Градпланы земельных участков

Как получить градостроительный план земельного участка

Градпланы земельных участков

Итак, после предыдущей статьи про этапы оформления строения в собственность, я остановлюсь подробнее на первом глобальном препятствии – получении градостроительного плана земельного участка.

Что такое градостроительный план земельного участка

Градостроительный план земельного участка

Стройка всегда ведется там, где есть люди. Ну по крайней мере гаража или дома. Так что как-то нужно договариваться людям, чтобы дома не мешали друг другу, не мешали городу или другим людям.

Поэтому и придумали такую штуку как градостроительный план земельного участка (или градплан).

Градплан представляет собой план в масштабе вашего земельного участка, где нанесены границы, в которых вы можете строить задуманное здание. И утверждается это и главным архитектором поселения или города, а так же главой администрации этого поселения. Так что бумага эта важная и без нее не получится перейти к следующему этапу – получению разрешения на строительство.

Нужно четко понимать, что в каждом субъекте есть свои нормы. Например, в Краснодарском крае, от фасада участка должна быть красная линия 5 метров, от границ с соседями 3 метра. Для узких участков до 10 метров разрешено делать отступ для 1 этажного дома 1 метр от соседей, для 2-х этажного – по 1,5 метра. Ну и так далее.

Коммуникации в земле и по воздуху тоже зачастую имеют свою защитную зону, так что тоже могут внести свою корректировку в границы. Плюс противопожарные нормы тоже никто не отменял.

Запоминать эти цифры не стоит, поскольку есть куча факторов и разбираться с этим сложно сходу. Проще перед строительством проконсультироваться с независимым  архитектором или в архитектуре города или поселка.

Там подскажут бесплатно что и где вы сможете построить.

Только приходите с документами и желательно с готовым планом и замерами до строений соседа, чтобы вы уже представляли, что хотите и не занимали много времени на консультации у специалистов.

Итак, вы убедились, что ваше желание совпадает с возможностями и законом и вы твердо решили строить!

Что нужно для получения градплана

Основной пакет документов – это документы на землю и ваши документы собственника. Вы все время эти документы будете на всех этапах отдавать, а возвращать их часто не будут, так что делайте копии документов.

Общая стратегия такая: пришли на консультацию в многофункциональный центр и задаете вопросы по получению градплана  с разъяснением каждого пункта. Вам выдадут распечатки с тем, что нужно для каждого пункта этого действия.

Вы их аккуратно берете с собой и просматриваете. И готовите пакеты документов под каждый запрос через многофункциональный центр.

И обязательно сделайте ксерокопии паспорта, в МФЦ копии не делают (или делают за большие деньги), а без копии паспорта не принимают документы.

Кадастровая выписка на земельный участок

Получить её проще всего. Идете с паспортом в многофункциональный центр и заказываете выписку, предварительно оплатив госпошлину. Только учтите, что очереди в эти окна просто чудовищные.

Для получения нужен только кадастровый номер участка, паспорт и его копия, заявление напишите там на приеме у специалиста.

Гораздо проще заказать эту выписку через сайт Росреестра, да и дешевле это будет примерно на 50% (если чисто электронная).

Заказать можно как готовую выписку с печатью на бумаге и забрать её опять в многофункциональном центре, можно попросить прислать по почте, а можно получить электронной почтой, но без печать. Лучше в бумажно варианте в многофункциональном центре.

В принципе, когда я работал с градпланом в прошлом году, то особой разницы не было. Но могут придраться, так что тут стоит экономить. Цена была 400 рублей.

Топосъемка земельного участка

Самый простой и самый «денежный» вопрос — топосъемка земельного участка.

Топосъемка должна быть выполнена организацией, имеющий СРО (разрешение на выполнения таких работ), обязательно зарегистрирована в архитектуре населенного пункта и не должна быть старше 1 года.

Цена вопроса на 9 соток около 4-5 тысяч рублей. Если плотная застройка, то дороже. Если пустой участок, то дешевле. Плюс жадность фирм.

Заявление вы напишите там, покажете паспорт, скажете номер кадастровый земельного участка. Лучше принести заодно и копию свидетельства на землю с кадастровым паспортом.

Рекомендую узнать в архитектуре цену и узнать в других фирмах, занимающихся кадастровыми работами. Как правило, в архитектуре дольше и дороже до 50%. Но вам зачем переплачивать?

Маленький совет: обязательно просите 2 экземпляра топосъемки земельного участка и электронный вариант для кадастровых программ и для AutoCAD. Электронный вариант нужен при работе над градпланом и для проекта.

Срок изготовления обычно от загрузки, но как правило 2-4 недели.

Технические условия

Технические условия на новый дом — это узаконенная кормушка коммунальщиков и администрации. Так что, не смотря на то, что для получения и для утверждения градплана в Градостроительном кодексе сказано, что тех. условия не нужны, архитектура очень часто требуют их по своим внутренним распоряжениям и так далее.

Причем самостоятельно как бы не дают возможность пойти и взять условия в организациях. Они должны сделать расчет и по нему письмо в каждую организацию. Такое письмо стоит около 500 рублей. Увы, бороться бесполезно. Так что приносите свои «хотелки» по нагрузкам и заказывайте эти письма для получения тех. условий.

Для ускорения сбора документов, делайте это параллельно с заказом топосъемки.

А вот потом, когда соберете пакеты документов, обязательно сдавайте их через многофункциональные центры, чтобы ответ получить в утвержденные законом сроки без выкручивания рук.

На каждую заявку нужен примерно такой перечень документов: заявление (заполните там), копию и оригинал паспорта, копию и оригинал свидетельства собственности на землю (или заменяющие его документ – договор аренды и так далее), кадастровый паспорт и его копию, заявление с нагрузками из архитектуры.

Подача документов в архитектуру

Когда вы собрали все документы, то опять добавляете паспорт, заявление, копию свидетельства на землю и подаете все это через МФЦ.

Таким образом, вашему обращению присваивается номер и отслеживается срок его исполнения.

Срок около 1 месяца, вам вычертят план земельного участка в масштабе и нанесут границы, на втором листке вам сделают описание и подпишут у главы администрации для утверждения.

Рекомендую после сдачи, через пару дней наведаться в архитектуру и встретиться с исполнителем. Наверняка будут вопросы и чем быстрее вы их снимете, тем быстрее будет сделана работа.

Ну а после получения градплана можно заказывать проект здания. Если до 3 этажей (с подвалом и мансардой!) и меньше 1 500 м2 площади, то такой проект не должен проходить экспертизу и можно ограничиться только теми разделами, которые нужны для получения разрешения на строительства, а не всеми разделами для экспертизы и сэкономить деньги. Но об этом подробнее в следующей статье.

Источник: https://garage-yourself.ru/kak-poluchit-gradostroitelnyiy-plan-zemelnogo-uchastka/

О градостроительном плане земельного участка

Градпланы земельных участков

Федеральным законом от 3 июля 2016 г. № 373-ФЗ в ГрадК РФ (а также в иные правовые акты) внесены изменения. Указанные изменения затрагивают в том числе и регулирование процедур, связанных с градостроительным планом земельного участка (далее – ГПЗУ). Применительно к ГПЗУ изменения вступают в силу с 1 июля 2017 г. (п. 2 ст. 10 Федерального закона от 3 июля 2016 г. № 373-ФЗ).

Я думаю, что вполне уместен анализ соответствующих изменений, как и взгляд на вопросы, связанные с действующим регулированием, практикой.

Отмечу, конечно, что де-факто в нашей стране многие объекты капитального строительства (далее – ОКС) возводятся и в отсутствие разрешения на строительство, и без привлечения лиц, действительно компетентных в вопросах строительства. Чего уж говорить о пренебрежении к «какому-то» ГПЗУ.

Но де-юре ГПЗУ является весьма важным документом в сфере строительства: ГПЗУ необходим не только для получения разрешения на строительство (п. 2 ч. 7 и п. 2 ч. 9 ст. 51 ГрадК РФ), но и для подготовки проектной документации (п. 1 ч. 6 ст. 48 ГрадК РФ, пп. «б» и пп. «т» п.

10 Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утв. Постановлением Правительства РФ от 16 февраля 2008 г. N 87).

А на месте рядового гражданина, желающего приобрести земельный участок для целей строительства, я бы предпочел сначала взглянуть в том числе и на ГПЗУ, и только потом уже ставил бы подпись в договоре купли-продажи земельного участка.

1. ГПЗУ и его назначение

Еще в 2013 г. Президиум ВАС РФ весьма корректно и лаконично раскрыл понятие «градостроительный план земельного участка»:

«градостроительный план земельного участка по существу представляет собой выписку из правил землепользования и застройки, проекта планировки и проекта межевания территории квартала (микрорайона) применительно к конкретному земельному участку, в которой указывается информация о строительных характеристиках предназначенного для застройки участка и имеющихся в отношении него строительных ограничениях. При этом градостроительный план не устанавливает соответствующие характеристики, а лишь воспроизводит те из них, которые определены в перечисленных актах в отношении территории, на которой расположен данный участок» (постановление Президиума ВАС РФ от 2 июля 2013 г. N 1633/13).

Данная позиция ретранслируется судами по сей день: к примеру, постановление АС МО от 28 октября 2016 г. по делу N А41-7712/16, постановление АС УО от 14 ноября 2016 г. по делу N А60-58443/2015.

Кроме того, указанная позиция, как я понимаю, повлияла и на изменение ГрадК РФ. Так, уже в действующей редакции ч. 1 ст.

51 ГрадК РФ лишена сомнительного «подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка» (требованиям выписки?). Ст.

41 ГрадК РФ в будущей редакции исключает ГПЗУ из числа документации по планировке территории, разумно оставляя там лишь ППТ и ПМТ. Да и статья ГрадК РФ в гл. 5, посвященная ГПЗУ (ст. 44), утрачивает силу – ГПЗУ появляется в «информационной» гл. 7, ст. 57.3.

Ст. 57.3 ГрадК РФ предусмотрены уже более близкие к реалиям положения:

– ГПЗУ выдается в целях обеспечения субъектов градостроительной деятельности информацией, необходимой для архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции ОКС в границах земельного участка (ч. 1);

– источниками информации для подготовки ГПЗУ являются документы территориального планирования и градостроительного зонирования, нормативы градостроительного проектирования, документация по планировке территории, сведения, содержащиеся в ГКН, федеральной государственной информационной системе территориального планирования, информационной системе обеспечения градостроительной деятельности, а также технические условия подключения (технологического присоединения) ОКС к сетям инженерно-технического обеспечения (ч. 2).

На сегодняшний же день, если строго следовать букве закона, подготовка ГПЗУ «осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры» и в прочих целях, указанных в ч. 1 ст. 41 ГрадК РФ, что, мягко говоря, не соответствует действительности.

2. Информация, содержащаяся в ГПЗУ

Действующая редакция ГрадК РФ раскрывает конкретное содержание ГПЗУ в восьми пунктах ч. 3 ст. 44. Будущая редакция ГрадК РФ (ч. 3 ст. 57.3) предусматривает уже 17 пунктов, которые должны содержаться в ГПЗУ.

Но существенная разница, на мой взгляд, отсутствует (кстати, сети ИТО и красные линии, например, я встречал в чертежах ГПЗУ задолго до появления Федерального закона от 3 июля 2016 г.

№ 373-ФЗ), да и форма ГПЗУ после 1 июля 2017 г. не изменится.

Отмечу лишь то, что, судя по изменениям (особенно, если взглянуть на ч. 7 и ч. 8 ст. 57.3 ГрадК РФ), органы местного самоуправления начнут более серьезно подходить к обязанности указывать в ГПЗУ информацию о технических условиях подключения (технологического присоединения) ОКС к сетям ИТО.

Новая форма ГПЗУ была утверждена еще в 2016 г. – Приказ Минстроя России от 6 июня 2016 г. N 400/пр «Об утверждении формы градостроительного плана земельного участка».

Главным ее элементом (как и применительно к старой форме) для большинства субъектов градостроительной деятельности является чертеж ГПЗУ (п. 1 формы), который выглядит примерно так.

Особое внимание уделяется месту допустимого размещения ОКС, т.н. «пятну застройки».

Зачастую ограничения, связанные с конкретным земельным участком, влекут выполнение чертежа ГПЗУ с таким «пятном застройки», который весьма неприятно удивляет правообладателя земельного участка (если, конечно, о соответствующих ограничениях он не знал ранее). А не знать о каком-либо ограничении (коих тьма) или иметь о каком-либо ограничении не вполне корректное представление – далеко не редкость в наших реалиях. Однако это уже другой вопрос (немного о нем здесь).

3. Получение ГПЗУ

Ч. 17 ст.

46 ГрадК РФ в действующей редакции, регулирующая процедуру выдачи ГПЗУ, отличается своей лаконичностью: «Орган местного самоуправления в течение тридцати дней со дня поступления указанного обращения осуществляет подготовку градостроительного плана земельного участка и утверждает его. Орган местного самоуправления предоставляет заявителю градостроительный план земельного участка без взимания платы».

Это влекло (и влечет до сих пор) огромное количество споров, в том числе и не доходящих до судов, относительно перечня документов, которые необходимо представить для подготовки и утверждения ГПЗУ, и перечня лиц, которые вправе обратиться с соответствующим заявлением.

С одной стороны, ВС РФ прямо указал, что: «подготовка и выдача градостроительного плана земельного участка осуществляется по заявлению собственника, пользователя либо иного заинтересованного лица и является обязанностью уполномоченного органа.

Названные нормы Градостроительного кодекса Российской Федерации, регулирующие отношения, возникшие между заявителем и органом местного самоуправления, не предусматривают обязанность гражданина обосновать цель истребования градостроительного плана, предоставить иные документы, кроме тех, которые связаны с возможностью идентификации обратившегося лица» (определение ВС РФ от 27 марта 2013 г. N 6-КГ12-11).

Да и многие административные регламенты такой позиции не противоречат. Примером может служить п. 14 раздела II административного регламента предоставления администрацией МО г.

Краснодар муниципальной услуги «Выдача ГПЗУ», утв. постановлением администрации МО г. Краснодар от 6 июля 2012 г.

N 5635: «Исчерпывающий перечень документов, необходимых в соответствии с нормативными правовыми актами для предоставления муниципальной услуги:

1) заявление о выдаче градостроительного плана земельного участка, которое оформляется по форме согласно приложению N 1 к настоящему Административному регламенту (далее – заявление);

2) документ, удостоверяющий личность заявителя (заявителей), являющегося физическим лицом, либо личность представителя юридического лица (паспорт), в случае обращения доверенного лица – доверенность и документ, удостоверяющий его личность (копия 1 экземпляр, подлинники для ознакомления);

3) выписка из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (для индивидуальных предпринимателей); выписка из Единого государственного реестра юридических лиц (для юридических лиц)».

С другой стороны, как показывает практика, чем дальше населенный пункт находится от административного центра субъекта РФ, тем всё более странными тонкостями обрастает получение ГПЗУ – заявителю могут сообщить о необходимости представить топографическую съемку территории земельного участка, об иных сомнительных необходимостях. В некоторых субъектах РФ разъяснят, что существует плата за выдачу ГПЗУ.

ГрадК РФ в будущей редакции относительно вопроса получения ГПЗУ всё так же лаконичен. Следует лишь отметить, что в редакции, которая вступит в силу с 1 июля 2017 г., срок выдачи ГПЗУ составляет 20 рабочих дней (ч. 6 ст. 57.3 ГрадК РФ), в действующей редакции – 30 дней (ч. 17 ст. 46 ГрадК РФ).

Новая редакция ГрадК РФ предусматривает также положение о том, что если в соответствии с ГрадК РФ размещение ОКС не допускается при отсутствии документации по планировке территории, выдача ГПЗУ для архитектурно-строительного проектирования, получения разрешения на строительство такого ОКС допускается только после утверждения такой документации по планировке территории (ч. 4 ст. 57.3 ГрадК РФ). Примером этому, полагаю, может служить комплексное освоение территорий – ч. 1 ст. 46.4 ГрадК РФ. По существу, речь идет о масштабных строительных проектах.

Смутило указание в ч. 5 ст. 57.3 ГрадК РФ именно на правообладателя земельного участка. Почему законодатель решил прямо исключить из перечня заявителей иных заинтересованных лиц – вопрос. Особенно, если рассматривать интересы потенциальных приобретателей земельных участков.

Таким лицам, на мой взгляд, больше нужны превенции (механизмы ex ante), а не право бегать ex post по нашим судам с разнообразными исками, узнав только впоследствии, что на земельном участке даже хозблок метр на метр нельзя возвести.

Да и такие «забеги с исками» будут иметь смысл, по сути, только при наличии соответствующих заверений, условий об ответственности в договоре об отчуждении земельного участка.

4. Срок действия ГПЗУ

Источник: https://zakon.ru/blog/2017/2/11/o_gradostroitelnom_plane_zemelnogo_uchastka

Градостроительный план земельного участка как ребус, информация и риск – блоги риэлторов | ЦИАН

Градпланы земельных участков

Признаться, среди специалистов по загородной недвижимости возникло напряжение, когда некоторые риэлторы стали публиковать наше “сокровенное знание”, заключающееся в том, что градостроительный план земельного участка (ГПЗУ) содержит много информации по ограничениям его использования. Советы от риэлторов по ГПЗУ были даже более категоричны: закажите градплан, и в нем будет все написано, что можно делать на участке, а что нельзя.

Тем не менее, более внимательно рассмотрев ситуацию, можно прийти к выводу, что “опасности разглашения” нет.

Сразу согласимся: действительно, ГПЗУ – это самый полный, официальный и во многом – достоверный источник информации об ограничениях в использовании земельного участка. Однако есть и множество “но”.

Во-первых, сделать ГПЗУ можно только для участка с межеванием, т.е. оперативно – в 50 % случаев. Принуждать собственников к межеванию не всегда оправданно, а в некоторых случаях еще и вредно для покупателя.

Во-вторых, что делать, если собственник отказывается получить градплан? Предпложим, он боится: закажешь градплан, а окажется, что продал единственную квартиру через электронную регистрацию. Или не умеет пользоваться интернетом, и попросить некого.

В-третьих, у сторон может не быть времени ожидать ГПЗУ, надо быстро выйти на сделку.

В четвертых, покупатель не заинтересован демонстрировать интерес к участку в явном виде. Просьба к собственнику заказать ГПЗУ – это фактическое согласие на покупку. Уменьшаются возможности по торгу и отказу от сделки.

В-пятых, огромный риск для собственника участка заключается в том, что если он закажет ГПЗУ, а по нему окажется, что строить на участке нельзя.

Собственник уже не сможет утверждать, в частности, в суде, по прошедшей сделке с иным покупателем, не потребовавшим ГПЗУ, что он не знал о существенном ограничении. Такая сделка по иску нового собственника, почти наверняка, будет расторгнута.

Заказывать ГПЗУ собственникам можно только в случаях, когда в ходе “расследования”, как шутят прокуроры, не выйдешь на самого себя. Как такие случаи отличить от иных – большой вопрос.

Традиционно градпланы готовят в такой стилистике, что не совсем ясно, можно ли строить и насколько серьезны затруднения. Читаем – и не понимаем. В подтверждение приведем некоторые выдержки из актуального градплана (курсив).

При проектировании объектов капитального строительства необходимо учитывать охранные зоны инженерных коммуникаций, в том числе подземных (при наличии)….(Вы рассчитывали, что вам расскажут про подземные коммуникации на участке, а оказывается: “необходимо учитывать”).

Объекты капитального строительства разместить с учетом возможного негативного воздействия планируемого объекта на прилегающие территории ….(Учесть всё).

Подготовку проектной документации осуществлять в соответствии с требованиями законодательства на основании результатов инженерных изысканий.(Для индивидуальных жилых и садовых домов проектная документация не требуется).

Проектирование выполняется в соответствии с законом РФ от 21.02.1992 г. № 2395-1 “О недрах”. (Поиск полезных ископаемых на участке, кроме деревень, никто не отменял).

Проектирование и проведение земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных работ…должны проводиться в соответствии со статьей 30 … № 73-ФЗ “Об объектах культурного наследия …”. (Если потребуется историко-культурная экспертиза, то ее стоимость может быть больше, чем стоимость участка).

Архитектурно-градостроительный облик объекта(ов) капитального строительства подлежит согласованию в случаях, установленных положением, утвержденным постановлением Правительства Московской области от 30.12.2016 г. № 1022/47. (Для самостоятельного изучения, конкретики нет).

Расположение земельного участка в зоне санитарной охраны источников питьевого водоснабжения подлежит уточнению с учетом нормативных правовых актов по установлению зон санитарной охраны источников питьевого водоснабжения.

Ограничения использования земельного участка в границах зон санитарной охраны источников питьевого водоснабжения определены нормативными правовыми актами по установлению зон санитарной охраны источников питьевого водоснабжения.

(Если окажется, что участок расположен в первом или части второго пояса санитарной охраны источников питьевого водоснабжения г. Москвы, то строить здесь нельзя).

Земельный участок полностью расположен в границах водоохранной зоны реки … (сведения подлежат уточнению).Строительство, реконструкция объектов капитального строительства допускается при наличии письменного согласования с территориальным управлением Федерального агентства по рыболовству. ( А если не согласуют, значит, не возможно).

Самое неприятное в том, что градпланы с полным запретом и вероятным разрешением на строительство будут выглядеть практически одинаково.

Как-то к нам обращалась юридическая фирма, специализирующаяся на получении разрешений на строительство, которая не верно прочитала градостроительный план, и в результате их клиент купил участок и получил отказ в строительстве дома на нем. И на старуху бывает проруха.

В некоторых случаях ГПЗУ и полученные на его основании документы содержат необоснованные отказы на строительство. Например, в СНТ Солнечногорского района, вблизи устья реки Истра, отказ в строительстве был вынесен на основании неверно определенного администрацией расстояния от уреза воды до места размещения дома.

Перспективы административного или судебного обжалования – очень хорошие.

В другом случае в одной из деревень Истринского округа для земельного участка в районе предстоящей в ближайшие десятилетия реконструкции автомобильной дороги по нашему представлению градостроительный план земельного участка по решению Межведомственной комиссии будет изменен, и строительство (уже построенного) дома будет разрешено.

Таким образом, не во всех случаях можно и нужно заказывать граплан. “Правильное” прочтение ГПЗУ требует определенных навыков.

Какое-то время будут востребованы работы по выявлению рисков приобретения земельных участков без получения градостроительного плана.

В небольшом проценте случаев “запретительные” градостроительные планы разработаны на основе неполной или недостоверной информации и могут быть оспорены.

Источник: https://www.cian.ru/blogs-gradostroitelnyj-plan-zemelnogo-uchastka-kak-rebus-informatsija-i-risk-295012/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.