Государственный оборонный заказ статья

Содержание

Закупка в рамках гособоронзаказа

Государственный оборонный заказ статья

Гособоронзаказ – закупки для федеральных нужд, которые необходимы, чтобы обеспечить оборону и безопасность России. В рамках гособоронзаказа поставляют продукцию и в области военно-технического сотрудничества России с иностранными государствами.

Об этом сказано в пункте 1 статьи 3 Федерального закона от 29.12.2012 № 275-ФЗ (далее – Закон № 275-ФЗ).
Порядок, в котором размещают, выполняют и контролируют гособоронзаказ, права и обязанности участников сделки устанавливает Закон № 275-ФЗ.

Государство повышенно контролирует гособоронзаказ, поэтому обратите внимание:

  • на правила, по которым заключают контракт;
  • идентификацию госконтрактов и платежей по нему – уникальный код;
  • специальные банковские счета, которые необходимо открыть под каждый госконтракт.

Участники гособоронзаказа приведены в таблице.

Госзаказчик
  • Федеральный орган исполнительной власти;
  • Росатом;
  • Роскосмос
Головной исполнитель2Организация, которая заключила госконтракт с госзаказчиком
Исполнитель1Организация (предприниматель), которая:

  • входит в кооперацию головного исполнителя;
  • заключила контракт с головным исполнителем или исполнителем.

Над одним гособоронзаказом работают несколько исполнителей. Одни производят, другие поставляют. Государство обязывает головного исполнителя раскрыть госзаказчику всю сеть исполнителей. Для этого головной исполнитель объединяет всех исполнителей по гособоронзаказу в кооперацию. После чего заказчику легко проконтролировать финансирование и исполнение гособоронзаказа на каждом его этапе по всей цепочке исполнителей. Ведь у госзаказчика есть полный доступ к сведениям о кооперации (п. 5 ст. 6 Закона № 275-ФЗ)

Уполномоченный банк1Банк, который выбрал головной исполнитель. Это банк из числа тех, которые утвердило государство

Это следует из пунктов 2–4.2 статьи 3 Закона № 275-ФЗ.

Гособоронзаказ проходит несколько этапов под государственным контролем. В частности, гособоронзаказ:
1. Формируют. Государство формирует гособоронзаказ на основе военной доктрины, планов строительства и развития Вооруженных сил РФ, государственной программы вооружения.

2. Утверждают. Правительство РФ утверждает гособоронзаказ и определяет госзаказчиков.
3. Размещают. Госзаказчик размещает гособоронзаказ на официальном сайте ЕИС zakupki.gov.ru в порядке, который установлен Федеральным законом от 05.04.

2013 № 44-ФЗ (далее – Закон № 44-ФЗ).
4. Оформляют госконтрактом и контрактами. Госзаказчик от имени Российской Федерации заключает госконтракт с головным исполнителем. А головной исполнитель заключает контракты с исполнителями других уровней.
5. Выполняют.

Головной исполнитель и исполнители производят гособоронпродукцию (работы, услуги) и поставляют заказчику.
6. Надзирают и контролируют. ФАС России контролирует конкуренцию и ценообразование в военной сфере, а также планирование, размещение и исполнение гособоронзаказов.

Это следует из глав 2, 5 и 5.1 Закона № 275-ФЗ.

Контракт на гособоронзаказ заключают через госзакупки на официальном сайте ЕИС zakupki.gov.ru. Порядок, в котором стороны заключают контракт, установлен Законом № 44-ФЗ. Исполнителя определяют по результатам торгов.

Есть случаи, когда исполнителя просто утверждают и заключают с ним госконтракт на гособоронзаказ. Торги не проводят, а исполнитель не вправе отказаться от госконтракта.

Отказаться от госконтракта не вправе:

  • единственный исполнитель, если гособоронзаказ прибыльный;
  • организации, которые занимают доминирующее положение на рынке гособоронзаказа (только если на торгах нет претендентов или по результатам конкурентной процедуры не определили головного исполнителя);
  • организации, которые занимают доминирующее положение по статье 14 Закона № 275-ФЗ (когда у организации нет обоснованных экономических или технологических причин, чтобы отказаться заключать контракт).

Такие особенности установлены пунктами 6 и 6.1 статьи 6 Закона № 275-ФЗ.
В госконтракт включите условие о том, что заказчик должен возместить компании расходы за счет собственных средств на запасы необходимой продукции, сырья, материалов, полуфабрикатов, комплектующих изделий.

Это возможно только по согласованию с госзаказчиком, головным исполнителем, исполнителем и только в пределах цены госконтракта. Об этом сказано в статье 7.1 Закона № 275-ФЗ. Ситуация: должен ли поставщик заключать договор по гособоронзаказу и открывать счет в Казначействе, если поставляет покупателю товар для изготовления продукции в рамках гособоронзаказа

Да, должен.

Заключать договор в рамках гособоронзаказа и открывать счет в Казначействе должны все исполнители в цепочке по гособоронзаказу.

Исполнитель, который поставляет продукцию по государственному оборонному заказу, входит в кооперацию головного исполнителя и должен заключать договоры с головным исполнителем или исполнителем. Расчеты по договорам, заключенным в рамках государственного оборонного заказа, проходят на отдельном счете, открытом в уполномоченном банке, выбранном головным исполнителем. Об этом сказано в пункте 4 статьи 3, пункте 3 части 1 статьи 8 Закона № 275-ФЗ. Ситуация: по какому закону ФГУП заключить контракт с соисполнителем гособоронзаказа – по 44-ФЗ или 275-ФЗ, если ФГУП – соисполнитель гособоронзаказа третьего звена

Контракт заключите по Закону № 44-ФЗ, но с учетом требований Закона № 275-ФЗ. Например, прежде чем провести закупку или заключить контракт, заказчик должен определить и обосновать начальную цену такой закупки или контракта согласно статье 22 Закона № 44-ФЗ.

Однако если закупка проходит в рамках гособоронзаказа, то рассчитать и обосновать цену закупки заказчик должен по правилам из части 4 статьи 6 Закона № 275-ФЗ. Вывод следует из части 2.

1 статьи 15, части 21 статьи 22, части 6 статьи 33, части 3 статьи 34, части 25 статьи 95, части 10 статьи 96 Закона № 44-ФЗ.

Чтобы рассчитать базовую стоимость продукции по гособоронзаказу, применяйте расширенный индексный подход. Стоимость вооружения, военной и специальной техники будут устанавливать раз в шесть лет с ежегодным уточнением на индекс-дефлятор.

Минпромторг, Роскосмос и Росатом по согласованию с ФАС разрабатывают методические рекомендации по ценообразованию в профильных отраслях. Расчет базовой стоимости продукции по ГОЗ утвердили постановлением Правительства от 02.12.2017 № 1465.

Ситуация: в каком документе урегулирована прибыль поставщика по гособоронзаказу и каким документом поставщик может подтвердить расчет цены

Прибыль поставщика урегулирована в разделе IV Положения о государственном регулировании цен из постановления Правительства от 02.12.2017 № 1465.

Прибыль не должна превышать 1 процент плановых привнесенных затрат и 20 процентов плановых собственных затрат организации на поставку, включая производство продукции с учетом пункта 55 Положения. Организации – исполнители государственного оборонного заказа также применяют Порядок из приказа Минпромэнерго от 23.08.

2006 № 200, чтобы определить состав затрат на производство продукции оборонного значения. Подтвердить расчет цены поставляемой продукции поставщик может, например, сметами и калькуляцией цен.

Техническая особенность госконтракта на гособоронзаказ – это его идентификация. Госзаказчик присваивает госконтракту, который заключает с головным исполнителем, специальный код – идентификатор.

В дальнейшем этот код проставляют на всех контрактах, которые заключают в рамках данного гособоронзаказа. Код действует на протяжении всего периода, пока стороны исполняют контракт.

Код госконтракта содержит:

  • способ, которым определяют исполнителя;
  • год, в котором заключен госконтракт;
  • год, в котором госконтракт заканчивает действовать;
  • порядковый номер госконтракта;
  • код госзаказчика.

Это следует из пункта 13 статьи 3, статьи 6.1, пункта 5 статьи 7, подпунктов 4 и 9 пункта 1, подпунктов 4 и 9 пункта 2 статьи 8, подпункта 1 пункта 1 статьи 8.3, подпункта 1 пункта 1 статьи 8.5 Закона № 275-ФЗ.
Порядок, в котором заказчик формирует идентификатор, утвержден приказом Минобороны, Казначейства от 11.08.2015 № 475/13н.

Все платежи по гособоронзаказу госзаказчики, головные исполнители, исполнители проводят через специальные счета. Открыть счета обязаны головной исполнитель и исполнители. Головной исполнитель выбирает банк из перечня уполномоченных банков, который предусмотрен частью 3 статьи 8.1 Закона № 275-ФЗ.

Банк России ежемесячно размещает перечень банков, которые соответствуют критериям, на своем официальном сайте (ст. 8.1 Закона № 275-ФЗ).
Под каждый гособоронзаказ открывают отдельный счет. Расходовать деньги с этих счетов можно только на нужды гособоронзаказа.

Операции, которые не связаны с исполнением гособоронзаказа, запрещены. Например, запрещено предоставлять займы и кредиты, покупать иностранную валюту (п. 10 ст. 3, ст. 8.1–8.6 Закона № 275-ФЗ).
В распоряжениях на перечисление денег указывают код конкретного госконтракта.

В платежном поручении код контракта прописывают в поле 22, которое предусмотрено для уникального идентификатора платежа (письмо Казначейства от 04.12.2015 № 07-04-05/05-822).

Ситуация: открывать ли федеральному бюджетному учреждению второй счет в Казначействе для расчетов по контракту в рамках ГОЗ

Нет, открывать второй счет не нужно. Спецсчета открывают только головной исполнитель, исполнители гособоронзаказа.

Для контрактов в рамках гособоронзаказа применяют банковское или казначейское сопровождение. Если контракт подпадает под казначейское сопровождение, то операции по зачислению и списанию денег проходят на счетах, которые открывают в территориальных органах Казначейства. Счета открывают головной исполнитель или исполнители гособоронзаказа. О том, что нужно открыть счет, заказчик уведомляет исполнителей до того, как заключить контракт. Государственный заказчик перечисляет деньги на счета, которые Казначейство открыло в ЦБ. Затем Казначейство переводит деньги на спецсчет исполнителей.
Если контракт подпадает под банковское сопровождение, то счета открывают в уполномоченном банке. Головной исполнитель, исполнители выбирают банк из перечня уполномоченных банков, который предусмотрен частью 3 статьи 8.1 Закона № 275-ФЗ. Условие о том, что расчеты проходят на спецсчетах в уполномоченном банке, заказчик включает в контракт.
Об этом сказано в пункте 6 статьи 7, части 3 статьи 8.1 Закона № 275-ФЗ, пункте 2 раздела 1 Правил, которые Правительство утвердило постановлением от 28.12.2017 № 1680. Ситуация: как взыскать с заказчика деньги по исполнительному листу с отдельного счета, который открыт в рамках гособоронзаказаПолучить деньги с отдельного счета по исполнительному листу можно после того, как контракт будет закрыт.
На операции по отдельному счету, который открыт в рамках гособоронзаказа, действуют ограничения. Например, банк откажет в списании с отдельного счета денег по исполнительным листам. Ограничения прекращают действовать после того, как заказчик уведомит банк, где открыт счет, об исполнении контракта. Поэтому списать деньги по исполнительному лицу с отдельного счета исполнитель гособоронзаказа сможет после того, как контракт будет закрыт, а ограничения со счета сняты. Вывод следует из пункта 9 статьи 8.4, части 2 статьи 8.3 Закона № 275-ФЗ. Позицию подтвердил Арбитражный суд Московского округа в постановлении от 16.05.2017 по делу № А40-206396/15.

За нарушения в сфере гособоронзаказа предусмотрена административная и уголовная ответственность. Это следует из статьи 15 Закона № 275-ФЗ.
Виды нарушений и размеры штрафов смотрите в таблице.
Внимание: с 9 января 2018 года за попытку извлечь личную выгоду и нанести ущерб интересам общества или государства, руководителя организации накажут:

  • штрафом от 1 до 3 млн руб. или штрафом в размере дохода за период от одного до трех лет и лишат права занимать руководящие должности или вести определенную деятельность на срок до 10 лет;
  • штрафом от 500 000 до 1 млн руб. или в размере дохода за период от трех до четырех лет, лишением свободы на срок от четырех до восьми лет и права занимать руководящие должности или вести определенную деятельность на срок до трех лет.

Если злоупотребление по гособоронзаказу совершит организованная группа, ее участникам грозит лишение свободы на срок от пяти до 10 лет.

В течение пяти лет нарушители не смогут занимать руководящие должности или вести определенную деятельность.

Такое же наказание с конфискацией имущества предусмотрено за злоупотребление должностными полномочиями при выполнении гособоронзаказа (ст. 201.1 и 285.4 УК).

Источник: https://pravobez.ru/articles/zakupka-v-ramkah-gosoboronzakaza.html

Как изменится 275-ФЗ о государственном оборонном заказе в 2021 году

Государственный оборонный заказ статья

Скачать 275-ФЗ с последними изменениями и ми на 2020 год

На сайте проектов нормативных актов опубликовали законопроект, который изменяет Федеральный закон № 275-ФЗ от 29.12.2012 и дает право исполнителям закрывать отдельный счет после полного выполнения обязательств по контракту.

Это право будут реализовывать до завершения госконтракта в целом.

Такие изменения позволят исполнителю переводить деньги с отдельного счета на расчетный счет и решать за их счет другие производственные задачи, не ожидая окончания выполнения «долгосрочного» госконтракта.

Для реализации нового права на закрытие отдельного счета придется соблюсти такие условия:

  • предоставить в полном объеме отчеты о ходе исполнения контракта, которые соответствуют требованиям к составу и формату по 275-ФЗ. Подробнее: «Готовим отчет по форме 1-ГОЗ: пошаговая инструкция»;
  • предоставить госзаказчику в порядке, который предусмотрен федеральным законом об оборонном заказе, отчет о полном исполнении контракта;
  • получить на отдельный счет исполнителя от головного исполнителя, исполнителя оплаты за продукцию, которая поставлена в объеме по условиям такого контракта, содержащегося в Единой информационной системе государственного оборонного заказа (ЕИС ГОЗ);
  • пройти проверку отчета (отчетов) о ходе исполнения контракта и отчета о полном исполнении контракта по результатам ведения раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности по такому контракту, контроль целостности и форматный логический контроль, определенные Минобороны, при передаче такой информации в ЕИС ГОЗ;
  • предоставить заявление в уполномоченный банк о закрытии отдельного счета по такому контракту с подтверждением принятия ЕИС ГОЗ отчета о полном исполнении контракта.

Этим же законопроектом внесли изменения в ст. 3 275-ФЗ и сформулировали новые определения для гособоронзаказа.

Раздельный учет результатов финансово-хозяйственной деятельности — порядок учета хозяйственных операций, который обеспечивает разделение (обособление) учетных данных (денег и иных ресурсов, используемых при поставке продукции по гособоронзаказу) при исполнении каждого госконтракта, контракта. Устанавливается внутренними документами головного исполнителя, исполнителя с учетом требований правительства.

Отчет о ходе исполнения государственного контракта, отчет о ходе исполнения контракта — информация о результатах финансово-хозяйственной деятельности при поставке продукции по гособоронзаказу, которая предусмотрена госконтрактом, в отношении которого проводится банковское сопровождение (если по 275-ФЗ есть обязанность использовать отдельный счет), и при поставке продукции, которая необходима головному исполнителю, исполнителю для выполнения гособоронзаказа, которая предусмотрена контрактом, в отношении которого проводится банковское сопровождение (если по 275-ФЗ есть обязанность использовать отдельный счет). Эта информация формируется по результатам ведения раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности в ходе исполнения каждого госконтракта и каждого контракта и предоставляется в ЕИС ГОЗ для госзаказчика.

Отчет о полном исполнении контракта — информация о полном исполнении контракта, которая формируется по результатам ведения раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности по контракту, в отношении которого проводится банковское сопровождение (если по 275-ФЗ есть обязанность использовать отдельный счет). А если есть военное представительство госзаказчика, которое контролирует выполнение контракта, документов, подтверждающих полное исполнение обязательств по поставке предусмотренной таким контрактом продукции. Такая информация предоставляется в ЕИС ГОЗ для госзаказчика.

Планируется, что эти изменения заработают с июля 2021 года.

22.10.2020 Госдума в первом чтении приняла законопроект № 1005078-7 о создании систематизированного каталога товаров и услуг по гособоронзаказу и информационно-аналитическую систему сопоставления цен в этой сфере.

Этот законопроект создает правовую основу для работы федеральной̆ системы каталогизации продукции для госнужд и ведения соответствующего каталога. Такая система позволит анализировать показатели, чтобы выявлять взаимозаменяемые, дублирующие или устаревшие изделия.

Уточняется, что информация о товарах для обеспечения органов СВР и ФСБ для борьбы с терроризмом не будет размещаться в федеральном каталоге продукции для госнужд.

Этот систематизированный перечень товаров, работ, услуг, поставляемых по гособоронзаказу, который ведется в аналитической системе, будет применяться, в частности, для госрегулирования цен в этой сфере.

Планируется, что изменения вступят в силу через 180 дней после официального опубликования.

Что изменилось в 2020 году

Источник: https://goskontract.ru/zakonodatelnaya-baza/275-fz-kommentariy-k-zakonu

Гособоронзаказ – как участвовать в закупках для обороны страны по 44-ФЗ

Государственный оборонный заказ статья

Кто может участвовать в гособоронзаказе
Особенности гособоронзаказа
Финансовая прозрачность
Раздельный финансовый учет
Обоснование цены
Открытость сведений
Как участвовать в ГОЗ
Регистрация на АСТ ГОЗ
Нюансы требований документации по ГОЗ

Закупки в целях обеспечения обороны и безопасности страны проходят в рамках государственного оборонного заказа (ГОЗ). Заказчики ГОЗ проводят закупки по 275-ФЗ. В статье разберемся в нюансах закона, расскажем об основных правилах организации закупок по ГОЗ и алгоритмах участия в таких торгах.

Кто может участвовать в ГОЗ?

Чтобы понять, кто может участвовать в закупках оборонзаказа, разберемся в терминах и цепочке взаимодействия по 275-ФЗ.

Головной исполнитель и исполнители второго и третьего уровня в рамках одного госзаказа образуют «кооперацию». Головным исполнителем не могут быть иностранные лица, физлица и индивидуальные предприниматели. Например, индивидуальный предприниматель не сможет участвовать в закупках ГОЗ, но может заключить договор с головным исполнителем и стать подрядчиком.

Особенности гособоронзаказа

Заказчики по ГОЗ закупают не только военную технику и оружие, но и обычные товары: канцелярию, продукты питания, компьютерную технику. Например, сейчас можно подать заявку на такие закупки:

Закупки проводят по 44-ФЗ и 223-ФЗ, но с ограничениями по 275-ФЗ. Основные отличия ГОЗ от «простых» госзакупок:

  • Полная финансовая прозрачность сделки в цепочке «госзаказчик-уполномоченный банк-головной исполнитель-исполнители».
  • Строгое обоснование цены контракта.
  • Отчетность по первому требованию заказчика, госорганов и банка.

Остановимся подробнее на каждом пункте.

Финансовая прозрачность сделки

Головной исполнитель по согласованию с заказчиком должен открыть отдельный банковский счет (далее –– ОБС) для расчетов по контракту в уполномоченном банке. Через этот счет будут проходить все расчеты в рамках одного контракта. Исполнители в кооперации также должны открыть отдельный счет в этом же банке. 

Реестр уполномоченных банков раньше был на сайте ЦБ РФ, но сейчас он скрыт. Для оборонно-промышленного комплекса таким банком является Промсвязьбанк (п 4.3 ст. 3 № 275-ФЗ).

Заказчик присваивает госконтракту идентификатор (ИГК), который объединяет все счета в рамках одного госконтракта. ИГК нужно указывать во всех документах, связанных с исполнением контракта: платежах, счетах, договорах с субподрядчиками. 

По ИГК банк отслеживает целевое расходование по ГОЗ и направляет сведения в информационную систему гособоронзаказа. Расходовать средства не по назначению нельзя.

Деньги, которые головной исполнитель получил от заказчика, можно переводить на ОБС подрядчиков для расчетов в рамках договора по ГОЗ. В ст 8.3 275-ФЗ есть исключения, когда деньги можно переводить и на другие счета. Например:

  • перечисление прибыли после исполнения контракта (подтвердить актом приема-передачи товара);
  • уплата налогов и страховых взносов;
  • компенсация расходов, понесенных за счет собственных средств;
  • оплата головным исполнителем непредвиденных расходов на сумму не более 5 млн рублей в месяц и оплаты исполнителем расходов на сумму не более 3 млн рублей в месяц;
  • перечисление заработной платы.

Раздельный финансовый учет

Всем исполнителям по ГОЗ придется вести раздельный финансовый учет по каждому контракту. Это нужно для контроля целевого использования денег. Правила ведения раздельного учета установлены в постановлении правительства № 47.

Обоснование цены

Исполнителям всех уровней нельзя необоснованно завышать цену выше рыночной и включать в себестоимость затраты, не связанные с производством или реализацией продукции. Цены некоторых видов товаров и услуг из перечня постановления правительства №1465 регулирует государство. В постановлении № 1465 прописаны методы расчета цены на продукцию.

В контракте исполнителям придется раскрыть сведения о доходах и расходах по контракту:

  • размер прибыли, заработанной на поставке продукции и оказании услуг;
  • размер затрат собственных средств. Если не указать эти сведения, то собственные издержки по контракту не возместят.

Для головного исполнителя, который определяет цену продукции затратным способом, прибыль считают по формуле: «20 + 1», где 20 % прибыли умножаются на собственные издержки: заработная плата, затраты на производство деталей или целого продукта, затраты на выполнение работ, если он выполняет их сам.
Если исполнитель перепродает товар или привлекает субподрядчиков, то на такие издержки можно добавить только 1 % для расчета цены.

Например, если вы по контракту поставляете двигатель и сами его производите, то можно добавить 20 % к своим издержкам. Если вы какие-то детали покупаете у подрядчика, то на эти детали можно добавить 1 %, а на собственные издержки – 20 %. Если вы полностью покупаете двигатель у подрядчика, то добавить можно только 1 %.

Открытость сведений

Исполнители по ГОЗ в течение пяти рабочих дней обязаны предоставить по запросу госзаказчика, финмониторинга, ФАС, ФСБ и уполномоченного банка:

  • любые документы в рамках контракта;
  • сведения о привлеченном исполнителе: наименование, ИНН, КПП, адрес, персональные и контактные данные руководителя;
  • информацию о цене продукции, расчетно-калькуляционные материалы, сведения о затратах по контракту.

Как участвовать в ГОЗ

Закупки по ГОЗ проводят открытым и закрытым способами. Документацию по открытым закупкам вы найдете в ЕИС. Изучите документацию и подавайте заявку обычным способом на указанной электронной торговой площадке. 

Документацию по закрытым закупкам предоставляют приглашенному участнику по запросу или размещают на специализированной электронной площадке – АСТ ГОЗ. Чтобы увидеть документацию на площадке АСТ ГОЗ, надо на ней зарегистрироваться.

Регистрация на АСТ ГОЗ

Регистрация на АСТ ГОЗ отличается от регистрации на других площадках и может занять до 10 дней. Регистрируйтесь заранее, если планируйте участвовать в закупках оборонзаказа.

Регистрация состоит из этапов:

  1. Получить КЭП.
  2. Настроить компьютер для работы с КЭП.
  3. Организовать защищенный канал связи.

Первые два пункта действий нужно выполнять при регистрации в ЕИС и на других площадках. Остановимся подробнее на третьем пункте.

Для организации защищенного канала связи поставщику нужно выполнить следующие действия:

  • заполнить и отправить оператору АСТ ГОЗ запрос на подключение к защищенной сети ViPNet;
  • приобрести и оплатить комплект ViPNet;
  • получить ПО ViPNet Client и ключи шифрования для работы в защищенной сети АСТ ГОЗ в личном кабинете;
  • настроить рабочее место, установить ПО ViPNet Client и дистрибутив ключей;
  • заполнить форму заявки на аккредитацию, приложив документы:
    • внутренние нормативные документы по использованию средств криптографической защиты информации (СКЗИ) в организации, журнал учета СКЗИ, акт установки СКЗИ (шаблоны есть на сайте площадки);
    • информацию о бенефициарных владельцах (для юридических лиц);
    • копию выписки из ЕГРЮЛ/ЕГРИП;
    • копии документов, подтверждающих полномочия руководителя (для юрлиц);
    • копию паспорта (для физлиц и ИП).

Оператор площадки проверит документы и может запросить дополнительные сведения. После принятия положительного решения, он пришлет уведомление в личный кабинет. После этого поставщик получит доступ к защищенной сети АСТ ГОЗ, сможет видеть документацию по закупкам и участвовать в них.

Нюансы требований документации по ГОЗ

Для участия в некоторых закупках нужна лицензия ФСБ на работу с гостайной. Без нее вы не сможете оказывать услуги, поставлять товары, связанные с гостайной или выполнять работы в режимных объектах.

Внимание, не раскрывайте информацию с гостайной подрядчикам, если у них нет лицензии ФСБ. Раскрытие информации приведет к лишению лицензии и расторжению контракта.

Почти во всех закупках по ГОЗ действует национальный режим, при котором нельзя поставлять иностранные товары и оказывать услуги иностранными лицами. Постановление № 9 устанавливает запрет на допуск иностранных товаров для нужд обороны страны.

Процесс участия в закупках по ГОЗ кажется сложным и непонятным, из-за чего в этой области госзакупок низкая конкуренция. Если вы разберетесь в этом процессе и начнете участвовать в закупках, возможно, сможете занять новую нишу, которая будет приносить вам стабильный доход.

Источник: https://is-zakupki.ru/material/detail/4f6055aa-ec24-46b1-9cbd-eb01f7429f8f

Закупки гособоронзаказа по 275-ФЗ

Государственный оборонный заказ статья

Предприятия российского оборонного комплекса при проведении закупочных процедур должны строго следовать 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе». 

Закон о государственном оборонном заказе регулирует условия поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг и реализацию военно-технической продукции на международные рынки.

Иными словами, он удовлетворяет федеральные нужды оборонного комплекса с соблюдением требований законодательства, обеспечивая тем самым безопасность страны. Закон определяет порядок государственного регулирования цен на производимую продукцию в рамках заказов для области обороны.

Заказчики по 275-ФЗ нуждаются в разного рода продукции: начиная от канцтоваров и заканчивая закупкой секретных приборов, но рынок испытывает нехватку субподрядчиков для выполнения подобных контрактов. Многих отпугивают особенные условия участия и их отличие от классической процедуры госзакупки.

Заказчик

Государственный заказчик в рамках исполнения государственного оборонного заказа — это Министерство Обороны РФ, МВД, ФСБ, ФСИН, Роскосмос, Росатом.

На первый взгляд процедура ничем не отличается: как и другие госзаказчики, они публикуют закупку на сайте, выбирают способ определения поставщика, назначают начальную максимальную цену.

Но существует ряд принципиальных отличий:

  • цена контракта должна быть строго обоснована;
  • сделка отличается прозрачностью в финансовых операциях между участниками;
  • исполнитель должен предоставлять отчетность по первому запросу заказчика и Федеральной антимонопольной службы.

Для качественного исполнения требований закона заказчик наделен рядом обязанностей:

  • он разрабатывает с привлечением головного исполнителя перечни продукции по государственному оборонному заказу и предложения по их объему;
  • проводит организационные мероприятия по размещению соответствующей закупки;
  • рассчитывает НМЦК в рамках конкурентных закупок и закупок по гособоронзаказу у единственного поставщика;
  • непосредственно заключает госконтракты и контролирует их исполнение;
  • в обязательном порядке присваивает каждому контракту его идентификатор, с помощью которого далее будет осуществляться контроль по договорному исполнению;
  • использует для расчетов только спецсчет, открытый в уполномоченном банке;
  • контролирует целевое использование средств из бюджета, полученных исполнителем в рамках исполнения гособоронзаказа.

Поставщик

В закупках оборонного комплекса могут участвовать любые юридические лица, если они:

  • не имеют задолженности перед Федеральной налоговой службой;
  • не числятся в перечне оффшоров;
  • не относятся к потенциально опасным предприятиям, оказывающим негативное воздействие на окружающую среду.

Исполнителями гособоронзаказов не могут быть индивидуальные предприниматели, физические лица и иностранные компании.

Исполнители государственных контрактов бывают двух уровней:

  • головные исполнители — это юридические лица, с которыми непосредственно заключен контракт;
  • исполнители второго уровня — это привлеченные субподрядчики.

Исполнителей первого и второго уровней принято называть кооперацией.

Головной исполнитель и исполнитель второго уровня имеют ряд обязанностей. Функции первых:

  • определяют состав исполнителей по контрактам и обосновывают с ними подробности государственного оборонного заказа, контрактов с ориентировочной ценой;
  • определяют основные условия финансирования: наличие авансов и выбор банка для открытия специального счета;
  • до подписания контракта раскрывает состав кооперации;
  • обеспечивает возможность контролировать процесс заказчику;
  • предоставляет любую информацию по запросу государственного заказчика и обосновывает изменения цен.

В обязанности исполнителей второго уровня входит:

  • обеспечить необходимые поставки продукции по государственному оборонному заказу;
  • соблюдать режим открытия спецсчета;
  • предоставляет информацию по запросам государственного заказчика, органам финансового мониторинга или головного исполнителя;
  • предоставляет головному исполнителю сведения о каждом случае привлечения в рамках кооперации контракта новых исполнителей.

Особенности банковского сопровождения

Основным требованием и главным отличием закупки по 275-ФЗ является открытие специальных счетов в уполномоченных банках. Такие жесткие условия созданы для усиленного контроля со стороны заказчика.

Все расчеты между исполнителем и заказчиком будут проводиться с помощью такого счета, а открыть его можно только лишь в определенных банковских учреждениях.

Вот перечень банков от сайта Центробанка:

  • Банк ВТБ (ПАО);
  • ПАО Сбербанк;
  • Банк ГПБ (АО);
  • ОАО «АБ «Россия»;
  • АКБ «Российский капитал» (ПАО);
  • АО АКБ «Новикомбанк»;
  • ОАО «Банк Москвы»;
  • АО «Россельхозбанк»;
  • Государственная корпорация «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)».

В рамках исполнения каждого контракта открывается отдельный счет.Тоже самое применимо и к субподрядчикам.

Все счета в рамках контракта обозначены общим идентификатором. Так банк и ФАС будут отслеживать все манипуляции с деньгами. Банк, в свою очередь, обязан отправлять сведения по счету в единую информационную систему гособоронзаказа. По исполнению контракта счета закрываются.

Для обеспечения целевого использования число операций ограничено. С помощью такого счета можно:

  • выводить прибыль по окончании госконтракта на основании подтверждающих документов;
  • возмещать затраты от поставщика в случае приобретения материалов за свой счет;
  • оплачивать налоги и сборы;
  • перечислять заработную плату работникам;
  • оплачивать расходы чрезвычайного характера до 3 000 000 рублей в месяц. К ним относят незапланированные командировочные и транспортные обязательства.

ФЗ запрещает использовать полученные деньги на цели, которые не имеют отношения к исполнению государственного оборонного заказа. Распоряжаться по своему усмотрению вы ими сможете исключительно после завершения контракта.

Государственное регулирование цен

Для более эффективного использования бюджетных средств и учета интересов государственного заказчика и исполнителя, цены на продукцию в рамках гособоронзаказа регулируются государством. Здесь у вас не будет возможности завысить цену и предлагать более дорогостоящие сопутствующие исполнению договора услуги. На любое отличие цены от рыночной, необходимо предоставлять разумное обоснование.

Текст договора должен раскрывать информацию о планируемом размере прибыли с указанием точной себестоимости продукции и понесенных затратах.

Надзор и проверка

275-ФЗ открывает для Федеральной антимонопольной службы неограниченные возможности.

ФАС предоставляется возможность полностью контролировать процесс выполнения гособоронзаказа.

У вас могут затребовать абсолютно любую информацию вплоть до персональной.

Служба может выдавать предписания и накладывать штрафы на нарушителей. На самом деле, если вы работаете честно, своевременно оплачиваете налоги и не состоите в родственных связях с заказчиком, бояться нечего.

Для своевременного исполнения и контроля за качеством произведенной продукции непосредственно на предприятиях существуют Военные представительства Министерства обороны РФ, которые осуществляют приемку товара. Также они участвуют в подготовке и согласовании проекта контракта на поставку военной продукции, следят за выполнением научно-исследовательских работ и выдают заключения об обоснованности цены.

Ответственность и штрафы

Департаментом государственного оборонного заказа при правительстве Российской Федерации разработана система наказания за ненадлежащее исполнение договорных обязательств.

Любые нарушения и несоблюдения условий контракта приведут к его досрочному расторжению. К ним относят срыв сроков и порядка оплаты товаров, работ и услуг исполнителей гособоронзаказа.

Должностные лица за подобные нарушения могут быть оштрафованы на сумму 50-100 тысяч рублей и такая практика предусмотрена действующим законодательством. Срок исковой давности для рассмотрения дел такой категории увеличен до 3 лет с момента выявления факта правонарушения.

Изменения с 2020 года

2020 год ознаменован большим количеством нововведений. Так, изменения затронули и 275-ФЗ. В новой редакции они вступили в законную силу с 8 января.

  1. Расширился список уполномоченных банков . ПАО «Промсвязьбанк» признан опорным для проведения расчетов и операций по оборонно-промышленному комплексу.
  2. Дополнены обязанности заказчика. Теперь они обязаны согласовывать банк с головным исполнителем и заключать соответствующие договоры, а также обеспечивать заключение контрактов на определенную сумму.
  3. Правительство РФ получило расширенные полномочия в финансировании программ гособоронзаказа для их качественной реализации.

Источник: https://tendr.guru/44-fz/zakupki-gosoboronzakaza-po-275-fz

Гособоронзаказ: как участвовать в закупках

Государственный оборонный заказ статья

Закупки в целях обеспечения обороны и безопасности государства производятся в рамках государственного оборонного заказа (иначе — гособоронзаказ, ГОЗ).

Они проводятся по сложным и строгим правилам, которые отпугивают многих неопытных поставщиков. Однако именно низкая конкуренция является основным аргументом «за» участие в торгах по ГОЗ.

В настоящей статье мы расскажем об общих принципах организации закупок по гособоронзаказу и об алгоритме участия в таких закупках.

Особенности закупок в сфере ГОЗ урегулированы Федеральным законом от 29.12.12 № 275-ФЗ.

Из пункта 1 статьи 3 данного закона следует, что государственный оборонный заказ — это задания Правительства РФ на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг для нужд в целях обеспечения обороны страны, а также поставки продукции в области военно-технического сотрудничества с иностранными государствами.

Получить сертификат электронной подписи для работы в системе госзакупок через час

Правительственные задания выполняются по цепочке:

Государственными заказчиками по ГОЗ выступают федеральные органы исполнительной власти — Минобороны, МВД, МЧС, ФСБ, ФСО, ФСИН и др. Кроме того в рамках гособороназаказа работают Роскосмос и Росатом. Эти структуры размещают заказы.

Головным исполнителем, как правило, являются бюджетные или казенные учреждения, унитарные предприятия, организации и общества, участником или учредителем которых является Российская Федерация (это могут быть воинские части, судостроительные заводы, военные заводы и т.п.). С головными исполнителями заключают контракты государственные заказчики.

Пройти подготовку на соответствие профстандарту «Бухгалтер» в организации госсектора

Исполнителем, участвующим в ГОЗ, является лицо, входящее в кооперацию головного исполнителя и заключившее контракт с головным исполнителем или другим исполнителем. Исполнителем может быть, как юридическое лицо, так и индивидуальный предприниматель. По сути это субподрядчики, исполнители второго уровня.

Все расчеты — через уполномоченный банк

Головной исполнитель ведет все расчеты с заказчиком и исполнителями через уполномоченный банк. Он выбирает банк из списка и для себя, и для исполнителей второго уровня. То есть исполнителям второго порядка тоже нужен счет в уполномоченном банке.

СПРАВКА. До недавнего времени список уполномоченных банков был размещен на сайте Центрального банка. Но теперь он скрыт. Для оборонно-промышленного комплекса таким банком является Промсвязьбанк (п. 4.3 ст. 3 закона № 275-ФЗ).

Для каждого нового выигранного контракта нужно открывать отдельный счет. То же самое предстоит сделать субподрядчикам второго и третьего уровня, которых вы привлекаете к исполнению. Про остальные уровни субподряда в законе не сказано.

Доходы и расходы будут проверять

В контрактах по ГОЗ головным и «простым» исполнителям придется раскрыть следующую информацию:

  • размер прибыли, то есть сколько вы заработаете на его поставке товара, выполнении работ или оказании услуг;
  • размер затрат, понесенных за счет собственных средств (без указания этих данных затраты вам не возместят).

Проверить финансовое состояние своей организации и ее контрагентов

ВНИМАНИЕ. Нельзя устанавливать цену выше рыночной. Вам нужно будет обосновать предложенную цену за продукцию (работы, услуги), если она больше чем на 5% превышает цену, рассчитанную с применением индексов цен и индексов-дефляторов по видам экономической деятельности.

Нет секретов от ФАС, ФСБ и Казначейства

Нужно быть готовым в течение пяти дней предоставить по запросу госорганов:

  • любые документы в рамках контракта;
  • информацию о каждом привлеченном исполнителе: название, адрес, номера телефонов руководителя, ИНН, КПП и иную информацию.

Как участвовать в закупках по 275-ФЗ

Закупки в рамках гособоронзаказа размещаются в Единой информационной системе в сфере закупок (ЕИС) и в Автоматизированной системе торгов государственного оборонного заказа (АСТ ГОЗ).

Получить сертификат электронной подписи для работы в системе госзакупок через час

Закупки в рамках государственного оборонного заказа часто бывают закрытыми. Документацию по ним не найти в ЕИС. Приглашенному в закупку участнику она предоставляется по запросу или публикуется на специальной АСТ ГОЗ.

ВАЖНО. В некоторых закупках по гособоронзаказу требуется лицензия ФСБ России на работу с гостайной. Вы не сможете мыть пол или устанавливать окна в воинской части без такой лицензии.

Если заказ размещен на ЕИС, то для участия в торгах вам следует подать заявку для участия в них привычным способом (см. «Как проходят госзакупки: электронный аукцион, открытый конкурс, запрос предложений и котировок»).

Обратите внимание: уведомления об открытых закупках в системе гособоронзаказа можно получать на электронную почту. Для этого надо настроить в сервисе «Контур.Закупки» шаблоны запросов обо всех торгах по «своим» товарам (работам, услугам).

После этого поставщик будет оперативно получать на электронную почту уведомления, что на той или иной площадке появился интересующая его закупка.

Такой инструмент избавит поставщика от необходимости постоянно мониторить информацию и позволит оперативно реагировать на интересные ему закупки.

Подключиться к «Контур.Закупкам и получать уведомления о торгах по гособоронзаказу

Для участия в торгах на АСТ ГОЗ сначала следует пройти процедуру подключения к этой площадке. Этот процесс занимает примерно 10 дней. После этого вы получите необходимое программное обеспечение и пройдете аккредитацию на площадке.

Как вести учет по гособоронзаказу

Исполнители обязаны вести раздельный учет доходов и расходов, осуществляемых в рамках гособоронзаказа и в рамках иной предпринимательской деятельности.

Например, вам нужно в рамках ГОЗ купить 20 метров определенного кабеля, который продается в катушках по 100 метров. Поставить расходы на ГОЗ вы сможете только на 20 метров, даже если остальные 80 метров вам совершенно не нужны.

Есть специальное постановление с правилами ведения раздельного учета.

Источник: https://www.BuhOnline.ru/pub/goszakupki/2020/2/15405

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.