Государственное регулирование деятельности арбитражных управляющих

Арбитражный управляющий в деле о банкротстве: понятие, права и обязанности, порядок назначения

Государственное регулирование деятельности арбитражных управляющих

Арбитражные управляющие – это специальный вид привлекаемых в дело по банкротству лиц, которые обязаны провести процедуру банкротства либо финансового оздоровления юридического лица.

Правовая база деятельности арбитражных управляющих

Порядок действий, а также требования, предъявляемые к лицам, которые назначаются в качестве арбитражного управляющего в организацию, проходящую процедуру банкротства, нашли подробное отражение в Федеральном законе №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».

Деятельности арбитражного управляющего посвящены статьи с 20 по 20.7 указанного Федерального закона. Данные статьи в полном объеме описывают права и обязанности арбитражных управляющих, те действия, которые они должны осуществлять при участии в делах о банкротстве.

Кроме того, указанные статьи говорят о тех мерах ответственности, к которым может быть привлечен арбитражный управляющий, а также о порядке его привлечения к таким мерам ответственности.

Указанный Федеральный закон, кроме того, рассматривает вопрос выплаты вознаграждения арбитражному управляющему и формирует механизм такой выплаты, устанавливая порядок ее начисления путем сложения фиксированной и процентной частей. Кроме того, в статье 24.1 указанного Федерального закона рассматривается также вопрос обязательного страхования ответственности лиц, назначаемых в качестве арбитражных управляющих по делам о банкротстве.

Так как к арбитражному управляющему предъявляются требования обязательного участия в саморегулируемых организациях, то деятельность таких организаций, из числа членов которых суд выбирает назначаемого управляющего, также отрегулирована в данном нормативном акте (речь идет о статьях 21, 21.1, 22, 22.1-22.2, 23.1, 25.1, 26.1).

Арбитражный управляющий как понятие

В соответствии с положениями указанного Федерального закона арбитражным управляющим признается такое независимое лицо, которое назначается судом для управления процессом банкротства организации-должника в случае, если начата соответствующая процедура.

В настоящее время понятие «арбитражный управляющий» соединяет в себе несколько видов управляющих, которые назначаются судом на каждом этапе проведения процедуры банкротства организации-должника (однако, в случае наличия у назначенного на первом этапе арбитражного управляющего достаточного образования и квалификации он может быть переназначен судом и на остальные этапы):

  • временный управляющий. На это лицо возлагаются обязанности по проведению наблюдательных мероприятий, в том числе направленных на выявление обоснованности проводимой процедуры подтверждения финансовой несостоятельности, а также выявления фактов фиктивного банкротства;
  • если кредиторами было принято решение о попытке проведения мероприятий финансового оздоровления организации, и такое решение суд принял к рассмотрению и вынес свое определение, происходит назначение административного управляющего. Это лицо в ходе проведения процедуры оздоровления должно осуществлять руководство деятельностью организации с целью погашения ее задолженностей перед различными видами кредиторов, а также сохранения ее как самостоятельного юридического лица для осуществления дальнейшей профильной деятельности (с целью которой такое юридическое лицо создавалось);
  • в том случае, если процедура финансового оздоровления по каким-либо причинам не принесла должных результатов, наступает этап внешнего управления. На этом этапе происходит осуществление управления организацией с главной целью – соблюдение интересов кредиторов по удовлетворению их требований, но проводимое таким образом, чтобы минимизировать риск потери последних возможностей организации-должника осуществлять те цели, ради достижения которых она создавалась;
  • когда речь идет о продаже имущества организации-должника с целью формирования конкурсной массы, из которой будет происходить изъятие средств с целью погашения имеющихся задолженностей перед кредиторами и удовлетворения требований последних, происходит назначение конкурсного управляющего. Именно он принимает решение о том, в каком порядке и каким образом реализовывать все имущество организации-должника;
  • на последнем этапе – собственно проведения процедуры банкротства – происходит назначение финансового управляющего. На его плечи ложатся обязанности по реализации всего оставшегося имущества организации-должника, а также по выплате имеющихся долгов либо продаже прав требования одних кредиторов другим. Именно этот управляющий также принимает решение о необходимости привлечения к субсидиарной ответственности лиц, которые могут быть признаны виновными в допущении банкротства организации.

Таким образом, можно сказать, что понятие «арбитражный управляющий» является широким, которое включает несколько различных видов деятельности, но объединенных одной целью – максимального соблюдения интересов всех участников дела о банкротстве.

Требования к арбитражному управляющему

Вне зависимости от того, какой именно этап деятельности должен осуществлять арбитражный управляющий при участии в деле о банкротстве, для допуска к участию в таком деле ему необходимо соответствовать определенным требованиям, которые предъявляются еще на этапе включения в список на получение статуса арбитражного управляющего. К числу таких требований относятся:

  • гражданство Российской Федерации, которое может быть подтверждено официальными документами;
  • наличие высшего образования, которое позволит полноценно принимать решения по фактически возникающим обстоятельствам в деле о банкротстве;
  • опыт занятия руководящих должностей, подтверждаемый документально;
  • прохождение стажировки в качестве помощника арбитражного управляющего в течение не менее двух лет;
  • наличие положительных результатов в части сдачи теоретического экзамена по программам подготовки арбитражных управляющих, принятых в той или иной саморегулирующейся организации;
  • членство в такой организации с подтверждением пребывания в ее штате;
  • отсутствие дисквалификации, примененной в качестве наказания за совершение административного правонарушения или преступления;
  • отсутствие каких-либо непогашенных судимостей, в том числе тех, которые возникли за совершение преступлений умышленного типа;
  • наличие официально заключенного договора страхования ответственности арбитражного управляющего с минимальной страховой суммой в десять миллионов рублей.

Права и обязанности

Права и обязанности, которыми наделяется арбитражный управляющий в процессе проведения дела о банкротстве, зафиксированы в статье 20.3 Федерального закона №127-ФЗ.

К числу основных прав арбитражного управляющего относятся:

  • созывы собраний и комитетов кредиторов с целью определения направления действий при удовлетворении их требований;
  • выступления в судебных заседаниях, а также личное обращение в суды с ходатайствами в тех случаях, когда такие действия необходимы для полноценного ведения дела о банкротстве организации-должника (например, если для полного удовлетворения выставленных требований кредиторов недостаточно имеющейся конкурсной массы, возможно выступление арбитражного управляющего с ходатайством о привлечении к субсидиарной ответственности лиц, признаваемых в качестве контролирующих должника, с целью взыскания с них суммы причиненного кредиторам ущерба);
  • получение вознаграждения за осуществление своей деятельности в том порядке и в том размере, которые установлены действующим федеральным законодательством;
  • привлечение для исполнения своих непосредственных обязанностей в деле о банкротстве тех лиц, которые позволят проводить процедуру банкротства без значительных потерь для всех ее участников. Такое привлечение происходит на договорной основе, если другие варианты не были предусмотрены действующим федеральным законодательством;
  • направление запросов в уполномоченные государственные органы для получения исчерпывающей информации о руководителях организации-должника, ее учредителях и иных лицах, которые в силу своего положения могут оказывать влияние на финансовое положение дел в организации. При этом арбитражный управляющий может получить любые виды информации, в том числе относимые к государственной тайне;
  • подача в арбитражный суд, который назначил такого арбитражного управляющего, заявления о его освобождении от участия в определенном деле (в том числе в случае возникновения обстоятельств, которые могут быть истолкованы судом как обстоятельства личной заинтересованности).

Что касается обязанностей, то их список выглядит следующим образом:

  • принятие мер, которые имеют своей главной целью защиту имущества должника, в том числе от вероятного расхищения, что может существенным образом оказать негативное влияние на существующую конкурсную массу;
  • проведение анализа финансового положения организации-должника, а также тех действий, которые были осуществлены, в том числе для выявления вероятного фиктивного банкротства;
  • ведение и предоставление заинтересованным лицам реестра требований кредиторов, в том числе для ознакомления, а также созыв собраний кредиторов в случаях, когда был затребован такой реестр;
  • предоставление кредиторам сведений, которые позволяют оценить осуществленные организацией-должником действия, в том числе с точки зрения возникновения ответственности третьих лиц, не привлеченных изначально к участию в деле о банкротстве;
  • направление информации в уполномоченные государственные органы в тех случаях, когда были выявлены обстоятельства, которые могут быть признаны административными правонарушениями или уголовными преступлениями с целью проведения всестороннего расследования таких обстоятельств;
  • в случае выявления признаков, которые позволяют говорить о фиктивности банкротства – направление данных о выявленных обстоятельствах в уполномоченные государственные органы с целью выявления возможных фактов нарушения действующего законодательства;
  • привлечение лиц на договорной основе, которые своими действиями, предусмотренными действующим законодательством о банкротстве, позволят арбитражному управляющему исполнить возложенные на него обязанности;
  • выявление фактов нарушения подачи заявления о собственном банкротстве организацией-должником в лице ее руководителя или учредителя в судебные органы, а также сообщение о таком нарушении в уполномоченные органы для составления соответствующего протокола.

Данный перечень прав и обязанностей может быть расширен судом в ходе назначения арбитражного управляющего в конкретное дело, но только при условии, что такого расширения требуют сами обстоятельства дела.

Порядок назначения

Как уже говорилось выше, арбитражного управляющего назначает только суд путем вынесения соответствующего решения. Однако этому решению предшествует ряд специальных действий, совершаемых участвующими в деле о банкротстве лицами:

  • руководитель организации-должника подает в суд заявление о собственном банкротстве и проведении соответствующей процедуры. В тексте такого заявления могут быть указаны данные о конкретном арбитражном управляющем либо о той саморегулирующейся организации, к услугам которой хочет обратиться организация-должник;
  • саморегулирующейся организации дается девять дней на то, чтобы предоставить суду, должнику и заявителю информацию о выбранном арбитражном управляющем в части его соответствия тем требованиям, которые установлены действующим законодательством;
  • если конкретный арбитражный управляющий соответствует всем предъявляемым к нему требованиям, происходит его утверждение путем вынесения соответствующего решения;
  • если в течение четырнадцати дней саморегулирующаяся организация не предоставила никаких данных о выбранном управляющем, рассмотрение дела будет отложено на тридцать дней;
  • если в течение трех месяцев с даты, когда должно быть вынесено решение об утверждении арбитражного управляющего, саморегулирующаяся организация не предоставила никаких данных на конкретного управляющего, дело о банкротстве рассмотрено не будет, так как суд полностью прекратит производство по полученному заявлению от руководителя должника.

Рассмотрение вопроса о проведении процедуры банкротства может быть осуществлено только после подачи повторного заявления от руководителя организации-должника либо от другого уполномоченного лица, в ходе которого весь процесс с выбором арбитражного управляющего придется повторить.

Ответственность арбитражного управляющего

В том случае, если было установлено, что арбитражный управляющий каким-либо образом нарушил возложенные на него обязанности, он может быть привлечен к различным видам ответственности.

Если речь идет о первичном привлечении к ответственности, может быть назначено административное наказание в виде штрафа в размере до пятидесяти тысяч рублей. При этом как только саморегулирующаяся организация получит уведомление о привлечении арбитражного управляющего к административной ответственности, она должна направить в суд ходатайство об отстранении такого арбитражного управляющего от участия в деле о банкротстве. Суд выносит такое решение, после чего даже в случае, если решение было отменено, арбитражный управляющий не возвращается к тому делу о банкротстве, которое он вел ранее.

Если было установлено повторное нарушение, арбитражный управляющий подвергается наказанию в виде дисквалификации, а также исключается из числа членов саморегулирующейся организации. Если суд отменит вынесенное ранее решение о дисквалификации, арбитражный управляющий не возвращается к тому делу, который он ранее вел и от которого был отстранен.

Срок, в течение которого саморегулирующаяся организация должна подать ходатайство в арбитражный суд со дня получения уведомления о том, что на арбитражного управляющего наложено взыскание, равняется десяти дням. В том случае, если в данный период такое ходатайство не было подано, на саморегулирующуюся организацию также может быть наложено взыскание.

Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефон горячей линии 8 (800) 350-34-85. Это бесплатно.

Источник: https://zakonguru.com/bankrotstvo/yuridicheskix-lic/arbitraznyj-upravlausij.html

4.2 ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АРБИТРАЖНЫХ УПРАВЛЯЮЩИХ

Государственное регулирование деятельности арбитражных управляющих

Деятельностьарбитражных управляющих регулируется государ­ством в следующих направлениях:

—  подготовка арбитражных управляющих в целях обеспечениясоответствующего уровня знаний для осуществления ими законода­тельноустановленных функций;

—  допускв профессию, так как сложность решаемых задач, крат­кие сроки их выполнениятребуют определенной квалификации, опы­та и наличия морально-этических качеств;

—  контроль(надзор) за профессиональной деятельностью арбит­ражных управляющих, так какона затрагивает интересы значитель­ного числа как отдельных юридических ифизических лиц, так и об­щества в целом.

Подготовка арбитражных управляющихвключает обязательное прохождение обучения по Единой программе подготовки (480ч), ут­верждаемой Росрегистрацией, сдачу теоретического экзамена и полу­чениесоответствующего свидетельства. Программа включает четыре основных блока:

1)  правовое обеспечение деятельности арбитражных управля­ющих;

2)  бухгалтерский учет и финансовый анализ в деятельности ар­битражныхуправляющих;

3)  оценку объектов в арбитражном управлении;

4)  антикризисный менеджмент.

Приемэкзамена осуществляет комиссия, которая формируется на условиях равногопредставительства федерального органа испол­нительной власти, уполномоченногоПравительством Российской Федерации (Росрегистрация), и обучающей организации.

Впериод действия Федерального закона от 8 января 1998 г.

№ 6-ФЗ «Онесостоятельности (банкротстве)» требования к профессиональ­ной подготовкеарбитражных управляющих дифференцировались по трем уровням с получениемсоответствующей лицензии в зависимос­ти от сложности реализуемой процедурыбанкротства.

При этом для осуществления процедуры банкротства в отношенииотсутствующего должника требовалось обучение по программе подготовки в объеме107 ч и получение лицензии I категории; для назначения на процедуру банкротстваградообразующей организации продолжительность обу­чения превышала 300 ч посоответствующей программе, что позволя­ло получить лицензию высшей IIIкатегории; на остальные организа­ции назначался арбитражный управляющий,прошедший 180-часовое обучение при наличии лицензии III категории.

Допуск в профессию арбитражных управляющихтакже определен действующим законодательством о банкротстве.

Впервом (1992 г.) законе о банкротстве устанавливались опре­деленныеквалификационные требования к назначаемому арбит­ражному управляющему, а его(управляющего) отбор для реализации процедур банкротства в отношении конкретныхпредприятий осуще­ствлялся арбитражным судом.

Впериод действия второго (1998 г.) закона о банкротстве глав­ным условиемдопуска к деятельности арбитражных управляющих являлось наличие лицензиисоответствующей категории. Выбор кан­дидатуры осуществлялся либо на собраниикредиторов, либо лицом, подавшим заявление в арбитражный суд о возбуждении делао банк­ротстве должника (заявитель).

Всоответствии с Законом о банкротстве 2002 г. создана система корпоративнойответственности рассматриваемых специалистов через обязательное членство всаморегулируемых организациях (СРО) ар­битражных управляющих. Квалификационныеи иные требования к арбитражным управляющим, а также требования к СРО изложеныв ст. 20 и 21 Закона.

По данному Закону кредиторы вправе выбирать неконкретного управляющего, а только некоторую саморегулируемую организацию итребовать назначения арбитражного управляющего из состава ее членов. Списокпретендентов для назначения на конкрет­ную процедуру банкротства, которыйпредставляет суду СРО (ст.

45 Закона), должен содержать три кандидатуры, поодной рз которых могут отвести должник и заявитель (или представитель собраниякре­диторов).

Контроль (надзор) за деятельностью арбитражных управляю­щихтакже претерпел изменения с принятием новых редакций закона о банкротстве. До1998 г. он осуществлялся со стороны арбитражных судов, а также кредиторами.

В1998—2002 гг. к контролирующим ин­станциям добавился лицензирующий орган — ФСФОРоссии. Этот механизм был эффективным инструментом контроля уровня профес­сионализмаарбитражных управляющих и результатов их деятельности.

С2002 г. деятельность арбитражных управляющих контролиру­ется кредиторами,должником, арбитражным судом и СРО. Из ука-1 занных субъектовинститута банкротства государство регулирует и контролирует деятельность толькоСРО. Кроме того, в соответствии со ст. 29 Закона о банкротстве 2002 г. оноустанавливает правила про­фессиональной деятельности арбитражных управляющих,включая: |

—  общиеправила деятельности арбитражного управляющего по ведению реестра требованийкредиторов, подготовки, организации и проведения собраний кредиторов икомитетов кредиторов, подготов­ки отчетов арбитражного управляющего;

—  правилапроведения финансового анализа;

—  правилапроверки наличия признаков фиктивного и предна­меренного банкротства;

— регламентработы комиссии по приему теоретического экзамена;

—  правилапроведения стажировки в качестве помощника арбит­ражного управляющего;

— правилапроведения проверки СРО деятельности своих членов.

Источник: https://lubbook.org/book_412_glava_14_Tema_14._Organ%D1%96za%D1%81%D1%96jjna_str.html

К вопросу о правовом статусе арбитражного управляющего

Государственное регулирование деятельности арбитражных управляющих

Введение в проблематику  

Ключевой фигурой банкротства является утверждаемый судом арбитражный управляющий.

Вопрос о правовом статусе арбитражного управляющего всегда был дискуссионным, как в дореволюционный период, так и в постсоветский.

Существуют различные подходы к определению сущности арбитражного управляющего.

Весьма распространенной является теория представительства.

Одни ученые считают арбитражного управляющего представителем кредиторов1, другие – должника2, третьи полагают, что арбитражный управляющий представляет интересы не только кредиторов и должника, но также и собственника имущества, учредителей должника, гражданского оборота и свои собственные3, четвертые считают арбитражного управляющего органом должника4.

Также существует точка зрения, согласно которой в разных процедурах управляющий представляет интересы разных лиц: во внешнем управлении – должника, в конкурсном производстве – кредиторов, при мировом соглашении – государства5.

Другие авторы полагают, что арбитражный управляющий сочетает в себе элементы органа должника, представителя должника, доверительного управляющего имуществом, а также имеет особые полномочия, не присущие иным субъектам права6.

Представлены также в науке и другие теории: доверительного управления7; работника, заключившего трудовой договор8; вещная теория (права управляющего – ограниченные вещные права)9; публичная теория.

В рамках публичной теории арбитражный управляющий определяется как орган принудительного исполнения (арбитражный судебный исполнитель)10, должностное лицо – (судебный управляющий)11.

Некоторые авторы, свою очередь, отрицают наличие публичных функций у арбитражного управляющего, признавая его исключительно частно-правовым субъектом12.

Также существуют весьма экзотические точки зрения, например, что отношения между должником и арбитражным управляющим должны оформляться договором подряда13.

Как мы видим, существует большое количество различных теорий, объясняющих природу арбитражного управляющего, зачастую эти теории взаимоисключают друг друга. В настоящее время не существует одной общепризнанной точки зрения по данному вопросу.

Большое разнообразие теорий о сущности арбитражного управляющего объясняется тем, что как само банкротство, так и деятельность арбитражного управляющего многогранны и многоаспектны, связаны с большим количеством правоотношений и их участников.

В банкротстве тесным образом переплетаются отношения гражданско-правовые, налоговые, трудовые, административные, уголовные и иные.

Соответственно, если рассматривать деятельность арбитражного управляющего с разных аспектов, то применима в принципе любая из указанных выше теорий:

– например, при отказе от сделок (ст. 102 Закона о банкротстве), при заключении сделок, при продаже имущества должника конкурсный управляющий действует в качестве органа (представителя) должника, в связи чем, применима теория представительства или органа (в зависимости от того, какой теории директора: как органа или представителя мы придерживаемся);

– при прекращении исполнительного производства в конкурсном производстве и передаче всех исполнительных листов от пристава исполнителя конкурсному управляющему имеет основания теория об арбитражном управляющем как арбитражном судебном исполнителе (органе принудительного исполнения), поскольку реестр требований кредиторов представляет собой по сути квази-сводное исполнительное производство;

– при увольнении работников в конкурсном производстве конкурсный управляющий действует как работодатель, что объясняет истоки теории трудовых правоотношений как основы статуса арбитражного управляющего;

– при привлечении арбитражного управляющего к уголовной ответственности он признается судебной практикой должностным лицом (ст. 201 УК РФ), в связи с чем уместно говорить о наличии у него статуса должностного лица;

Однако, сущность правового статуса управляющего не может быть определена как механическая сумма всех его ипостасей в тех многочисленных правоотношениях, в которых он участвует.

Для определения правового статуса арбитражного управляющего необходимо определить сущностные, неотъемлемые его черты, которые присущи управляющему всегда, независимо от того, в каком качестве он выступает в тех или иных отношениях.

На наш взгляд, из дореволюционных ученых наиболее точно описал правовую природу, сущность деятельности арбитражного управляющего С.И. Гальперин в монографии «Права и обязанности присяжного попечителя по делу о торговой несостоятельности»14:

«… характер дел о торговой несостоятельности дает путеводную нить к безошибочному определению значения присяжного попечителя как органа конкурсного процесса.

Деятельность его проникнута публичным характером и он является должностным лицом, не заинтересованным ни отдельной имущественной выгодой кредиторов, ни отдельной выгодой самого должника, заботясь в тоже время о соблюдении выгод и тех и другого.

Присяжный попечитель является делегированным судом представителем государственного интереса в деле каждой данной несостоятельности и в такой же мере, как судебный следователь в уголовных делах, является следователем ad hoc, заботящимся о раскрытии с полной ясностью пред глазами делегировавшего его судебного места всего положения несостоятельного должника в его имуществе наличном, долговом и отчужденном, в его долгах, заботящимся в то же время о своевременном раскрытии всего материала, могущего служить к установлению причин несостоятельности. Более того, закон поручает присяжному попечителю…быть хозяином массы…и…радеть об охраняемом имуществе как надлежит доброму хозяину…

Законодатель, имея ввиду очевидно публичный интерес конкурсного производства, озаботился тем, чтобы с самого начала в деле был представитель этого интереса и счел удобным облечь для этого присяжного попечителя особой властью.

В силу этого присяжный попечитель является лицом должностным, лицом, которому предоставлено право производить допросы, обращаться к содействию полиции, созывать наличных займодавцев, председательствовать в их собраниях и даже созывать кредиторов у себя на квартире».

Г.Ф.

Шершеневич также признавал деятельность присяжного попечителя в качестве публичной: “Под именем исполнительного процесса мы понимаем приложение силы, которою обладает государственная власть, к тому, чтобы изменить фактическое положение вещей в пользу признанного на суде правым и согласно с судебным решением…конкурсный попечитель должен изменить фактическое положение вещей в пользу признанных кредиторов согласно цели, указанной законом, то есть он обязан ценность вещей и требований, составляющих имущество должника и находящихся в его хозяйстве, в его распоряжении и управлении, обратить на пропорциональное удовлетворение кредиторов”15.

Из числа современников наиболее обоснованной, логичной и близкой деятельности арбитражного управляющего представляется точка зрения Е.В. Богданова (указ. соч.), согласно которой:

– деятельность судебного управляющего тяготеет к судебно-управленческой деятельности;

– судебный управляющий в деле о банкротстве является лицом, назначенным судом от имени государства и контролируемый государством посредством суда;

– судебный управляющий наделяется функцией надзора за деятельностью должника и его органов управления;

– нельзя использовать термины “права” и “обязанности” применительно к судебному управляющему. Необходимо говорить о полномочиях судебного управляющего, о его компетенции. Поэтому в п. 5 ст. 20.3 Закона о банкротстве указано, что полномочия арбитражного управляющего не могут быть переданы другим лицам;

– судебный управляющий не только не является индивидуальным предпринимателем, но по своему правовому положению не может быть и частнопрактикующим субъектом.

То обстоятельство, что кандидатуры судебных управляющих предлагают суду саморегулируемые организации судебных управляющих, не имеет в данном случае квалифицирующего значения потому, что эти кандидатуры, естественно, не являются для суда обязательными (это некая вспомогательная деятельность), а также потому, что кандидатура судебного управляющего может быть предложена заявителем или собранием кредиторов (ст. 12, 37, 39, 41, 73 Закона о банкротстве). Судебный управляющий в действительности является лицом, назначенным судом от имени государства и контролируемым государством посредством суда и потому по своему правовому положению его следует приравнять к должностному лицу.

Анализ современного законодательства и судебной практики

         В Постановлении от 5 марта 2019 г. N 14-П Конституционный Суд РФ указал, что институт банкротства выступает рыночным механизмом оздоровления российской экономики.

Несмотря на то, что ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее – Закон о банкротстве) был принят в 2002 году, проблема правового статуса арбитражного управляющего остается неурегулированной до сих пор.

Пункт 1 статьи 20 Закона о банкротстве определяет правовое положение арбитражного управляющего через его членство в СРО: «Арбитражным управляющим признается гражданин Российской Федерации, являющийся членом одной из саморегулируемых организаций арбитражных управляющих».

         Очевидно, что такая формулировка является не только неудачной, но и ошибочной, поскольку в соответствии с пунктом 2 статьи 20.

2 Закона о банкротстве не все члены СРО имеют право осуществлять деятельность арбитражного управляющего, также, как и исключение из СРО не приводит автоматически к прекращению деятельности, так как арбитражного управляющего утверждает в должности и освобождает от нее только арбитражный суд.

Далее, пункт 2 статьи 20 Закона о банкротстве определяет, что арбитражный управляющий является субъектом профессиональной деятельности и осуществляет такую профессиональную деятельность, занимаясь частной практикой.

Данный элемент правового статуса является верным, однако он не отвечает на вопрос о сущности правового положения арбитражного управляющего, поскольку профессиональную деятельность осуществляют в том числе и адвокаты, нотариусы, детективы, патентные поверенные, государственные служащие, врачи, педагоги и т.д.

Указание в Законе о банкротстве на то, что арбитражный управляющий занимается частной практикой не раскрывает сущность правового положения арбитражного управляющего, поскольку подобное определение раскрывает лишь налоговые последствия такого статуса (см. например, подпункт 2 пункта 1 ст. 227 НК РФ).

Источник: https://zakon.ru/blog/2020/10/03/k_voprosu_o_pravovom_statuse_arbitrazhnogo_upravlyayuschego

4.2. Государственное регулирование деятельности арбитражных управляющих

Государственное регулирование деятельности арбитражных управляющих

Деятельностьарбитражных управляющих регулируетсягосударством в следующих направлениях:

—подготовкаарбитражных управляющих в целяхобеспечения соответствующего уровнязнаний для осуществления ими законодательноустановленных функций;

—допускв профессию, так как сложность решаемыхзадач, краткие сроки их выполнениятребуют определенной квалификации,опыта и наличия морально-этическихкачеств;

—контроль(надзор) за профессиональной деятельностьюарбитражных управляющих, так как оназатрагивает интересы значительногочисла как отдельных юридических ифизических лиц, так и общества в целом.

Подготовкаарбитражных управляющих включаетобязательное прохождение обучения поЕдиной программе подготовки (480 ч),утверждаемой Росрегистрацией, сдачутеоретического экзамена и получениесоответствующего свидетельства.Программа включает четыре основныхблока:

1)правовоеобеспечение деятельности арбитражныхуправляющих;

2)бухгалтерскийучет и финансовый анализ в деятельностиарбитражных управляющих;

3)оценкуобъектов в арбитражном управлении;

4)антикризисныйменеджмент.

Приемэкзамена осуществляет комиссия, котораяформируется на условиях равногопредставительства федерального органаисполнительной власти, уполномоченногоПравительством Российской Федерации(Росрегистрация), и обучающей организации.

Впериод действия Федерального законаот 8 января 1998 г. № 6-ФЗ «О несостоятельности(банкротстве)» требования к профессиональнойподготовке арбитражных управляющих.Впериод действия Федерального законаот 8 января 1998 г.

№ 6-ФЗ «О несостоятельности(банкротстве)» требования к профессиональнойподготовке арбитражных управляющихдифференцировались по трем уровням сполучением соответствующей лицензиив зависимости от сложности реализуемойпроцедуры банкротства.

При этом дляосуществления процедуры банкротствав отношении отсутствующего должникатребовалось обучение по программеподготовки в объеме 107 ч и получениелицензии I категории; для назначения напроцедуру банкротства градообразующейорганизации продолжительность обученияпревышала 300 ч по соответствующейпрограмме, что позволяло получитьлицензию высшей III категории; на остальныеорганизации назначался арбитражныйуправляющий, прошедший 180-часовоеобучение при наличии лицензии IIIкатегории.

Допускв профессию арбитражных управляющихтакже определен действующимзаконодательством о банкротстве. Впервом (1992 г.

) законе о банкротствеустанавливались определенныеквалификационные требования к назначаемомуарбитражному управляющему, а его(управляющего) отбор для реализациипроцедур банкротства в отношенииконкретных предприятий осуществлялсяарбитражным судом.Впериод действия второго (1998 г.

) законао банкротстве главным условием допускак деятельности арбитражных управляющихявлялось наличие лицензии соответствующейкатегории. Выбор кандидатуры осуществлялсялибо на собрании кредиторов, либо лицом,подавшим заявление в арбитражный судо возбуждении дела о банкротстве должника(заявитель).

Всоответствии с Законом о банкротстве2002 г. создана система корпоративнойответственности рассматриваемыхспециалистов через обязательное членствов саморегулируемых организациях (СРО)арбитражных управляющих. Квалификационныеи иные требования к арбитражнымуправляющим, а также требования к СРОизложены в ст. 20 и 21 Закона.

По данномуЗакону кредиторы вправе выбирать неконкретного управляющего, а тольконекоторую саморегулируемую организациюи требовать назначения арбитражногоуправляющего из состава ее членов.Список претендентов для назначения наконкретную процедуру банкротства,который представляет суду СРО (ст.

45Закона), должен содержать три кандидатуры,по одной из которых могут отвести должники заявитель (или представитель собраниякредиторов).

Контроль(надзор) за деятельностью арбитражныхуправляющих также претерпел измененияс принятием новых редакций закона обанкротстве. До 1998 г. он осуществлялсясо стороны арбитражных судов, а такжекредиторами.

В 1998—2002 гг. к контролирующиминстанциям добавился лицензирующийорган — ФСФО России.

Этот механизм былэффективным инструментом контроляуровня профессионализма арбитражныхуправляющих и результатов их деятельности.

С2002 г. деятельность арбитражных управляющихконтролируется кредиторами, должником,арбитражным судом и СРО. Из указанныхсубъектов института банкротствагосударство регулирует и контролируетдеятельность только СРО. Кроме того, всоответствии со ст. 29 Закона о банкротстве2002 г. оно устанавливает правилапрофессиональной деятельности арбитражныхуправляющих, включая:

—общиеправила деятельности арбитражногоуправляющего по ведению реестратребований кредиторов, подготовки,организации и проведения собранийкредиторов и комитетов кредиторов,подготовки отчетов арбитражногоуправляющего;

—правилапроведения финансового анализа;

—правилапроверки наличия признаков фиктивногои преднамеренного банкротства;

—регламентработы комиссии по приему теоретическогоэкзамена;

—правилапроведения стажировки в качествепомощника арбитражного управляющего;

—правилапроведения проверки СРО деятельностисвоих членов.

Источник: https://studfile.net/preview/8920480/page:2/

Основные направления государственного регулирования деятельности арбитражных управляющих. Система допуска в профессию и контроля за деятельностью арбитражных управляющих

Государственное регулирование деятельности арбитражных управляющих
⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 6Следующая ⇒

Гос.регулирование деятельности АУ-щих: 3 направления: подготовка, допуск в профессию, контроль (надзор) за профдеят-тью АУ-щего.

До 1998 г.- в Законе были изложены квалификац.требования к арбитражным управляющим. Отбор осуществлялся арбитражным судом, а работать в АУ могли все, кто соответствовал этим требованиям.

1998- 2002- лицензирование деятельности АУ-щих. Работать могли только те, кто имел лицензию. Выбор АУ-щего осуществлялся либо собранием кредиторов, либо заявителем

2002-..- Новый закон « О несостоятельности (банкротстве)» Антикриз.деят-ть теперь не лицензируется, но членство в СОАУ обязательно. Квалификационные требования изложены в Законе, как и требования к СОАУ.

Кредиторы теперь вправе обращаться только к СОАУ с требованиями о кандидатуре АУ-щего. Список, предоставляемый СОАУ, должен содержать не менее 3-х управляющих, претендующих на это место.

При этом должники тоже имеют право выбора.

Контроль за деятельностью АУ-щих:

До 1998- контроль осуществлялся кредиторами и арбитражным судом.

1998-2002- контроль осуществлялся лицензирующим госорганом, кредитором и арбитражным судом.

С 2002 г.контрль осуществляет СОАУ. С 3 декабря гос-во может регулирвоать только СОАУ, правила проф.деятельности АУ-щих, рассматривать дела об админ.и уголовной ответственности с участием АУ-щих.

24. Арбитражный управляющий. Общие и специальные требования. Система ответственности арбитражного управляющего за результаты своей деятельности.

Антикризисный управляющий- гражданин РФ, утверждаемый арбитражным судом для проведения процедур банкротства и являющийся членом одной из СОАУ. Согласно Ст.20 ФЗ «О банскротстве»: Общие требования к АУ-щим:

1) Арбитражным управляющим может быть гражданин РФ, который соответствует следующим требованиям: зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя; имеет высшее образование; имеет стаж руководящей работы не менее чем два года в совокупно­сти; сдал теоретический экзамен по программе подготовки арбитражных управляющих; прошел стажировку сроком не менее шести месяцев в качестве помощ­ника арбитражного управляющего; не имеет судимости за преступления в сфере экономики, а также за преступления средней тяжести, тяжкие и особо тяжкие преступления; является членом одной из саморегулируемых организаций.

2) Арбитражным судом не могут быть утверждены в качестве времен­ных управляющих, административных управляющих, внешних управляю­щих или конкурсных управляющих арбитражные управляющие: которые являются заинтересованными лицами по отношению к долж­нику, кредиторам; в отношении которых введена процедура банкротства; которые не возместили убытки, причиненные должнику, кредиторам, третьим лицам при исполнении обязанностей арбитражного управляющего; которые дисквалифицированы или лишены в порядке, установленном ФЗ, права занимать руководящие должности и (или) осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юриди­ческими лицами, входить в совет директоров (наблюдательный совет) и (или) управлять делами и (или) имуществом других лиц; которые не имеют заключенных в соответствии с требованиями на­стоящего Федерального закона договоров страхования ответственности на случай причинения убытков лицам, участвующим в деле о банкротстве.

Согласно Ст.23 ФЗ- Специальные требования к АУ-щим, которые м/б приняты кредиторами:

1.

Конкурсный кредитор или уполномоченный орган (собрание креди­торов) к кандидатуре арбитражного управляющего вправе предусмотреть следующие требования: наличие у кандидата высшего юридического, экономического образо­вания или образования по специальности, соответствующей сфере дея­тельности должника; наличие у кандидата определенного стажа работы на должностях ру­ководителей организаций а соответствующей отрасли экономики; установление количества процедур банкротства, проведенных канди­датом в качестве арбитражного управляющего. Конкурсный кредитор или уполномоченный орган (собрание кредито­ров) не вправе выдвигать не предусмотренные настоящим пунктом требо­вания к кандидатуре арбитражного управляющего.

2. При выдвижении конкурсным кредитором или уполномоченным ор­ганом (собранием кредиторов) требований к кандидатуре арбитражного управляющего конкурсный кредитор или уполномоченный орган (собрание кредиторов) вправе указать размер и порядок выплаты дополнительного вознаграждения арбитражному управляющему.

Имущественная ответственность:1) законодательство предусматривает необходимость заключения ежегодныйх договоров страхования профдеят-ти на сумму отв-ти в 3 млн.руб.

2) доп.страхование при назначении АУ-щего на конкретное предприятие. В Закное прописана шкала страховых возмещений: до 100 милн.руб (ежегодн.договоры страхования); 100- 300 млн.руб. (доп.страхование на 3% от балансовой стоимости); 300 – 1000 млн.руб. ( на 2%); свыше миилиарда (на 1%).

3) ответственность средствами компенсационного фонда всей СОАУ.

Неимущественная ответственность:уголовная, административная , дисквалификация, исключение из числа членов СОАУ, отстранение от исполнения обязанностей АУ-щего на конкретном предприятии.

СОАУ. Требования и основные функции СОАУ. Антикризисные управляющие компании.

– некоммерческая организация, основанная на членстве, созданная гражданами РФ, включенная в гос.реестр СОАУ, целями деят-ти которой является регулирование и обеспечение проф.деят-ти своих членов в качестве арбитражных управляющих.

Требования к СОАУ согласно Ст.21 (п.2): соответствие не менее чем ста ее членов требованиям, установленным в п.1 Ст.

20 ФЗ, за исключением требования об обязательном членстве в СОАУ; участие членов не менее чем в 100 (в совокупности) процедурах бан­кротства, в том числе не завершенных на дату включения в единый госу­дарственный реестр СОАУ, за исключением процедур банкротства по отношению к отсутст­вующим должникам; наличие компенсационного фонда или имущества у общества взаимно­го страхования, которые формируются исключительно в денежной форме за счет взносов членов в размере не менее чем пятьдесят тысяч рублей на каждого члена.

На средства компенсационных фондов или имущество общества взаим­ного страхования не может быть обращено взыскание по обязательствам саморегулируемой организации, а также по обязательствам арбитражных управляющих, если возникновение таких обязательств не было связано с осуществлением предусмотренной настоящим Федеральным законом дея­тельности.

Условия и порядок размещения средств компенсационных фондов и обществ взаимного страхования саморегулируемых организаций арбит­ражных управляющих, а также порядок расходования указанных средств в соответствии с целевым назначением, рекомендации о ликвидности вклю­чаемых в такие фонды активов, об их составе и о структуре устанавлива­ются Правительством РФ.

Основные функции СОАУ:

– правила профдеятельности для АУ-щих- своих членов;

– контроль за деят-тью своих членов;

– представляет кандидатуры АУ-щих в арбитражный суд для
их назначения на конкретное предприятие;

– проводит стажировку физлиц в качестве помощников АУ-щих;

-ведет реестр АУ-щих –членов.

Антикризисные управляющие компании (АУК)

– юрид.лица, созданные в целях обеспечения основных функций АУ, несущие фин.ответственность за результаты осуществления антикриз.процедур. Функциональная структура АУ-щей компании, как правило, модульная : АУ, юрид.служба, Финансово-аналитическое подразделение; экономическое подразделение; управление производством; службы обеспечения.

Различные проекты могут в разной степени требовать участия отделов. Под каждую конкретную процедуру набирается команда, необходимая для ее осуществления.

Взаимодействие СОАУ и АУК:

Функции СОАУ: 1) организация и контроль за деят-тью АУ-щих; 2) обеспечение деятельности АУ-щих ( здесь и привлекается одна из АУК)

⇐ Предыдущая123456Следующая ⇒

Рекомендуемые страницы:

Источник: https://lektsia.com/6xc5ab.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.