Границы земельного участка под многоквартирным домом

Узнать границы своего двора. публичная кадастровая карта: защита потребителей в сфере жкх newsland – комментарии, дискуссии и обсуждения новости

Границы земельного участка под многоквартирным домом

Границы земельного участка многоквартирного дома.

В данной статье подробно рассказывается как делятся границы земельного участка многоквартирного дома, и все что об этом надо знать. В настоящее время многие граждане Российской Федерации проживают в многоквартирных домах.

В их обязанности входит оплата не только собственных коммунальных услуг, электроэнергии и газа, но и стоимость содержания земельного участка, который прилегает к дому.

Именно с этим связана актуальность вопроса об определение границ земельного участка многоквартирного дома.

Что такое границы земельного участка многоквартирного дома

В соответствии с жилищным кодексом Российской Федерации границами земельного участка многоквартирного дома принято называть стык земель между двумя пред домовыми участками.

Вся пред домовая земля принадлежит собственникам квартир, и никто не имеет права распоряжаться ей без их согласия. Они так же и являются плательщиками взносов, предназначенных на обслуживание данной территории.

К пред домовой территории относятся следующие объекты:

  • Территория, предназначенная для парковки;
  • Площадки, обустроенные для досуга детей, а также их спортивного развития;
  • Озелененные участки, на которых могут находиться клумбы с цветами, газон, кустарники, различные деревья;
  • Территория, на которых расположены гаражи, хозяевами которых являются собственники дома;
  • Объекты, предназначенные для сушения белья;
  • Тротуарные дорожки и проезды, предназначенные для пожарного случая;
  • Различные приспособления для обслуживания дома, например, электрические щитки, тепловые стации и так далее.

Как можно определить границы земельного участка конкретного дома

Что бы определить площадь пред домовым участком ходить вокруг да около не надо. Достаточно заглянуть в кадастровый план дома. Там должно быть подробно указана и размечена вся принадлежащая дому территория.

Так же для определения границ земельного участка можно воспользоваться официальным сайтом Росреестра, где можно найти публичную кадастровую карту города. Здесь можно ознакомиться с информацией не только о границах земельного участка, но и определить общую земельную площадь, принадлежащую конкретному дому.

Более подробную информацию можно получить, если подать соответствующий запрос в государственный единый реестр прав на недвижимости.

Определение общей площади земельного участка, принадлежащего конкретному дому, происходит по формуле. Что бы вычислить ее не надо обладать великими математическими знаниями и навыками. Достаточно знать общую площадь всех отдельных участков кондоминиума. Формула определения общего размера такая С = ((Скв – Снж — Сзастр) / Собщ.зд) * Собщ.к + Сзастр, где:

  • С – общий размер земли, прилагающейся к этому дому;
  • Скв – размер всего квартала;
  • Снж – общая площадь всех нежилых участков, не принадлежащих именно этому дому;
  • Сзастр – общий размер всех строящихся жилых помещений в квартале;
  • Собщ.зд – общий размер всех построенных жилых зданий в квартале;
  • Сзастр – площадь именно этого дома и принадлежащей к нему территории.

Данная формула определена Приказом Министерства строительства и земельных и имущественных отношений под номером 59.

Кем регулируется определение границ

Что бы иметь возможность разрешать споры, которые связаны с делением границ земельного участка многоквартирного дома необходимо ознакомиться с некоторыми нормативно правовыми актами.

Федеральным законом под номером 218 регулирует государственную регистрацию недвижимости. Согласно ему, можно определить территорию, за которую будет платить каждый собственник жилья. Размер взноса зависит от общей площади квартиры того или иного собственника.

Статьей 36 Градостроительного Кодекса Российской Федерации частью первой определено обязательство заведения соответствующего градостроительного регламента. В соответствии с ним и определяется конкретная пред домовая территория, принадлежащая каждому отдельному дому.

Согласно Земельному Кодексу Российской федерации, а в частности со статьей 11.2, указаны все необходимые действия при межевании границ земельного участка, принадлежащего тому или иному многоквартирному дому.

Если обратиться к третьей главе Федерального закона под номером, то можно определить, как законно оформить территории прилагаемую к дому, где это можно сделать, и кто совершает данные действия.

Конечно, конкретных данных о нормативах размера земельного участка, принадлежащего к тому или иному многоквартирному дому, нет, но можно найти лазейки в законодательстве, в соответствии с которыми возможно произвести расчет и определить границы межевания земель.

В настоящее время в этом нет необходимости, так как все новые постройки должны сопровождаться обязательным кадастровым паспортом дома, данные которого должны быть известны любому собственнику жилья.

Но если сложилась необходимость в определении границ, то достаточно воспользоваться услугами соответствующих государственных органов.

В этой статье вы узнали, как делятся границы земельного участка многоквартирного дома. Если у вас возникли вопросы и проблемы, требующие участие юристов, то вы можете обратиться за помощью к специалистам информационно-правового портала «Шерлок». Просто оставьте на нашем сайте заявку, и наши юристы вам перезвонят.

Изменение границ участка под многоквартирным домом.

Знать эти границы необходимо с той целью, чтобы исключить возможность уменьшения выделенного участка или неправомерность эксплуатации его, что может негативным образом сказаться на жильцах рассматриваемого дома.

Ограничивать доступ к территории вокруг дома ее собственники права не имеют, как и чинить любые препятствия для обслуживания инженерных коммуникаций и обустройства участка. У них есть возможность передавать часть площади в аренду, размещать на ней рекламные щиты, оборудовать платную стоянку.

Вырученные деньги можно использовать для общедомовых потребностей: ремонта дома, частичной оплаты коммунальных услуг и т.п.

Как определяются границы территории? В соответствии со всеми перечисленными выше нормативными актами границы придомовой территории определяются, исходя из расчета тех норм, которые определены градостроительным регламентом в каждом конкретном городе.

Оформление земли под многоквартирным домом

Вопрос: Если работы по межеванию участков на данной территории уже были ранее проведены, можно ли подать запрос на изменение размера участка? Ответ: Нет. В данном случае можно подавать заявление на оформление в собственность земельного участка с точно обозначенными границами и размером (согласно действующему Плану межевания границ).

Источник: https://KPPKDirection.ru/zhilaya-sobstvennost/yuridicheskij-status-zemli.html

Земельный участок в составе общего имущества многоквартирного дома. Порядок и процедура Регистрации

Границы земельного участка под многоквартирным домом

Оформлять ли землю под многоквартирным домом
 
   Хотел бы обозначить сразу, о чем пойдет речь в данной статье, а речь пойдет о земельном участке относящейся к собственности многоквартирного дома.

Своё отражение земельный участок имеет в части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации, в которой говорится, что земельный участок под жилым домом признается придомовая территория с элементами озеленения и благоустройства, относящаяся к объектам общего имущества собственников помещений многоквартирного дома.

  Указанный земельный участок имеет размер и границы, которые остаются неизменными, при условии, если только собственники многоквартирного дома на общем собрании не захотят сделать реконструкцию пункт 4 статья 37 Жилищного кодекса Российской Федерации.

   Несколько лет подряд ведутся споры по вопросу приватизации земли многоквартирных домов.

Является ли приватизация земли многоквартирного дома выгодной для собственников жилых и нежилых помещений. На сегодняшний день уже достаточно практики по данному вопросу, в том числе и судебной, чтобы подвести итоги.

 

Остановимся на законодательных предпосылках силу, которых обусловлено само направление регистрации в собственность (приватизации) земельного участка многоквартирного дома.   

    В силу статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации в существующей застройке, на которых находятся сооружения, входящие в состав общего имущества многоквартирного дома, жилые здания и иные строения, предоставляются в качестве общего имущества в общую долевую собственность домовладельцев в порядке и на условиях, которые установлены жилищным законодательством.    Как указано в статье 16 Жилищного кодекса Российской Федерации земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, является общей долевой собственностью собственников помещений в многоквартирном доме. В случае, если земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, не сформирован, до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме любое уполномоченное указанным собранием лицо вправе обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом. Формирование земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, осуществляется органами государственной власти или органами местного самоуправления.    Реализованный Жилищный кодекс Российской федерации на основании предписания Конституции и Федерального закона «О введении в действия Жилищного кодекса Российской Федерации» учитывает природу общедолевой собственности имущества, включил переход в общедолевую собственность собственников жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме земельного участка. Как установлено Жилищным кодексом право на земельный участок переходит на безвозмездной основе и вытекает напрямую из норм законодательства.    Существуют случаи, что земельный участок относящейся к многоквартирному дому не сформирован и поставить его на кадастровый учет не представляется возможным.  Именно поэтому невозможно определить границы придомовой территории многоквартирного дома, относящиеся к конкретному многоквартирному дому, поэтому зарегистрировать земельный участок не представляется возможным.    Это ситуация у собственников жилых и нежилых помещений многоквартирного дома вызывает множество вопросов. Как сформировать земельный участок многоквартирного дома? Как определить границы земельного дома относящиеся к их многоквартирному дому? Что именно относится к имуществу многоквартирного дома? С какого периода управляющая компания может включать коммунальные платежи за уборку земельного участка многоквартирного дома? И необходима ли регистрация (приватизация) земельного участка многоквартирного дома?    Жилищным законодательством и действующими правилами № 491 от 13.08.2006 к общедомовому имуществу относится следующее имущество: участка земли, на котором возведен объект недвижимости, зеленые зоны и прочих элементов озеленения и благоустройства, спортивных и детских площадок, парковочных мест и коллективных стоянок для автомобилей, сушилок для белья, подстанций и трансформаторов, пожарных проездов, гаражи и погреба.

Когда управляющая компания или товарищество собственников жилья могут включать коммунальные платежи за уборку и содержание земельного участка?

   Очень много споров на эту тему между собственниками и организациями осуществляющие коммунальные начисления.  Ответ н этот вопрос изложен в пункте 3 Постановления правительства РФ №491 от 13.08.2006 года из-за пункта следует, что при определении общедолевой собственности стоит исходить из выписки ЕГРП, в которой изложено кто, является собственником земельного участка придомовой территории. В том случае, если в указанном документе присутствуют расхождения, что учитываются те сведения, в которых закреплён данный земельный участок за собственниками, как общедолевая собственность. Дополнительно хотел вам сказать, что до тех пор, пока земельный участок не сформирован и не зарегистрирован в установленном порядке за собственниками многоквартирного дома, за содержание отвечает местный муниципалитет.

Для чего же регистрировать земельный участок в общедолевую собственность, рассмотрим положительные и отрицательные стороны вопроса.

Положительные стороны оформления земельного участка придомовой территории в собственность:

 

  1. Собственники многоквартирного дома получают гарантии, а именно без их ведома невозможно будет использовать их земельный участок выраженное в организации автостоянок, прокладка дорог, которая не выгодна собственникам, иные временные постройки, такие как гаражи, магазины и т.п. Невозможно изъять земельный участок без выкупа у собственников для государственных нужд.

  2. Собственники многоквартирного дома могут получать дополнительную прибыль, которую в дальнейшем можно направить на нужды дома, например, сдать в аренду земельный участок либо организовать самим жильцам какую-либо деятельность позволяющую организовывать на данные участках;

  3. Самое главное собственники многоквартирного дома увеличивают стоимость своего объекта недвижимости, поскольку помимо квартиры будет приватизирован земельный участок в долевую собственность.

  4. Одним из плюсов в регистрации земельного участка за собственниками многоквартирного дома является то, что собственники могут благоустроить данный земельный участок: организовать детскую площадку, организовать автостоянку, возмести иные сооружения необходимые для нормальной жизни всего дома.

ВАЖНО! Самое главное, если земельный участок зарегистрирован за собственниками, то передать земельный участок по таким программам, как например стратегического развития территории не возможно.

Приведу яркий пример, Вы не зарегистрировали земельный участок, и Администрация города передала участок прямо перед Вашими окнами строительной компании по аукциону, но, а как он проходит всем известно и через полгода прямо перед Вашими окнами появится стена соседнего дома.

Подобные сюжеты в новостях Вы видели, как я думаю неоднократно.

   Отрицательные стороны оформления земельного участка придомовой территории в собственность:

  1. Собственники обязаны содержать земельный участок придомовой территории за свой счет, но тут скажу, так почти все собственники многоквартирных домов уплачивают за содержание своего участка управляющей компании, хотя и не имеют в собственности этой земельный участок даже в тех обстоятельствах, когда он попросту не сформирован;
  2. Также можно отнести к минусам, что стоимость квадратного метра возрастает и при продаже квартиры цена за объект возрастает и собственнику трудно продать объект по повышенной цене.

 
 Начало формирования земельного участка начинается и осуществляется в следующем порядке: готовится схема распределения долей владельцев жилых и нежилых помещений многоквартирного дома в праве общей собственности на общее имущество в доме:

  1. копии уведомлений о проведении общего собрания собственников помещений в доме с вопросом формирования земельного участка;

  2. уведомление (лист) регистрации собственников и их представителей участвующие в общедомовом собрании жильцов;

  3. доверенности присутствующих представителей оформляются, согласно требованиям установленных законодательством;

  4. оформления решения в письменной форме общедомового собрания о формировании земельного участка;

  5. оформление протокола общедомового собрания о формировании земельного участка; обращение в письменным заявлением в установленного государственного органа или местного органа самоуправления для формирования земельного участка.

 ВАЖНО! С заявление о постановке на кадастровый учет земельного участка должно обратиться лично лицо, которое уполномочено решением общего собрания собственников многоквартирного дома в силу пункта 1 статьи 20 Федерального закона № 221 от 24.07.2007.

   При том, условии, если земельный участок многоквартирного дома сформирован, то можно сразу перейти к регистрации прав общедолевой собственности: сдается письменное заявление о государственной регистрации права общедолевой собственности на земельный участок; 

   При подачи заявления, должна быть надлежащим образом оформленная доверенность или решение общего собрания жильцов, на основании которого будет выступать уполномоченное лицо правами подачи заявления с пакетом документов в органы государственной регистрации; оплаченная государственная пошлина; подтверждение о том, что земельный участок  многоквартирного дома сформирован; решение или протокол общего собрания жильцов о формировании земельного участка, если ранее он не был сформирован; документы подтверждающие владение объектом недвижимости если регистрация объекта была до 31.10.1998 года; иные документы, которые требуются уполномоченным органом; личное присутствие лица в органе государственной регистрации или МФЦ либо направляется заказным письмом с объявленной ценностью и описью вложения;

  ДОПОЛНИТЕЛЬНО! С 2015 года земельные участки многоквартирного дома входящие в общедолевую собственность налогом не облагаются пп. 6 п.2 ст. 389 НК РФ.

   После проведения государственной регистрации земельного участка многоквартирного дома на основании пункта 1 статьи 14 Федерального закона № 122 от 21.07.1997 выдается выписка, свидетельствующая о регистрации земельного участка.

   О вопросе границ земельного участка многоквартирного дома могу сообщить следующее, границы земельного участка определяются требованиями земельного и градостроительного законодательства в силу пункта 4 части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации.

   Многое зависит при регистрации земельного участка многоквартирного дома дате постройке дома это обусловлено тем, что введение Жилищного кодекса Российской Федерации в силу установленной статьи 16, где утверждены условия с указанием перехода земельного участка в общедолевую собственность владельцев помещений многоквартирного дома, который находится на нем.

Хочу теперь Вам объяснить разницу:

  Если Ваш многоквартирный дом построен до введения норм Жилищного кодекса Российской федерации и земельный участок был сформирован и находился на кадастровом учете, то права переходят к вам на земельный участок автоматически и бесплатно (часть 2 статья 16 ФЗ № 189);

   Если земельный участок не был сформирован, но дата регистрации многоквартирного дома является ранее даты введения Жилищного кодекса, то собственники могут обратиться с заявление в органы местного самоуправления с вопросом о формировании земельного участка многоквартирного дома. Это заявление будет основание формирования земельного участка органами власти и постановке на кадастровый учет пункт 3 Постановления Конституционного суда Российской Федерации от 28.05.2010 № 12 –П).

   Построенные многоквартирные дома после введения Жилищного кодекса Российской Федерации подлежат государственной регистрации только при условии формирования земельного участка и постановке это на кадастровый учет.

 

   ОЧЕНЬ ВАЖНО! Некоторые люди думают, что раз земельный участок сформирован и уже находится на кадастровом учете, то они являются собственниками и это мнение совершенно неправильное. Только при государственной регистрации в Росреестре РФ земельный участок многоквартирного дома становится общедолевой собственностью.

Источник: https://pravobez.ru/articles/zemelnyy-uchastok-v-sostave-obschego-imuschestva-mnogokvartirnogo-doma-mkd-poryadok-i-procedura-registracii.html

Порядок оформления границы земельного участка под многоквартирным домом

Границы земельного участка под многоквартирным домом

» Земля » Порядок оформления земельного участка под многоквартирным домом

Жилищный кодекс России гласит, что владельцы квадратных метров в многоквартирном доме обладают объектами в виде общей долевой собственности в данном доме, включая надел земли, на котором находится данный дом, с объектами зеленого строительства, а также другие предназначенные для его использования объекты.

Пограничные линии и величина надела, на котором располагается жилой дом, учреждаются в согласовании с постановлениями земельного права и нормативных актов о градостроительной практике.

Процедура оформления земельного участка под многоквартирным домом

Федеральное законодательство устанавливает особенный механизм переоформления надела земли в общую долевую собственность владельцев недвижимости в многоквартирном доме.

При условии, что надел под указанным выше домом был создан до опубликования Жилищного Кодекса России и подлежал кадастровому учету, способность обладания им передается безвозмездно в общую долевую собственность владельцев жилищ в этом доме.

Если надел под многоквартирным домом не был создан до опубликования Жилищного Кодекса, то на основе вердикта собрания владельцев, выбранное этим советом лицо может направиться в компетентное учреждение с заявлением о создании земельного надела.

Габариты надела учреждаются на основании Земельного законодательства. Градостроительный кодекс Российской Федерации гласит, что размеры участков вычисляются в зависимости от действительных объемов использования земли и принятых стандартов градостроения.

Пограничные линии земельных наделов очерчиваются по натуральным границам соседних наделов и проездам с учетом логистических и технических схем (если это не противоречит градостроительному нормотворчеству).

Вычисление нормативной площади надела земли производится в соответствии с методическими указаниями по расчету нормативных размеров (СП 30-101-98). Данный способ расчета учитывает компактность застройки микрорайона, транспортную проходимость, общую площадь всей жилой территории в доме, количество этажей и другие особенные параметры.

Механизм регистрации земельного надела под многоквартирным домом состоит из следующих действий:

  • Общее собрание владельцев многоквартирного дома, по итогам которого решается переоформить землю во владение. Вердикт ания фиксируется в Протоколе собрания;
  • Представитель, выбранный на собрании, передает в территориальные органы власти заявление о переоформлении земельного надела, на котором сооружен многоквартирный дом;
  • По итогам осуществленных землеустроительных работ создается проект границ участка земли;
  • Компетентным учреждением происходит формирование земельного надела. В случае если на застроенной площади отсутствуют границы наделов, специалисты подготавливают проекты межевания территории, которые далее фиксируются местными органами власти;
  • Основываясь на принятом проекте межевания, выносится вердикт о переоформлении земельного надела в общую долевую собственность;
  • Возможность обладания наделом создается со времени окончания кадастрового учета, то есть, с этого времени данный фрагмент земли превращается в общую долевую собственность жильцов;
  • Положение владельцев фиксируется Государственной регистрацией.

Комплект требуемых документов направляется в Администрацию муниципального образования (сельское поселение, городское поселение, муниципальный район, городской округ, внутригородская территория города федерального значения, городской округ с внутригородским делением, внутригородской район) лицом, получившим право на представление интересов общего собрания владельцев недвижимости.

Собственно, сами органы ответственные за переоформление участков земли могут иметь различные наименования (департамент по земельным ресурсам, комитет по земельным ресурсам и т. п.).

При подаче требуемого заявительного документа, как и при других страждущих действиях, обратите внимание на принадлежность органа власти, с которым собираетесь вступать в сотрудничество, по подведомственности к учреждениям, основной род деятельности которых связан с вопросами земли.   

При направлении заявления в Администрацию нужно иметь при себе документ, удостоверяющий вашу личность.

Заявку с прошением о переоформлении участка земли, подавайте в Комитет по земельным ресурсам регионального муниципального образования, при наличии в вашем территориальном подразделении данного учреждения.

Помимо главного заявления, непременно добавьте копии ниже перечисленных документов:

  • Плана разделения общей собственности среди хозяев квартир;
  • Уведомлений обладателей недвижимости о времени и месте осуществления общего собрания;
  • Листа регистрации участников собрания обладателей квадратных метров в доме;
  • Доверенностей представителей владельцев имущества;
  • Протокола собрания;
  • Документально зафиксированного решения владельцев о создании земельного надела, зафиксированного на общем собрании;
  • Документа, удостоверяющего личность заявителя.

С какой временной отметки жители многоквартирного дома становятся владельцами надела земли под таким домом? Согласно действующему земельному законодательству, со дня производства государственного кадастрового учета земельного надела, на котором размещен многоквартирный дом, такой участок земли безвозмездно передается в общую долевую собственность владельцев помещений в таком доме.

То есть с того времени, как земельный надел поставлен на кадастровый учет, хозяева жилищ в доме, на котором стоит надел, превращаются во владельцев вышеупомянутого надела.

Следует отметить, что для подтверждения правомочности владения долевым имуществом вам не нужно документально оформленное свидетельство. Утвержденные нормы законодательства об использовании земли закрепляют в себе императив, что постановка на производимый государством кадастровый учет земельных наделов производится на основе межевого плана.  

Нормативно-правовая база Российской Федерации предусматривает несколько вариантов защиты попранных прав в данной ситуации, но самыми распространенными являются: требование об установке границ надела и обжалование в рамках судебного разбирательства.

Обладатели имущества в многоквартирном доме имеют возможность обжаловать в судебной инстанции в рамках арбитражного или административного процессуального законодательства (Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации, Арбитражный процессуальный кодекс России) действия (бездействия) государственных учреждений по следующим действиям:

  • Появлению в пространстве участка земли, поверх которого находится многоквартирный дом;
  • Созданию документации по распланировке площади земли (следуя инструкциям Градостроительного кодекса Российской Федерации);
  • Происходящие до овладения наделом земли (снабжение землей для сооружения объектов, осуществление торгов по реализации надела земли, акцепт соглашения об аренде надела и т. д.).

Если по итогам вышеназванных действий компетентного учреждения у третьих лиц появилось право на земельный надел, предназначенный для использования на благо жильцов многоквартирного дома, хозяева помещений в данном доме могут прибегнуть к судебной защите. От посягательств таких недобросовестных лиц можете защититься путем подачи иска об обжаловании права собственности, либо иска об определении границ надела земли.

При вынесении решения по данным искам суд принимает во внимание вопросы, вызвавшие разногласия, а именно по пограничным линиям земельных наделов, в соответствии с императивами законодательства о градостроительной деятельности, а также нормативными актами в сфере земельного права.

Причем обязанность приведения доказательств, явившихся причиной для формирования участка земли в спорной величине и границах, ложится на плечи определенного органа власти, компетентного в данной сфере.

Вердикт судебной инстанции, которым закреплены новые границы участка земли, является побуждающим фактором для внесения изменений в информацию о данном земельном наделе в государственный кадастр недвижимости.

Источник: http://UrOpora.ru/zemlya/poryadok-oformleniya-granicy-zemelnogo-uchastka-pod-mnogokvartirnym-domom.html

По вопросу оформления земельного участка под многоквартирным домом в общую долевую собственность, Письмо Минэкономразвития России от 05 мая 2017 года №ОГ-Д23-5365

Границы земельного участка под многоквартирным домом

Департамент недвижимости Минэкономразвития России (далее – Департамент недвижимости) сообщает.

В соответствии с Положением о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г.

N 437 (далее – Положение), Минэкономразвития России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативно-правовое регулирование в отнесенных к его ведению сферах деятельности.

Согласно Положению Минэкономразвития России не наделено полномочиями по официальному разъяснению законодательства Российской Федерации, а также практики его применения.

Вместе с тем полагаем возможным отметить следующее.

1. Согласно статье 16 Федерального закона от 29 декабря 2004 г.

N 189-ФЗ “О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации” (далее – Закон N 189-ФЗ) земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав данного дома объекты недвижимого имущества, который сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – Жилищный кодекс) и в отношении которого проведен государственный кадастровый учет, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме. В случае, если земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, не сформирован до введения в действие Жилищного кодекса, собственник любого помещения (с учетом постановления Конституционного суда Российской Федерации от 28 мая 2010 г. N 12-П) вправе обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом. Со дня проведения государственного кадастрового учета земельного участка, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, такой земельный участок переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.

С учетом изложенного, у собственников помещений в многоквартирных домах право общей долевой собственности на земельный участок, на котором расположены такие дома, возникает в силу прямого указания закона, а регистрация права в этом случае носит правоподтверждающий характер.

Согласно части 4 статьи 16 Закона N 189-ФЗ формирование земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, осуществляется органами государственной власти или органами местного самоуправления. При этом Законом N 189-ФЗ напрямую не предусматривается полномочий собственника отдельного помещения в многоквартирном доме или нескольких собственников на обеспечение проведения кадастровых работ с целью дальнейшего осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации права общей долевой собственности на земельный участок, занятый многоквартирным домом.

Как отмечено в определении Верховного Суда Российской Федерации от 8 февраля 2016 г. N 303-КГ15-18725, именно на уполномоченном органе лежит обязанность сформировать земельный участок под многоквартирным жилым домом по заявлению собственников помещений в таковом. Возможность передачи уполномоченным органом своей обязанности в указанной части собственникам помещений в таком доме действующим законодательством не предусмотрена. В постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 28 мая 2010 года N 12-П указано, что поскольку формирование земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, относится к области публичных правоотношений, органы государственной власти или органы местного самоуправления, на которые возложена эта обязанность, не вправе произвольно отказаться от ее выполнения, если для формирования земельного участка имеются все предусмотренные законом основания.

Согласно пункту 6 части 2 статьи 15 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ “О государственной регистрации недвижимости” (далее – Закон N 218-ФЗ) осуществление кадастрового учета без одновременной государственной регистрации может осуществляться на основании заявлений лиц, установленных федеральным законом.

На основании вышеизложенного, по мнению Департамента недвижимости:

формирование земельного участка (в том числе, выполнение кадастровых работ необходимых для подготовки межевого плана), на которых расположен многоквартирный дом осуществляется органами государственной власти или органами местного самоуправления по заявлению собственника (собственников) помещений в таком доме;

осуществление государственного кадастрового учета в отношении земельного участка, занятого многоквартирным домом, должно осуществляться по заявлению органов государственной власти или органов местного самоуправления, указанных в части 4 статьи 16 Закона N 189-ФЗ.

Необходимо отметить, что частью 2 статьи 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 191-ФЗ “О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации” предусмотрено, что до вступления в силу в установленном порядке технических регламентов по размещению, проектированию, строительству и эксплуатации зданий, строений, сооружений в случае, если застроенные территории не разделены на земельные участки, границы земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, устанавливаются посредством подготовки проектов планировки территорий и проектов межевания территорий, которые утверждаются главой местной администрации поселения, главой местной администрации городского округа с соблюдением процедуры публичных слушаний в соответствии со статьей 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации. Не допускается требовать в указанном случае предоставление других документов для утверждения проектов планировки территорий, проектов межевания территорий.

2.

Согласно части 4 статьи 69 Закона N 218-ФЗ технический учет или государственный учет объектов недвижимости, в том числе осуществленные в установленном законодательством Российской Федерации порядке до дня вступления в силу Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ “О государственном кадастре недвижимости” (далее – Закон N 221-ФЗ), признается юридически действительным, и такие объекты считаются ранее учтенными объектами недвижимого имущества. При этом объекты недвижимости, государственный кадастровый учет или государственный учет, в том числе технический учет, которых не осуществлен, но права на которые зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости (далее – ЕГРН) и не прекращены и которым присвоены органом регистрации прав условные номера в порядке, установленном в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним” (далее – Закон N 122-ФЗ), также считаются ранее учтенными объектами недвижимости.

Согласно части 9 статьи 69 Закона N 218-ФЗ сведения об объектах недвижимости, права на которые возникли до дня вступления в силу Закона о регистрации и не прекращены и государственный кадастровый учет которых не осуществлен, вносятся в ЕГРН по правилам, предусмотренным статьей 69 Закона N 218-ФЗ для внесения в ЕГРН сведений о ранее учтенных объектах недвижимости.

С 1 января 2017 г. положения Закона N 221-ФЗ, регулирующие отношения в связи с осуществлением государственного кадастрового учета объектов недвижимости, утратили силу.

Электронный текст документаподготовлен АО “Кодекс” и сверен по:официальный сайтМинэкономразвития Россииwww.economy.gov.ru

по состоянию на 06.07.2017

Источник: http://docs.cntd.ru/document/456075926

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.