставления указанных документов. Но в этом случае решение о признании гражданина безработным по истечении 10 дней при отсутствии подходящей работы будет вынесено с момента представления им перечисленных документов.

При невыполнении данной обязанности гражданин вправе обжаловать решение органа службы занятости в вышестоящий орган и (или) в суд. По истечении одного месяца со дня вынесения решения об отказе в признании гражданина безработным у него возникает право на повторное обращение в органы службы занятости. Праву гражданина обратиться в названные органы корреспондирует обязанность названных органов вынести законное и обоснованное решение. При обжаловании решения органов службы занятости гражданином на этих органах лежит обязанность по доказыванию законности и обоснованности вынесенного решения.

Правовой статус безработного гражданина состоит из прав и обязанностей, которые носят корреспондирующий характер.

Праву безработного гражданина на получение подходящей работы корреспондирует обязанность соответствующего органа службы занятости предоставить ему возможность получить информацию об имеющихся вариантах подходящей работы. Безработный гражданин вправе воспользоваться двумя вариантами подходящей работы.

В свою очередь, орган службы занятости обязан предоставить гражданину два имеющихся варианта подходящей работы.

В соответствии со ст.

9 Закона РФ “О занятости населения в Российской Федерации” безработные граждане имеют право на бесплатные профессиональную ориентацию, профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации по направлению органов службы занятости. Данному праву корреспондирует обязанность соответствующих органов службы занятости и учебных заведений предоставить безработному гражданину возможность пройти перечисленные виды профессиональной подготовки.

При отсутствии подходящей работы, а также при прохождении профессионального обучения по направлению органов службы занятости безработные граждане имеют право на получение пособия по безработице или заменяющей данное пособие стипендии. В свою очередь органы службы занятости обязаны обеспечить их выплату.

В ст.

12 Закона РФ “О занятости населения в Российской Федерации” безработным гражданам гарантируется компенсация материальных затрат в связи с направлением на работу (обучение) в другую местность по предложению органа службы занятости в размерах, установленных действующим законодательством. Выплата указанных компенсаций обеспечивается соответствующим органом службы занятости, предложившим безработному гражданину работу или обучение в другой местности.

Безработный гражданин имеет право на бесплатные медицинское обслуживание и медицинское освидетельствование при приеме на работу и направлении на обучение. Данному праву корреспондирует обязанность органов службы занятости, медицинских учреждений по бесплатному медицинскому обслуживанию и освидетельствованию безработных граждан.

Органы службы занятости обеспечивают возможность заключения безработными гражданами срочных трудовых договоров для выполнения общественных работ.

Перечень прав безработных граждан и корреспондирующих им обязанностей органов службы занятости не является исчерпывающим, он может быть расширен в региональном законодательстве, а также в актах органов местного самоуправления. Такие акты могут издаваться с соблюдением общих рассмотренных нами правил.

В Законе РФ “О занятости населения в Российской Федерации” исчерпывающим образом определены обязанности безработного гражданина.

Безработный гражданин обязан являться в органы службы занятости в установленные сроки для получения предложения о подходящей работе, прохождении профессиональной подготовки, а также для перерегистрации.

Безработный гражданин не должен появляться в указанных случаях в органах службы занятости в состоянии опьянения.

Невыполнение перечисленных обязанностей позволяет органам службы занятости привлечь гражданина к установленным законодательством мерам ответственности.

Как видно из сказанного, у безработного гражданина гораздо больше прав, а у органов службы занятости – корреспондирующих этим правам обязанностей. Однако зачастую на практике права безработных граждан остаются нереализованными.

Такое положение обусловлено тем, что безработному гражданину весьма сложно добиться от должностных лиц органов службы занятости выполнения своих обязанностей. Судебные процедуры защиты прав безработных граждан далеко не всегда эффективны.

В связи с чем должны существовать дополнительные процессуальные механизмы по контролю за выполнением работниками органов службы занятости своих должностных обязанностей, которые напрямую связаны с правами безработных граждан.

По всей видимости, такие механизмы следует связывать с деятельностью общественных организаций, в частности правозащитных организаций, в том числе профсоюзов.

понятие безработного

Источник: https://hr-portal.ru/article/pravovoy-status-bezrabotnogo-grazhdanina

Как в России получить статус безработного, пособие и другие выплаты, в том числе из-за коронавируса?

Гражданин сохраняет статус безработного при прохождении

В СМИ появилось много информации о том, что выплаты безработным будут повышены с 8 до 12 тысяч рублей. Но на такую сумму смогут рассчитывать далеко не все, кто считает себя безработным. Мы расскажем, кого государство считает безработными, и что предлагает для них – особенно в нынешние тяжелые для всех времена.

Обновление. В среду, 8 апреля президент России Владимир Путин объявил о новых мерах поддержки занятости населения.

Кроме прочего, пособие по безработице тем, кто получил статус после 1 марта, будет автоматически выплачиваться в максимальном размере (12 130 рублей).

Более подробно об этом можно почитать в новом материале здесь: Пособия по безработице, выплаты медикам и семьям с детьми.

Кто такие безработные?

Безработными, по логике, принято называть тех, у кого нет работы. Но не все так просто: подростков до 16 лет и пенсионеров никто безработными не назовет, равно как и людей с инвалидностью.

На глобальном уровне существует методология Международной организации труда (МОТ), которая относит к безработным всех людей от 16 до 72 лет, которые готовы приступить к работе, но в последние несколько недель не имели ее.

В России понятие безработного закреплено законодательно. Критерии для отнесения граждан к этой категории прописаны в Законе от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации»:

  1. отсутствие официального трудоустройства и заработка;
  2. регистрация в органах службы занятости;
  3. нахождение в поисках работы (готовность выйти на работу).

Если человек был уволен с работы, и в соответствии с внутренними нормативными локальными документами получает выходное пособие или средний заработок на протяжении какого-либо времени – то эти деньги не учитываются в качестве заработка.

Гражданин, который не встал на биржу труда, не получает статуса безработного и не может претендовать на то, что полагается с этим статусом. Тем не менее, есть отдельные категории граждан, которые не признаются безработными в соответствии со статьями пунктами 2 и 3 стати 3 Закона № 1032-1:

  1. осужденные по постановлению суда (исполнительные работы или лишение свободы);
  2. работающие не по трудовому договору (ИП, самозанятые, граждане, работающие по гражданско-правовому договору, частные адвокаты и нотариусы)
  3. те, кто моложе 16 лет;
  4. учащиеся по очной форме обучения;
  5. военнослужащие;
  6. пенсионеры, включая тех, кто получает пенсию за выслугу лет.

Кроме вышеперечисленных категорий россиян, статус безработного будет снят при следующих условиях:

  • подача заведомо ложных документов при постановке на учет в органе службы занятости;
  • отказ от 2 вариантов работы, подходящих по специальности и здоровью, в течение 10 дней после постановки на учет в качестве безработного;
  • неявка на биржу труда течение 10 дней со дня постановки на учет для получения предложений работы;
  • неявка на вызов для принятия решения о признании гражданина в качестве безработного.

Соответственно, существует 2 уровня безработицы – регистрируемая (все, кто соответствует официальным критериям безработного) и оценочная – согласно методологии МОТ. В России регистрируемая безработица сейчас составляет 0,87%, а оценочная – уже 4,6%.

Как стать официальным безработным

Для того чтобы человека, не имеющего работы, признали безработным, необходимо выполнить некоторые формальности:

  1. зарегистрироваться для поиска работы;
  2. зарегистрироваться в качестве безработного;
  3. в оговариваемые сроки посещать службу занятости для получения информации о подходящей работе.

Первое, что заявитель должен сделать, это обратиться в службу занятости с заявлением о поиске работы. Вместе с заявлением в службу занятости надо предоставить:

  • паспорт или иной документ, удостоверяющий личность;
  • индивидуальную программу реабилитацию инвалида (при наличии);
  • трудовую книжку, другие договоры или контракты;
  • документ об образовании и специализации;
  • справку о среднем заработке за последние 3 месяца;
  • документ о снятии с учета в качестве ИП или другие, подтверждающие прекращение деятельности (расторжение авторского договора, прекращение военного контракта);
  • иные документы, подтверждающие трудности в поиске работы при наличии (справка по инвалидности, предпенсионный возраст, одинокий и многодетный родитель).

Если заявитель не сможет представить справку о заработке за последние 3 месяца (например, был зарегистрирован в качестве ИП и не осуществлял деятельность), то ему не могут отказать в постановке на учет. То же самое относится и к документу об образовании.

https://www.youtube.com/watch?v=92DtZuWf5xg

После этого безработному по требованию может быть выдана справка, подтверждающая постановку на учет в органах службы занятости для поиска работы. Затем сотрудник службы занятости озвучивает дату следующего визита, на котором будут представлены списки подходящих вакансий. Первый визит должен быть назначен в течение 10 дней после постановки на учет.

Следующий шаг принимает служба занятости. Именно этот орган должен вызвать заявителя для признания его безработным. Единственное, что ему надо сделать, это явиться на вызов в установленный срок.

При отсутствии возможности явиться в службу занятости и наличии уважительной причины (болезнь, прохождение медкомиссии, уход за больным членом семьи) время визита может быть перенесено.

Главное – надлежащим образом оповестить о сложившейся ситуации службу занятости.

Под подпись сотрудник службы занятости оповещает заявителя, что он признается безработным и ставится на учет.

Если человек не явился на вызов, предоставил заведомо ложные документы, отказался от 2 предложенных работ или прохождения профобучения, то служба занятости имеет право отказать в постановке на учет такого гражданина в качестве безработного.

После получения статуса безработного, служба будет вызывать человека не более 2 раз в месяц для подбора подходящей работы. Дата следующего визита будет озвучена предварительно в письменной форме.

Какие есть выплаты для безработных

В России предусмотрен ряд выплат для неработающих граждан:

  1. пособие по безработице;
  2. стипендии для тех, кто проходящит профессиональное обучение или повышает квалификацию;
  3. пособие по уходу за ребенком;
  4. оплачиваемое участие в общественных работах;
  5. материальная помощь (после окончания периода получения пособия по безработице).

По решению региональных властей местным жителям могут предоставляться дополнительные выплаты.

Например, власти Москвы определили дополнительный перечень выплат

Источник: https://bankstoday.net/last-articles/kak-v-rossii-poluchit-status-bezrabotnogo-posobie-i-drugie-vyplaty-v-tom-chisle-iz-za-koronavirusa

Пособие по безработице

Гражданин сохраняет статус безработного при прохождении
Выплата пособия по безработице-мера социальной поддержки государства гражданам , признанных службой занятости в качестве безработных, находящихся в поиске подходящей работы и готовых приступить к ней.

Доброго времени суток, дорогие читатели! Сегодня поговорим о пособии по безработице. Рассмотрим отдельно взятый регион: Саратовская область.

Исследуем максимальный и минимальный размер пособия по безработице. Установим категорию граждан, которая обладает приоритетным правом на профессиональное обучение и получение дополнительного профессионального образования. Остановимся на анализе правовых норм, регламентирующих статус безработного гражданина. В соответствии с Законом РФ от 19 апреля 1991 г.

N 1032-1 “О занятости населения в Российской Федерации” (с изменениями и дополнениями) (далее по тексту Закон о занятости) статьей 1 под занятостью следует понимать деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству Российской Федерации и приносящая, как правило, им заработок, трудовой доход (далее – заработок). Статья 3 Закона о занятости определяет порядок и условия признания гражданина безработным. Безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней. При этом в качестве заработка не учитываются выплаты выходного пособия и сохраняемого среднего заработка гражданам, уволенным в связи с ликвидацией организации либо прекращением деятельности индивидуальным предпринимателем, сокращением численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя. Порядок регистрации безработных граждан, порядок регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и требования к подбору подходящей работы устанавливаются Правительством Российской Федерации. Решение о признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным принимается органами службы занятости по месту жительства гражданина не позднее 11 дней со дня предъявления органам службы занятости паспорта, трудовой книжки или документов, их заменяющих, документов, удостоверяющих его квалификацию, справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы (службы), а для впервые ищущих работу (ранее не работавших), не имеющих квалификации – паспорта и документа об образовании и (или) о квалификации. В случае представления справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы (службы) в иностранной валюте органы службы занятости осуществляют перевод иностранной валюты в рубли по официальному курсу, установленному на день увольнения гражданина. При невозможности предоставления органами службы занятости подходящей работы гражданам в течение 10 дней со дня их регистрации в целях поиска подходящей работы эти граждане признаются безработными с первого дня предъявления указанных документов. Гражданин, относящийся к категории инвалидов, для решения вопроса о признании его безработным дополнительно предъявляет индивидуальную программу реабилитации инвалида, выданную в установленном порядке и содержащую заключение о рекомендуемом характере и условиях труда. Граждане, которым в установленном порядке отказано в признании их безработными, имеют право на повторное обращение в органы службы занятости через один месяц со дня отказа для решения вопроса о признании их безработными. Важно также понимать, какая работа является подходящей или нет. Статья 4 Закона о занятости определяет критерии подходящей работы и неподходящей работы. Подходящей считается такая работа, в том числе работа временного характера, которая соответствует профессиональной пригодности работника с учетом уровня его квалификации, условиям последнего места работы (службы), за исключением оплачиваемых общественных работ, а также состоянию здоровья, транспортной доступности рабочего места. Максимальная удаленность подходящей работы от места жительства безработного определяется органами службы занятости с учетом развития сети общественного транспорта в данной местности.

Подходящей не может считаться работа, если:

она связана с переменой места жительства без согласия гражданина;

условия труда не соответствуют правилам и нормам по охране труда;

предлагаемый заработок ниже среднего заработка гражданина, исчисленного за последние три месяца по последнему месту работы (службы).

Данное положение не распространяется на граждан, среднемесячный заработок которых превышал величину прожиточного минимума трудоспособного населения (далее – прожиточный минимум), исчисленного в субъекте Российской Федерации в установленном порядке.

В этом случае подходящей не может считаться работа, если предлагаемый заработок ниже величины прожиточного минимума, исчисленного в субъекте Российской Федерации в установленном порядке.

Статья 11 Закона о занятости определяет порядок обжалование действий (бездействий) территориального органа службы занятости и его должностных лиц. Граждане вправе обжаловать решения, действия или бездействие органов службы занятости и их должностных лиц в вышестоящий орган службы занятости, а также в суд в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Постановление Правительства РФ от 07.11.2019 N 1426 устанавливает максимальный и минимальный размер пособия по безработице в Саратовской области для безработных граждан.

Минимальный размер пособия в соответствии с данным Постановлением 1500 рублей – для всех категорий граждан; максимальный размер; 11280 рублей – для граждан предпенсионного возраста; 8000 рублей – для иных категорий граждан. К иной категории граждан относятся:

  • впервые ищущие работу (ранее не работавшие);
  • стремящиеся возобновить трудовую деятельность после длительного (более 1 года) перерыва;
  • прекратившие индивидуальную предпринимательскую деятельность в установленном законодательством РФ порядке;
  • уволенные за нарушение трудовой дисциплины или другие виновные действия, предусмотренные законодательством РФ;
  • уволенные по любым основаниям в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, и состоявшие в этот период в трудовых (служебных) отношениях менее 26 недель;
  • направленные органами службы занятости на обучение и отчисленные за виновные действия;
  • вышедшие из членов крестьянского (фермерского) хозяйства;
  • не представившие справку о среднем заработке за последние 3 месяца по последнему месту работы (службы) 

Размер пособия по безработице для иной категории граждан, указанных выше, устанавливается в размере минимальной величины пособия, увеличенной на размер районного коэффициента, если иное не предусмотрено Законом от 19.04.1991 N 1032-1.

Право в приоритетном порядке пройти профессиональное обучение или получить дополнительное профессиональное образование имеют признанные в установленном порядке безработными:

  • инвалиды;
  • родители, усыновители, опекуны (попечители), воспитывающие детей-инвалидов;
  • граждане по истечении шестимесячного периода безработицы;
  • граждане, уволенные с военной службы;
  • жены (мужья) военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы;
  • выпускники общеобразовательных учреждений;
  • граждане, впервые ищущие работу (ранее не работавшие) и при этом не имеющие квалификации;
  • граждане, прошедшие военную службу по призыву, в течение трех лет после увольнения с военной службы;
  • граждане, получающие государственную социальную помощь на основе социального контракта, при наличии в нем условия о прохождении профессионального обучения или получении дополнительного профессионального образования.

И в заключении список профессий на 2020 год (для профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования), утвержденных Приказом министерства занятости, труда и миграции Саратовской области от 12 декабря 2019 года №518

Сам приказПеречень профессийЕго продолжение

Надеюсь, что данная статья была для вас полезной! Просвещайтесь! При возникновении вопросов, пишите в комментарии, с радостью отвечу! Хорошего дня и положительных эмоций!

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5e516a1afc020165b28c8041/posobie-po-bezrabotice-5e7b6806d213790764987ae3

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.