Государственные инспекторы труда

Права и обязанности госинспекторов труда – Статьи газеты «Солидарность»

Государственные инспекторы труда

Государственные инспекторы труда имеют права и обязанности, установлен порядок действий при проведении проверок, а также ответственность за противоправные действия (бездействие).

Продолжение. Начало в №№ 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43 , 44, 45, 46, 48, 2018;
№ 3, 4, 5, 7, 8, 9, 11, 13, 14, 17, 19, 20, 23, 24, 26, 27, 28, 29, 2019

Основные права госинспекторов труда (ст. 357 ТК РФ)

При осуществлении госнадзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативно-правовых актов (далее – НПА), содержащих нормы трудового права, госинспекторы труда имеют право:

– в установленном порядке беспрепятственно, в любое время, при наличии удостоверений установленного образца посещать для проверки организации всех организационно-правовых форм и форм собственности, работодателей-физлиц;

– запрашивать у работодателей, органов исполнительной власти, местного самоуправления, иных организаций и безвозмездно получать от них документы, объяснения, сведения, необходимые для выполнения надзорных и контрольных функций;

– изымать для анализа образцы используемых материалов и веществ в установленном порядке, с уведомлением работодателя, составлять акт;

– расследовать несчастные случаи на производстве;

– предъявлять работодателям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства и иных НПА, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных в нарушении к дисциплинарной ответственности или отстранении от должности;

– направлять в суды требования о ликвидации организаций или прекращении деятельности их структурных подразделений из-за нарушения требований охраны труда;

– выдавать предписания об отстранении от работы лиц, не прошедших: обучение безопасным методам и приемам работ, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочих местах и проверку знания требований охраны труда;

– запрещать использование средств индивидуальной и коллективной защиты, не соответствующих требованиям законодательства РФ о техническом регулировании и государственным нормативным требованиям охраны труда;

– составлять протоколы и в пределах полномочий рассматривать дела об административных правонарушениях, направлять в правоохранительные органы и в суд другие материалы (документы) о привлечении виновных к ответственности;

– выступать экспертами в суде по искам о нарушении трудового законодательства и иных НПА, о возмещении вреда, причиненного здоровью работников на производстве;

– предъявлять организации, проводящей СОУТ, обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений требований законодательства о СОУТ.

В госинспекцию труда могут обращаться профорганы, работники, иные лица. Если речь идет о вопросах, рассматриваемых в индивидуальном или коллективном трудовом споре (кроме рассматриваемых судом или имеющих его решение), госинспектор, выявив нарушение, вправе выдать работодателю предписание, обязательное для исполнения. В течение 10 дней предписание может быть обжаловано в суде.

Обязанности госинспекторов труда (ст. 358 ТК РФ)

Осуществляя госнадзор, госинспекторы труда обязаны соблюдать законодательство РФ, права и законные интересы работодателей – как физлиц, так и юрлиц.

И обязаны хранить ставшую им известной охраняемую законом тайну (государственную, служебную, коммерческую, иную).

А после ухода с должности – считать абсолютно конфиденциальным источник всякой жалобы на нарушения трудового законодательства и иных НПА, не сообщать работодателю сведения о заявителе.

Госинспекторы труда при осуществлении своих прав и исполнении обязанностей – полномочные представители государства и находятся под его защитой (ст. 359 ТК РФ), независимы от госорганов, должностных лиц и подчиняются только закону.

Порядок проверок работодателей (ст. 360 ТК РФ)

Определяется ратифицированными РФ конвенциями МОТ по вопросам инспекции труда, ТК РФ, иными ФЗ, решениями правительства РФ. Госинспекторы труда проводят плановые и внеплановые проверки на всей территории РФ любых работодателей в порядке, установленном ФЗ с учетом особенностей, установленных ст. 360 ТК РФ.

Предмет проверки: соблюдение трудового законодательства и иных НПА; выполнение предписаний об устранении нарушений и о проведении мероприятий по предотвращению нарушений норм трудового права и по защите трудовых прав граждан.

Основание для внеплановой проверки: истечение срока исполнения предписания об устранении нарушения либо получение Федеральной инспекцией труда (ФИТ):

а) обращений и заявлений граждан, ИП, юрлиц, информации от органов власти (должностных лиц ФИТ), органов госконтроля (надзора), местного самоуправления, профсоюзов, СМИ о нарушениях работодателями трудового законодательства и иных НПА, требований охраны труда – об угрожающих вредом жизни и здоровью работников нарушениях или приведших к невыплате, неполной выплате или занижении зарплаты, других выплат;

б) сообщения работника о нарушении его трудовых прав;

в) запроса работника о проверке условий и охраны труда на его рабочем месте в соответствии со ст. 219 ТК РФ;

г) приказа руководителя (его зама) ФИТ о внеплановой проверке, изданного по поручению президента или правительства РФ либо по требованию прокурора (в порядке надзора).

Внеплановая выездная проверка по фактам нарушений может быть проведена незамедлительно, с извещением прокуратуры, без согласования с нею. Предварительное уведомление работодателя о внеплановой проверке по указанным фактам или по обращению работника – не допускается.

Особенности проверок соблюдения трудового законодательства в организациях, подведомственных федеральной исполнительной власти в сфере обороны, безопасности, внутренних дел, ФСИН и уполномоченному органу управления использованием атомной энергии, устанавливаются президентом или правительством РФ.

Решения госинспекторов труда могут быть обжалованы руководителю по подчиненности, главному госинспектору труда РФ и (или) в суд. Решения главного госинспектора труда РФ могут быть обжалованы в суд (ст. 361 ТК РФ).

Ответственность

Руководители и должностные лица организаций, работодатели-физлица несут ответственность за нарушение законодательства в случаях и порядке, установленных ТК РФ и иными ФЗ.

За нарушение трудовых прав работников ответственность наступает на основании ТК, КоАП, УК – дисциплинарная, материальная, административная, уголовная.

Ответственность препятствующих госнадзору за соблюдением законодательства, не исполняющих предписания, угрожающих госинспекторам труда, членам их семей, их имуществу установлена ФЗ (ст. 363 ТК РФ). За противоправные действия (бездействие) госинспекторы труда несут ответственность, установленную ФЗ (ст. 364 ТК РФ).

Госинспекторы труда – это федеральные государственные гражданские служащими (ст. 6 Конвенции МОТ № 81; ФЗ от 27.07.2004 № 79 “О государственной гражданской службе РФ”).

За неисполнение или ненадлежащее исполнение таким служащим по его вине его же должностных обязанностей представитель нанимателя вправе применить дисциплинарные взыскания: замечание, выговор, предупреждение о неполном должностном соответствии, увольнение с гражданской службы (ст. 57 ФЗ № 79).

За противоправные действия (бездействие) госинспекторы труда (правовые и по охране труда) могут быть привлечены: 1) к дисциплинарной ответственности (ст.ст. 192 – 194 ТК РФ, ФЗ-79); 2) к административной ответственности (КоАП – ст. 19.6.

1 “Несоблюдение должностными лицами органов госконтроля (надзора) требований законодательства о госконтроле (надзоре)”, ст. 19.1 “Самоуправство”); 3) к имущественной ответственности (ГК РФ – ст. 15 “Возмещение убытков”, ст.

16 “Возмещение убытков, причиненных госорганами и органами местного самоуправления”, ст. 1069 “Ответственность за вред, причиненный госорганами, органами местного самоуправления, а также их должностными лицами”); 4) к уголовной ответственности (УК РФ – ст.

285 “Злоупотребление должностными полномочиями”, ст. 286 “Превышение должностных полномочий”, ст. 293 “Халатность”).

Не могут быть признаны преступными деяния должностного лица при использовании служебных полномочий, повлекшие причинение вреда охраняемым уголовным законом интересам, если эти деяния были совершены во исполнение обязательного для него приказа или распоряжения (ст. 42 УК РФ; п. 14 постановления пленума ВС РФ от 16.10.2009 № 19 “О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий”).

Отметим еще, что Роструд функционирует во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими госнадзор в установленной сфере, иными органами исполнительной власти: федеральными, субъектов РФ, местного самоуправления, прокуратуры, а также профсоюзами (их объединениями), объединениями работодателей и др. (ст. 365 ТК РФ). Роструд и его территориальные органы заключают соглашения о взаимодействии с общероссийскими и территориальными объединениями профсоюзов.

Госинспекции труда используют разные формы взаимодействия с гражданами, общественными организациями и СМИ: международные конференции, пресс-конференции, круглые столы, лекции и семинары; распространение информации в СМИ (интервью, комментарии, соцреклама); официальный сайт Роструда и web-представительства госинспекций труда; листовки, брошюры; информация на билбордах, на стикерах в транспорте; действует “Онлайнинспекция.РФ”. На сайте Роструда каждый может сообщить о нарушении его трудовых прав и свобод.

Автор – заместитель главы департамента социально-трудовых отношений Федерации независимых профсоюзов России

Продолжение следует

Источник: https://www.solidarnost.org/articles/zaschita-prav-rabotnikov-33.html

Права, обязанности и роль государственного инспектора труда

Государственные инспекторы труда

Найм Труда > Охрана труда > Права, обязанности и роль государственного инспектора по охране труда

Соблюдение требований и предписаний трудового законодательства неразрывно связано с надлежащим осуществлением государством надзора. Права работника будут соблюдаться в полной мере в том случае, когда работодатель знает, что его деятельность подконтрольна, а любое нарушение законодательства в сфере труда может привести к соответствующим санкциям.

Именно поэтому федеральная инспекция труда – в частности государственные инспекторы труда (ГИТ) — играют большую роль в регулировании отношений, которые возникают в процессе взаимодействия работника и работодателя.

Государственный инспектор труда: понятие и роль

Кто такой государственный инспектор по охране труда?

Таким образом, единственным руководством для ГИТ и ФИТ является законодательство РФ.

Основной целью существования таких образований как ФИТ является защита прав работников и охраны труда в целом. Помимо выполнения таких функций, как участие в проведении расследований вследствие несчастного случая, имевшего место на производстве и страховании работников, ФИТ также осуществляет функции надзора, обладает полномочиями по контролю в отношении банкротящихся организаций.

В полномочия ГИТ также входит проверка соблюдения требований безопасности, которые варьируются в зависимости от типа деятельности, осуществляемой той или иной организацией. Более того, в задачи ФИТ входит дача рекомендаций работникам и работодателям относительно способов более эффективного соблюдения законодательства в сфере труда.

Таким образом, деятельность ГИТ не ограничивается исключительно защитой интересов работника или восстановления его прав, но также направлена на создание и оптимизацию безопасных условий труда, соответствующих всем требованиям законодательства, путем обобщения сложившейся практики.

Права и обязанности инспектора 

Права, которыми обладает ГИТ, прямо перечислены в законодательстве РФ, а именно в ст. 357 Трудового Кодекса РФ. Анализируя положения указанной статьи, можно провести деление прав ГИТ на две большие группы.

Первая группа прав

ГИТ имеет определенные полномочия.

Относится к реализации им функций по выявлению нарушений законодательства в сфере труда, совершенных работодателями или их уполномоченными представителями, а также иных взаимосвязанных НПА. Такие права включают в себя:

  1. Право в любое время осуществить беспрепятственное посещение работодателя (в том числе физического лица) или какой-либо инспектируемой организации;
  2. Право запрашивать и получать от работодателей, органов МСУ или исполнительной власти, проверяемых организаций всю необходимую информацию или документацию, которую инспектор считает необходимой для того, чтобы всеобъемлюще осуществлять свои контрольные и надзорные функции;
  3. Право на получение образца или изъятие каких-либо веществ и материалов, при реализации данного права ГИТ обязан составить акт, подтверждающий изъятие конкретной вещи.

Вторая группа прав

Имеет право запрашивать необходимые документы.

Предоставляет ГИТ возможности для пресечения совершения каких-либо нарушений в сфере труда, такие права можно назвать определенными властными полномочиями, которыми наделен ГИТ.

Сюда включаются:

  • право выносить предписания в адрес работодателей, содержащие в себе требование устранить нарушения, допущенные в отношении трудового законодательства. Стоит отметить, что такие предписания носят не рекомендательный, а обязывающий характер;
  • право обращаться в суд с требованием о ликвидации организации-работодателя в виду обнаружения факта несоблюдения требований, предъявляемых к охране труда, а также на основании соответствующей государственной экспертизы;
  • право отстранять работников от выполнения трудовых функций в случае непрохождения последними обязательного обучения, стажировки, аттестации и прочего;
  • право составления протоколов и рассмотрения административных дел в пределах, установленных для ГИТ законодательством РФ и другие.

Обязанности, возложенные на ГИТ, перечислены в статье 358 ТК РФ, в них входит обязанность соблюдения законодательства в сфере труда и сопутствующих ему НПА, а также обязанность не разглашать охраняемую законом тайну (коммерческую, государственную и др.) и конфиденциальность источника поступления жалобы, не сообщать работодателю о сделавшем обращение заявителе.

Основной обязанностью, тем не менее, является качественное выполнение своих функций в соответствии с законом.

Проведение проверки государственным инспектором по охране труда

Инспектор может совершать проверки.

Процедура проведения проверки описана в статье 360 ТК РФ и предоставляет ГИТ возможность проводить 2 типа проверок: плановую и внеплановую. Территориальные пределы, в рамках которых ГИТ может осуществлять подобные проверки, ограничены юрисдикцией и территорией РФ.

Проверка направлена на выявление нарушений, допущенных работодателем в рамках трудового права в процессе его деятельности, или на выявление факта выполнения ранее выданных предписаний.

ГИТ, несмотря на наличие у него достаточно широкого круга полномочий, не может истребовать больший объем информации, нежели предусмотрено законом.

Так, инспектор может затребовать все кадровые и сопутствующие им документы для проверки на соответствие требованиям законодательства, но не может попросить представить документы, не связанные с трудовым правом, содержащие конфиденциальную информацию инспектируемого.

Внеплановая проверка может быть проведена на основании обращений и заявлений, в которых говорится о факте нарушения конкретным работодателем положений законодательства в сфере труда, после истечения срока, отведенного на устранение ранее выявленного нарушения, а также в случае наличия приказа ФИТ, изданного на основании поручения Правительства РФ, прокурора и других уполномоченных лиц. Уведомление работодателя о проверке не предусмотрено.

Плановая проверка должна быть проведена единожды за три года и осуществляться в соответствии с разработанными планами проведения проверок. ГИТ обязан уведомить работодателя о проведении подобной проверки не менее чем за три дня до планируемого дня проверки.

В случае несогласия работодателя с действиями инспектора, у работодателя имеется право обжаловать действия ГИТ в рамках 361 статьи ТК РФ, а именно руководителю ГИТ, проводившего проверку, главному ГИТ РФ или в судебном порядке.

Таким образом, деятельность государственного инспектора по охране труда направлена на реализацию положений ТК РФ. Выявление нарушений и вынесение предписаний об их устранении способствует улучшению функционирования институтов трудового права, что, при проведении надлежащего анализа и консолидации, приведет к созданию универсальной системы построения отношений работника и работодателя.

Из этого видео вы узнаете о защите трудовых прав.

Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам.

Источник: https://naimtruda.com/ohrana/prava-gosudarstvennogo-inspektora-truda.html

Статья 357 ТК РФ. Основные права государственных инспекторов труда

Государственные инспекторы труда

Государственные инспекторы труда при осуществлении федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеют право:

в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, беспрепятственно в любое время суток при наличии удостоверений установленного образца посещать в целях проведения проверки организации всех организационно-правовых форм и форм собственности, работодателей – физических лиц;

запрашивать у работодателей и их представителей, органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, иных организаций и безвозмездно получать от них документы, объяснения, информацию, необходимые для выполнения надзорных и контрольных функций;

изымать для анализа образцы используемых или обрабатываемых материалов и веществ в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, с уведомлением об этом работодателя или его представителя и составлять соответствующий акт;

расследовать в установленном порядке несчастные случаи на производстве;

предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке;

абзац утратил силу. – Федеральный закон от 09.05.2005 N 45-ФЗ;

направлять в суды требования о ликвидации организаций или прекращении деятельности их структурных подразделений вследствие нарушения требований охраны труда;

выдавать предписания об отстранении от работы лиц, не прошедших в установленном порядке обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочих местах и проверку знания требований охраны труда;

запрещать использование средств индивидуальной и коллективной защиты работников, если такие средства не соответствуют обязательным требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, и государственным нормативным требованиям охраны труда;

абзацы одиннадцатый – двенадцатый утратили силу. – Федеральный закон от 30.06.2006 N 90-ФЗ;

составлять протоколы и рассматривать дела об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготавливать и направлять в правоохранительные органы и в суд другие материалы (документы) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

выступать в качестве экспертов в суде по искам о нарушении трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о возмещении вреда, причиненного здоровью работников на производстве;

предъявлять организации, проводящей специальную оценку условий труда, обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений требований законодательства о специальной оценке условий труда;

принимать решение о принудительном исполнении обязанности работодателя по выплате начисленных, но не выплаченных в установленный срок работнику заработной платы и (или) других выплат, осуществляемых в рамках трудовых отношений, в соответствии со статьей 360.1 настоящего Кодекса.

В случае обращения профсоюзного органа, работника или иного лица в государственную инспекцию труда по вопросу, находящемуся на рассмотрении соответствующего органа по рассмотрению индивидуального или коллективного трудового спора (за исключением исков, принятых к рассмотрению судом, или вопросов, по которым имеется решение суда), государственный инспектор труда при выявлении очевидного нарушения трудового законодательства или иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеет право выдать работодателю предписание, подлежащее обязательному исполнению. Данное предписание может быть обжаловано работодателем в суд в течение десяти дней со дня его получения работодателем или его представителем.

См. все связанные документы >>>

1. Государственные инспекторы труда (правовые, по охране труда) реализуют предоставленные им права в пределах компетенции соответствующего органа федеральной инспекции труда.

Комментируемая статья закрепляет основные права государственных инспекторов труда, позволяющие выявлять факты нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, работодателями и их представителями и фиксировать обстоятельства, способствующие правонарушениям.

Государственные инспекторы труда могут в любое время суток беспрепятственно посещать инспектируемые организации всех организационно-правовых форм и форм собственности.

При этом на них распространяется право пропускного режима там, где оно установлено.

Чтобы пройти на территорию проверяемой организации, государственный инспектор труда предъявляет служебное удостоверение установленного образца.

Для получения необходимой информации государственный инспектор труда может на месте знакомиться с документами и материалами.

Работодатели и их представители не вправе уклониться от предоставления документов, в т.ч. под каким-либо предлогом, включая мотивы содержания в таких документах коммерческой или государственной тайны.

Работа с документами, содержащими коммерческую или государственную тайну, осуществляется в особом порядке.

Право относить те или иные сведения к информации, составляющей коммерческую тайну, и определять перечень и состав такой информации принадлежит ее обладателю с учетом положений Закона о коммерческой тайне.

Коммерческой тайной не считаются сведения:

– о численности и составе работников, системе оплаты труда, условиях труда, в т.ч. об охране труда, о показателях производственного травматизма и профессиональной заболеваемости и наличии свободных рабочих мест;

– задолженности работодателей по выплате заработной платы и иным социальным выплатам;

– нарушениях законодательства РФ и фактах привлечения к ответственности за совершение этих нарушений;

– численности и об оплате труда работников некоммерческих организаций и использовании в деятельности таких организаций безвозмездного труда граждан.

Закон о коммерческой тайне предоставляет обладателю информации, составляющей такую тайну, право:

– устанавливать, изменять и отменять в письменной форме режим коммерческой тайны;

– разрешать или запрещать доступ к информации, составляющей коммерческую тайну;

– определять порядок и условия доступа к этой информации;

– требовать от государственных органов, которым предоставлена информация, составляющая коммерческую тайну, соблюдения обязанностей по охране ее конфиденциальности.

Государственные инспекторы труда не имеют право без согласия обладателя информации разглашать или передавать другим лицам, органам государственной власти, иным государственным органам, органам местного самоуправления коммерческую тайну, ставшую известной им в силу выполнения должностных (служебных) обязанностей, за исключением специально предусмотренных случаев, а также не вправе использовать такую информацию в корыстных или иных личных целях. За нарушение конфиденциальности информации они несут ответственность по законодательству РФ.

Указом Президента РФ от 30.11.1995 N 1203 утвержден Перечень сведений, отнесенных к государственной тайне. Законом о государственной тайне определяется порядок доступа к этим сведениям. В соответствии со ст.

25 Закона на руководителя соответствующего органа государственной власти, предприятия, учреждения или организации, а также их структурные подразделения по защите государственной тайны возлагается организация доступа государственного инспектора труда к сведениям, составляющим государственную тайну.

Порядок доступа государственного инспектора труда к этим сведениям устанавливается нормативными документами, утверждаемыми Правительством РФ.

Руководители органов государственной власти, предприятий, учреждений, организаций должны создавать для государственного инспектора труда условия, при которых он знакомится только со сведениями, составляющими государственную тайну, и только в тех объемах, которые необходимы ему для выполнения должностных (функциональных) обязанностей.

Инспектор вправе знакомиться со всеми документами, которые могут содержать информацию о нарушении трудовых прав работников.

В их число входят: приказы и распоряжения, статистическая отчетность, акты проверок работы подведомственных организаций, материалы о вскрытых контролирующими органами нарушениях законов и их причинах, письма, жалобы и предложения граждан по вопросам, относящимся к компетенции проверяемого органа, и др.

При необходимости государственный инспектор труда может обратиться с просьбой об изготовлении для него копий отдельных документов.

2. Для обеспечения наиболее полной проверки государственные инспекторы труда направляют соответствующие письма (запросы) с конкретным указанием необходимых для представления материалов.

Отказ работодателей (их представителей) предоставить необходимую информацию на том основании, что она не может быть безвозмездной, не допускается.

Государственный инспектор труда должен использовать все имеющиеся в его распоряжении средства воздействия на лиц, которые нарушают правила комментируемой статьи о безвозмездности предоставления ему необходимой информации.

3. Статья 12 Конвенции МОТ N 81 “Об инспекции труда в промышленности и торговле” предусматривает: государственные инспекторы труда имеют право изымать для анализа образцы используемых или обрабатываемых материалов и веществ с уведомлением об этом работодателя или его представителя и составлением соответствующего акта.

4. Реагируя на выявленные в ходе проверки нарушения, государственный инспектор труда предписывает устранить вскрытые правонарушения, их причины и способствующие им условия.

Это предписание прилагается к акту проверки, который составляется в двух экземплярах. Один экземпляр акта проверки с копией предписания вручается работодателю (или его представителю) под расписку либо направляется по почте с уведомлением о вручении, которое приобщается к экземпляру акта проверки, хранящемуся в деле проверяющего органа федеральной инспекции труда.

Изложенные в предписании рекомендации должны иметь правовую направленность и не могут касаться оперативно-хозяйственной деятельности проверяемой организации.

Все предложения об устранении факторов экономического, организационно-управленческого, технического, санитарно-гигиенического, медицинского характера, способствовавших правонарушениям в сфере труда, должны быть основаны на заключениях специалистов, материалах проверок и ревизий.

В предписании допустима постановка вопроса о необходимости привлечения руководителей и иных должностных лиц организации к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от работы в установленном порядке (см. ст. 76 ТК). Статьей 212 ТК на работодателя возлагается обязанность выполнять предписания государственных инспекторов труда.

5.

При проведении проверки может быть установлено, что деятельность юридического лица, его филиала, представительства, структурного подразделения, индивидуального предпринимателя, эксплуатация ими зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, подобных объектов, транспортных средств, производимые и реализуемые ими товары (выполняемые работы, предоставляемые услуги) представляют непосредственную угрозу причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера или такой вред причинен.

В подобных случаях государственный инспектор труда обязан незамедлительно принять меры, с тем чтобы не допустить причинения вреда или прекратить его причинение вплоть до временного запрета деятельности юридического лица, его филиала, представительства, структурного подразделения, индивидуального предпринимателя в порядке, установленном КоАП РФ, отзыва продукции, представляющей опасность для жизни, здоровья граждан и для окружающей среды, из оборота и довести до сведения граждан, а также других юридических лиц, индивидуальных предпринимателей любым доступным способом информацию о наличии угрозы причинения вреда и способах его предотвращения (ч. 2 ст. 17 Закона о защите прав юридических лиц и предпринимателей).

6. Работодатель обязан отстранять от работы лиц, не прошедших в установленном порядке обучения и проверки знаний и навыков в области охраны труда (ст. 76 ТК). На всех работников организаций, включая руководителей, возложена обязанность проходить обучение по охране труда и проверку знаний требований охраны труд в порядке, определяемом Правительством РФ (ст. 225 ТК).

7. В силу ст. 212 ТК обязанностью работодателя является применение сертифицированных средств индивидуальной и коллективной защиты.

Государственным инспекторам труда предоставлено право запрещать использование не имеющих сертификатов соответствия или не соответствующих государственным нормативным требованиям охраны труда (в т.ч.

требованиям технических регламентов) средств индивидуальной и коллективной защиты работников.

8. Помимо прочего, государственные инспекторы труда вправе:

– составлять протоколы и рассматривать дела о нарушении руководителями и другими должностными лицами трудового законодательства, иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. Административная ответственность указанных лиц выражается в наложении денежного штрафа в размерах, установленных КоАП РФ;

– направлять в правоохранительные органы материалы о привлечении работодателя и его представителей к уголовной ответственности, если их действия содержат признаки деяния, наказуемого в уголовном порядке;

– предъявлять в суд иски о защите трудовых прав работников;

– выступать в суде в качестве экспертов по искам о возмещении вреда, причиненного здоровью работников, и др.

Если в государственную инспекцию труда обратится профсоюзный орган или сам работник либо иной гражданин, защищающий интересы и права работника, по вопросу, который передан соответствующему органу по рассмотрению индивидуального или коллективного трудового спора (кроме исков, принятых судом, или вопросов, по которым имеется решение суда), государственный инспектор труда (если он выявит очевидное нарушение трудового законодательства) вправе выдать работодателю предписание, подлежащее обязательному исполнению. Работодатель или его представитель могут обжаловать это предписание в суд в течение 10 дней с момента его получения.

Источник: https://RuLaws.ru/tk/CHAST-PYATAYA/Razdel-XIII/Glava-57/Statya-357/

Государственные инспекторы труда

Государственные инспекторы труда

Государственный инспектор труда – это должностное лицо Федеральной инспекции труда, наделенное полномочиями по осуществлению надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

Основные полномочия государственных инспекторов труда и порядок осуществления их надзорно-контрольной деятельности закреплены в Трудовом кодексе РФ и Положении о федеральном государственном надзоре за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, утвержденном постановлением Правительства РФ от 01.09.2012 № 875.

Государственные инспекторы труда при осуществлении государственного надзора имеют право:

  • В порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, беспрепятственно в любое время суток при наличии удостоверений уста­новленного образца посещать в целях проведения проверки организации всех организационно-правовых форм и форм собственности, работодателей – физических лиц.
  • Запрашивать у работодателей и их представителей, органов исполнительной власти и органов местного самоуправления и безвозмездно получать от них документы, объяснения, информацию, необходимые для выполнения надзорных и контрольных функций.
  • Изымать для анализа образцы используемых или обрабатываемых материалов и веществ в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, с уведомлением об этом работодателя или его представителя и составлять соответствующий акт.
  • Расследовать в установленном порядке несчастные случаи на производстве.
  • Предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в уста­новленном порядке.
  • Направлять в суды при наличии заключений государственной экспертизы условий труда требования о ликвидации организаций или прекращении деятельности их структурных подразделений вследствие нарушения требований охраны труда.
  • Выдавать предписания об отстранении от работы лиц, не прошедших в установленном порядке обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, инструктаж но охране труда, стажировку на рабочих местах и проверку знания требований охраны труда.
  • Запрещать использование средств индивидуальной и коллективной защиты работников, если такие средства не соответствуют обязательным требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, и государственным нормативным требованиям охраны труда.
  • Составлять протоколы и рассматривать дела об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготавливать и направлять в правоохранительные органы и в суд другие материалы (документы) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
  • Выступать в качестве экспертов в суде по искам о нарушении трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о возмещении вреда, причинен­ного здоровью работников на производстве.
  • Предъявлять организации, проводящей специальную оценку условий труда, обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений требований законодательства о специальной оценке условий труда.
  • В случае обращения профсоюзного органа, работника или иного лица в государственную инспекцию труда по вопросу, находящемуся на рассмотрении соответствующего органа по рассмотрению индивидуального или коллективного трудового спора (за исключением исков, принятых к рассмотрению судом, или вопросов, по которым имеется решение суда), государственный инспектор труда при выявлении очевидного нарушения трудового законодательства или иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеет право выдать работодателю предписание, подлежащее обязательному исполнению. Данное предписание может быть обжаловано работодателем в суд в течение 10 дней со дня его получения работодателем или его представителем.

Государственные инспекторы труда при осуществлении государственного надзора обязаны:

  • Соблюдать законодательство Российской Федерации, права и законные интересы работодателей – физических лиц и работодателей – юридических лиц (организаций).
  • Хранить охраняемую законом тайну (государственную, служебную, коммерческую и иную), ставшую им известной при осуществлении ими своих полномочий, а также после оставления своей должности, считать абсолютно конфиденциальным источник всякой жалобы на недостатки или нарушения положений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.
  • Воздерживаться от сообщения работодателю сведений о заявителе, если проверка проводится в связи с его обращением, а заявитель возражает против сообщения работодателю данных об источнике жалобы.

Государственные инспекторы труда в целях осуществления федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, проводят плановые и внеплановые проверки на всей территории Российской Федерации любых работодателей: организаций независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также работодателей – физических лиц.

Предметом проверки является соблюдение требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, выполнение предписаний об устранении выявленных в ходе проверок нарушений и о проведении мероприятий по предотвращению нарушений норм трудового права и по защите трудовых прав граждан.

Основанием для проведения внеплановой проверки является:

  1. Истечение срока исполнения работодателем выданного федеральной инспекцией труда предписания об устранении выявленного нарушения требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.
  2. Поступление в федеральную инспекцию труда:
  • Обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти (должностных лиц федеральной инспекции труда и других федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный контроль и (или) надзор, органов местного самоуправления, профессиональных союзов, из средств массовой информации о фактах нарушений работодателями требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в том числе требований охраны труда, повлекших возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью работников.
  • Обращения или заявления работника о нарушении работодателем его трудовых прав.
  • Запроса работника о проведении проверки условий и охраны труда на его рабочем.
  • Наличие приказа (распоряжения) руководителя (заместителя руководителя) федеральной инспекции труда о проведении внеплановой проверки, изданного в соответствии с поручением Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации либо на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.

Внеплановая выездная проверка в случае обращения или заявления работника о нарушении работодателем его трудовых прав, может быть проведена незамедлительно с извещением органа прокуратуры в порядке, установленном федеральным законом, без согласования с органами прокуратуры.

Не допускается предварительное уведомление работодателя о проведении внеплановой выездной проверки в случае обращения или заявления работника о нарушении работодателем его трудовых прав или запроса работника о проведении проверки условий и охраны труда на его рабочем месте. 

Порядок обжалования решений государственных инспекторов труда установлен ст. 361 Трудового кодекса РФ, которая предусматривает административный и (или) судебный порядок обжалования решений государственных инспекторов труда, предоставляя возможность выбора одного из них.

Решения государственных инспекторов труда могут быть обжалованы как в судебном порядке, так и в порядке подчиненности, за исключением решений Главного государственного инспектора труда РФ, которые обжалуются исключительно в судебном порядке. 

Источник: https://www.protrud.com/%D0%B3%D0%BE%D1%81%D1%83%D0%B4%D0%B0%D1%80%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%B5-%D0%B8%D0%BD%D1%81%D0%BF%D0%B5%D0%BA%D1%82%D0%BE%D1%80%D1%8B-%D1%82%D1%80%D1%83%D0%B4%D0%B0/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.