Государственная и общественная защита прав потребителей

Глава IV. ГОСУДАРСТВЕННАЯ И ОБЩЕСТВЕННАЯ ЗАЩИТА ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ – Защита прав потребителей – Управление Роспотребнадзора по Московской области

Государственная и общественная защита прав потребителей

Статья 40. Государственный контроль и надзор за соблюдением законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей (в ред. Федерального закона от 21.12.2004 N 171-ФЗ)

 1.

Государственный контроль и надзор за соблюдением законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей (далее – государственный контроль и надзор в области защиты прав потребителей), осуществляются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по контролю (надзору) в области защиты прав потребителей (его территориальными органами), а также иными федеральными органами исполнительной власти (их территориальными органами), осуществляющими функции по контролю и надзору в области защиты прав потребителей и безопасности товаров (работ, услуг), в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

2.

Государственный контроль и надзор в области защиты прав потребителей предусматривают: проведение мероприятий, связанных с контролем, – проверка соблюдения изготовителями (исполнителями, продавцами, уполномоченными организациями или уполномоченными индивидуальными предпринимателями, импортерами) обязательных требований законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей, а также обязательных требований к товарам (работам, услугам);

выдачу в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, предписаний изготовителям (исполнителям, продавцам, уполномоченным организациям или уполномоченным индивидуальным предпринимателям, импортерам) о прекращении нарушений прав потребителей, о необходимости соблюдения обязательных требований к товарам (работам, услугам);

 в установленном законодательством Российской Федерации порядке принятие мер по приостановлению производства и реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг), которые не соответствуют обязательным требованиям (в том числе с истекшим сроком годности), и товаров, на которые должен быть установлен, но не установлен срок годности, по отзыву с внутреннего рынка и (или) от потребителя или потребителей товаров (работ, услуг), которые не соответствуют обязательным требованиям, и информированию об этом потребителей; направление в орган, осуществляющий лицензирование соответствующего вида деятельности (лицензирующий орган), материалов о нарушении прав потребителей для рассмотрения вопросов о приостановлении действия или об аннулировании соответствующей лицензии в установленном законодательством Российской Федерации порядке;

направление в органы прокуратуры, другие правоохранительные органы по подведомственности материалов для решения вопросов о возбуждении уголовных дел по признакам преступлений, связанных с нарушением установленных законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации прав потребителей; обращение в суд с заявлениями в защиту прав потребителей, законных интересов неопределенного круга потребителей, а также с заявлениями о ликвидации изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации, импортера) либо о прекращении деятельности индивидуального предпринимателя (уполномоченного индивидуального предпринимателя) за неоднократное или грубое нарушение установленных законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации прав потребителей.

3.

Уполномоченный федеральный орган исполнительной власти по контролю (надзору) в области защиты прав потребителей (его территориальные органы), а также иные федеральные органы исполнительной власти (их территориальные органы), осуществляющие функции по контролю и надзору в области защиты прав потребителей и безопасности товаров (работ, услуг), могут быть привлечены судом к участию в деле или вступать в дело по своей инициативе или по инициативе лиц, участвующих в деле, для дачи заключения по делу в целях защиты прав потребителей.

4.

Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики в области защиты прав потребителей, дает разъяснения по вопросам применения законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей, а также утверждает положение о порядке рассмотрения уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по контролю (надзору) в области защиты прав потребителей (его территориальными органами) дел о нарушении законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей.

Статья 41.

Обязанность изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) по предоставлению информации федеральным органам исполнительной власти, уполномоченным на проведение государственного контроля и надзора в области защиты прав потребителей (их территориальным органам) (в ред. Федерального закона от 21.12.2004 N 171-ФЗ)

Изготовитель (исполнитель, продавец, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер) по требованию уполномоченного федерального органа исполнительной власти по контролю (надзору) в области защиты прав потребителей (его территориальных органов), а также иных федеральных органов исполнительной власти (их территориальных органов), осуществляющих функции по государственному контролю и надзору в области защиты прав потребителей и безопасности товаров (работ, услуг), их должностных лиц обязан предоставить в установленный ими срок достоверные сведения, документацию, объяснения в письменной и (или) устной форме и иную информацию, необходимую для осуществления указанными федеральными органами исполнительной власти и их должностными лицами полномочий, установленных настоящим Законом.

Статья 42. Утратила силу. – Федеральный закон от 21.12.2004 N 171-ФЗ.

Статья 42.1. Полномочия высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области защиты прав потребителей (введена Федеральным законом от 21.12.2004 N 171-ФЗ)

Высший исполнительный орган государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации осуществляет мероприятия по реализации, обеспечению и защите прав потребителей и в пределах своих полномочий принимает определенные меры.

Статья 43. Ответственность за нарушение прав потребителей, установленных законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (в ред. Федерального закона от 21.12.2004 N 171-ФЗ)

За нарушение прав потребителей, установленных законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, продавец (исполнитель, изготовитель, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер) несет административную, уголовную или гражданско-правовую ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 44. Осуществление защиты прав потребителей органами местного самоуправления (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

 В целях защиты прав потребителей на территории муниципального образования органы местного самоуправления вправе: рассматривать жалобы потребителей, консультировать их по вопросам защиты прав потребителей; обращаться в суды в защиту прав потребителей (неопределенного круга потребителей).

При выявлении по жалобе потребителя товаров (работ, услуг) ненадлежащего качества, а также опасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды незамедлительно извещать об этом федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие контроль за качеством и безопасностью товаров (работ, услуг).

Статья 45. Права общественных объединений потребителей (их ассоциаций, союзов) (в ред. Федерального закона от 21.12.2004 N 171-ФЗ)

1. Граждане вправе объединяться на добровольной основе в общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы), которые осуществляют свою деятельность в соответствии с уставами указанных объединений (их ассоциаций, союзов) и законодательством Российской Федерации.

2.

Общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) для осуществления своих уставных целей вправе: участвовать в разработке обязательных требований к товарам (работам, услугам), а также проектов законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей; проводить независимую экспертизу качества, безопасности товаров (работ, услуг), а также соответствия потребительских свойств товаров (работ, услуг) заявленной продавцами (изготовителями, исполнителями) информации о них; проверять соблюдение прав потребителей и правил торгового, бытового и иных видов обслуживания потребителей, составлять акты о выявленных нарушениях прав потребителей и направлять указанные акты для рассмотрения в уполномоченные органы государственной власти, а также информировать органы местного самоуправления о выявленных нарушениях, участвовать по просьбе потребителей в проведении экспертиз по фактам нарушения прав потребителей; распространять информацию о правах потребителей и о необходимых действиях по защите этих прав, о результатах сравнительных исследований качества товаров (работ, услуг), а также иную информацию, которая будет способствовать реализации прав и законных интересов потребителей. Публикуемые общественными объединениями потребителей (их ассоциациями, союзами) результаты сравнительных исследований качества товаров (работ, услуг) не являются рекламой; вносить в федеральные органы исполнительной власти, организации предложения о принятии мер по повышению качества товаров (работ, услуг), по приостановлению производства и реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг), по отзыву с внутреннего рынка товаров (работ, услуг), не соответствующих предъявляемым к ним и установленным законодательством Российской Федерации о техническом регулировании обязательным требованиям; вносить в органы прокуратуры и федеральные органы исполнительной власти материалы о привлечении к ответственности лиц, осуществляющих производство и реализацию товаров (выполнение работ, оказание услуг), не соответствующих предъявляемым к ним обязательным требованиям, а также нарушающих права потребителей, установленные законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации; обращаться в органы прокуратуры с просьбами принести протесты о признании недействительными актов федеральных органов исполнительной власти, актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и актов органов местного самоуправления, противоречащих законам и иным регулирующим отношения в области защиты прав потребителей нормативным правовым актам Российской Федерации; обращаться в суды с заявлениями в защиту прав потребителей и законных интересов отдельных потребителей (группы потребителей, неопределенного круга потребителей).

Статья 46. Защита прав и законных интересов неопределенного круга потребителей (в ред. Федерального закона от 21.12.2004 N 171-ФЗ)

 Уполномоченный федеральный орган исполнительной власти по контролю (надзору) в области защиты прав потребителей (его территориальные органы), иные федеральные органы исполнительной власти (их территориальные органы), осуществляющие функции по контролю и надзору в области защиты прав потребителей и безопасности товаров (работ, услуг), органы местного самоуправления, общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) вправе предъявлять иски в суды о признании действий изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) противоправными в отношении неопределенного круга потребителей и о прекращении этих действий.

При удовлетворении такого иска суд обязывает правонарушителя довести в установленный судом срок через средства массовой информации или иным способом до сведения потребителей решение суда.

Вступившее в законную силу решение суда о признании действий изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) противоправными в отношении неопределенного круга потребителей обязательно для суда, рассматривающего иск потребителя о защите его прав, возникших вследствие наступления гражданско-правовых последствий действий изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера), в части вопросов, имели ли место такие действия и совершены ли они изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером).

 Одновременно с удовлетворением иска, предъявленного общественным объединением потребителей (их ассоциацией, союзом), органами местного самоуправления в интересах неопределенного круга потребителей, суд принимает решение о возмещении общественному объединению потребителей (их ассоциации, союзу), органам местного самоуправления всех понесенных по делу судебных издержек, а также иных возникших до обращения в суд и связанных с рассмотрением дела необходимых расходов, в том числе расходов на проведение независимой экспертизы в случае выявления в результате проведения такой экспертизы нарушения обязательных требований к товарам (работам, услугам).

Президент Российской Федерации

Б.ЕЛЬЦИН

Москва, Дом Советов России

7 февраля 1992 года

N 2300-1

Источник: http://50.rospotrebnadzor.ru/directions_of_activity/protect/-/asset_publisher/9quX/content/%D0%B3%D0%BB%D0%B0%D0%B2%D0%B0-iv-%D0%B3%D0%BE%D1%81%D1%83%D0%B4%D0%B0%D1%80%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%B0%D1%8F-%D0%B8-%D0%BE%D0%B1%D1%89%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%B0%D1%8F-%D0%B7%D0%B0%D1%89%D0%B8%D1%82%D0%B0-%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2-%D0%BF%D0%BE%D1%82%D1%80%D0%B5%D0%B1%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BB%D0%B5%D0%B8

Государственная и общественная защита прав потребителей

Государственная и общественная защита прав потребителей

⇐ Предыдущая67686970717273747576Следующая ⇒

Государственную систему защиты прав потребителей составля­ют органы исполнительной власти, судебная власть, органы при местных администрациях. Общие надзорные функции в этой сфе­ре выполняют органы прокуратуры.

Ведущим государственным органом по контролю за соблюде­нием законодательства о защите прав потребителей является Фе­деральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и ее территориальные органы.

Их главная задача: обеспечить надежный контроль за достоверностью инфор­мации о товарах, услугах, работах и о тех, кто их предоставляет; за соблюдением договорных обязательств, качеством товаров и услуг, а также правовая защита граждан-потребителей.

Защиту прав потребителей осуществляют также и другие фе­деральные органы: Федеральная таможенная служба. Федераль­ная служба в сфере природопользования. Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору. Фе­деральное агентство по техническому регулированию и метроло­гии и др.

Государственные органы проводят комплексные проверки де­ятельности хозяйствующих субъектов по соблюдению ими законодательства о защите прав потребителей. К виновным применяются меры административного и имущественного воздействия (штрафы).

Наиболее типичные нарушения, которые выявляются в ходе проверок, связаны с завышением цен, продажей некачественных товаров, нередко с просроченными сроками реализации, отказом в обмене некачественного товара, нарушением санитарных правил торговли и товарного соседства, когда продукты питания реализуются вместе с опасными в пищевом отношении товарами.

В ходе проверок и после подведения их итогов к предприятиям торговли, службам быта и их должностным лицам за допущенные нарушения законодательства о защите прав потребителей принимаются меры административного характера.

В соответствии со ст. 44 Закона органы по защите прав потребителей создаются в каждом сельском, городском районе, во всех городах, а также в поселках и селах.

Называются они по-разному — отделами, бюро, агентствами — и призваны оказывать оперативную помощь в восстановлении нарушенных прав граждан непосредственно по месту жительства.

Численность этих служб невелика — два-три человека, но помощь населению они оказывают большую.

По Закону эти службы должны рассматривать жалобы населения, консультировать потребителей, контролировать изготовителей продукции и продавцов, быстро информировать соответствующие государственные органы о поступлении на потребительский рынок недоброкачественных товаров, услуг и т. п. При необходимости они по своей инициативе или по поручению потребителей могут предъявлять иски в суды.

Муниципалитет — это тот уровень власти, на котором разрешимы почти все претензии потребителя. Претензии прежде всего следует предъявлять тому продавцу, исполнителю, изготовителю, который нарушил права гражданина. В случае отказа потребитель вправе обратиться в местный орган по защите прав потребителей либо в суд.

Следует также иметь в виду, что на этом уровне спорные вопросы и обиды вправе разрешать специальные органы.

Так, граждане для защиты своих прав могут обращаться: по вопросам эксплуатации жилья— в жилищную инспекцию; о нарушениях в торговле — в торгинспекцию; о нарушениях ценовой политики — в инспекцию цен; об отсутствии кассовых аппаратов — в налоговую инспекцию; о криминальных нарушениях — в милицию.

Общественная защита прав граждан осуществляется организациями потребителей, которые создаются как в рамках территории

(район, город, область, республика), так и в зависимости от конкретного интереса группы потребителей (например, автолюбителей). На федеральном уровне региональные объединения потребителей объединены в Союз потребителей России и Общество потребителей автотехники.

В рамках СНГ действует Международная конфедерация обществ потребителей. Каждая общественная организация потребителей действует на основании устава, утвер­ждаемого общим собранием ее членов.

После регистрации в орга­нах местной администрации организация потребителей получает статус юридического лица, обладает имуществом на праве соб­ственности, приобретает права и несет обязанности, выступает в качестве истца и ответчика в суде, арбитражном суде и третей­ском суде.

Кроме этого, общественные организации потребителей вправе учреждать средства массовой информации, с помощью которых могут влиять на производителей и продавцов товаров (ра­бот, услуг) и вести просветительскую работу.

Полномочия общественных организаций : закреплены в ст. 45 Закона РФ «О защите прав потребителей». Так, они вправе:

• участвовать в разработке требований по безопасности товаров (работ, услуг), а также государственных стандартов, устанавлива­ющих эти требования;

• проводить независимую экспертизу качества и безопасности товаров (работ, услуг);

• проверять соблюдение прав потребителей и правил торгово­го, бытового и иных видов обслуживания;

• вносить в федеральные органы исполнительной власти, орга­низации предложения о мерах по повышению качества товаров (работ, услуг), снятии с производства, изъятии из оборота това­ров (работ, услуг), опасных для жизни, здоровья, имущества по­требителей и окружающей среды;

• участвовать совместно с федеральными органами исполни­тельной власти в осуществлении контроля за применением регу­лируемых цен;

• вносить в органы прокуратуры и федеральные органы испол­нительной власти материалы о привлечении к ответственности лиц, виновных в выпуске и реализации товаров (работ, услуг), не соответствующих установленным требованиям по безопасности и качеству;

• обращаться в органы прокуратуры с просьбами принести про­тесты о признании недействительными актов федеральных и ре­гиональных органов исполнительной власти и актов органов мест­ного самоуправления, противоречащих законам, регулирующим отношения в области защиты прав потребителей;

• обращаться в суды в защиту прав потребителей (неопреде­ленного круга потребителей).

Результаты правозащитной деятельности общества потребите­лей по конкретным делам можно проиллюстрировать материалами судебной хроники Московского союза потребителей (далее — МСП).

Вероника К. несколько лет жаловалась на плохое отопление своей квартиры после ремонта. Обращалась к слесарям и начальникам в ЖЭКе. Все безрезультатно. Вероника К.

часто болела, приходилось брать боль­ничные листы, испытывать другие неудобства.

Наконец, она пригласила в качестве свидетелей 16 человек, включая слесарей, которые подтвер­дили в акте, что температура в квартире не поднимается выше 14 °С.

Суд, в который Вероника К. обратилась с иском, учел стоимость ле­карств, затраты на усиленное питание, время, напрасно потраченное на звонки, письма, ожидания в приемных и т.д. Суд в возмещение мораль­ного вреда обязал ЖЭК выплатить ей 20 тыс. рублей и отремонтировать отопительную систему в квартире

Контрольные вопросы

1. Кто может быть признан потребителем?

2. Составьте перечень прав потребителя при покупке товара с недо­статками.

3. Каков порядок и сроки предъявления потребителями претензий?

РАЗДЕЛ IX

⇐ Предыдущая67686970717273747576Следующая ⇒

Дата добавления: 2016-11-03; просмотров: 3630 | Нарушение авторских прав | Изречения для студентов

Источник: https://lektsii.org/8-100784.html

Государственная и общественная защита прав потребителей — Audit-it.ru

Государственная и общественная защита прав потребителей

Органы местного самоуправления осуществляют государственную защиту прав потребителей, полномочия которых предусмотрены статьей 44 Закона о защите прав потребителей, реализуемые в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон №131-ФЗ), в частности статьей 19 вышеназванного закона.

В соответствии с Законом о защите прав потребителей на территории муниципального образования органы местного самоуправления вправе:

1) рассматривать жалобы потребителей, консультировать их по вопросам защиты прав потребителей;

2) обращаться в суды в защиту прав потребителей (неопределенного круга потребителей).

При выявлении по жалобе потребителя товаров (работ, услуг) ненадлежащего качества, а также опасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды незамедлительно извещать об этом федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие контроль за качеством и безопасностью товаров (работ, услуг). (Постановление ФАС Дальневосточного округа от 24 апреля 2007 года, 17 апреля 2007 года №Ф03-А51/07-1/823 по делу №А51-2544/2006-15-95).

Полномочия органов местного самоуправления по защите прав потребителей в соответствии с Федеральным законом №131-ФЗ, должны быть включены в устав муниципального образования.

Задачи и функции структурного подразделения по защите прав потребителей органа местного самоуправления определяются в положении, которое утверждается главой органа местного самоуправления.

В муниципальных образованиях с меньшей численностью населения при невозможности создания самостоятельного отдела по защите прав потребителей, функции по защите прав потребителей возлагаются на конкретных работников других подразделений местных администраций.

Методическое руководство, организационная и консультационная помощь структурным подразделениям по защите прав потребителей органов местного самоуправления, осуществляются территориальными антимонопольными органами по согласованию с руководством органа местного самоуправления.

Органы местного самоуправления могут по поручению территориальных антимонопольных органов осуществлять целевые проверки хозяйствующих субъектов по соблюдению законодательства о защите прав потребителей, информировать антимонопольные органы о своей работе, представлять статистические данные о ее результатах.

В работе по защите прав потребителей органы местного самоуправления взаимодействуют с территориальными структурами федеральных органов исполнительной власти, в чью компетенцию входят вопросы защиты прав потребителей, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, общественными объединениями потребителей.

Указанное взаимодействие может осуществляться в формах участия представителей органов местного самоуправления:

1) в работе координационных советов по защите прав потребителей;

2) в разработке региональных программ по защите прав потребителей;

3) в совместных проверках хозяйствующих субъектов по соблюдению законодательства о защите прав потребителей;

4) в различных мероприятиях по вопросам защиты прав потребителей и другое.

Органы местного самоуправления осуществляют деятельность по защите прав потребителей по следующим направлениям.

В целях оказания помощи потребителям в реализации их законных прав органы самоуправления:

1) рассматривают письменные и устные обращения и заявления потребителей;

2) консультируют их по вопросам защиты прав потребителей;

3) оказывают помощь потребителям в восстановлении их нарушенных прав, в том числе и при составлении исков в суды;

4) анализируют договоры, заключаемые продавцами (изготовителями, исполнителями) с потребителями с целью выявления условий, ущемляющих права потребителей;

5) обращаются в суды в защиту прав потребителей (неопределенного круга потребителей).

Работники подразделений по защите прав потребителей, рассматривая заявления и обращения потребителей, при необходимости проводят проверки хозяйствующих субъектов. В случае подтверждения нарушений в соответствии с установленными полномочиями принимают следующие меры по их устранению:

1) разъясняют потребителям их права, помогают в составлении претензий к хозяйствующим субъектам по выявленным фактам нарушений законодательства о защите прав потребителей. Претензия вручается адресату лично с отметкой о вручении либо отсылается по почте заказным письмом с уведомлением. У потребителя должна оставаться копия претензии;

2) проводят работу с хозяйствующими субъектами в целях устранения нарушений в добровольном порядке, разъясняют их обязанности и установленные Законом о защите прав потребителей последствия несоблюдения норм;

3) по фактам выявления товаров (работ, услуг) ненадлежащего качества, а также опасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды составляют акты о выявленных нарушениях и незамедлительно извещают об этом федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие контроль за качеством и безопасностью продукции и услуг;

4) помогают потребителям составлять исковые заявления в суд либо самостоятельно предъявляют иски в защиту прав конкретного потребителя или о признании действий продавца (изготовителя, исполнителя) противоправными в отношении неопределенного круга потребителей и прекращении этих действий. В соответствии со статьей 13 Закона о защите прав потребителей, если с заявлением в защиту прав потребителей выступают органы местного самоуправления и суд вынес решение о взыскании с изготовителя, продавца, исполнителя, нарушившего права потребителя, штрафа за несоблюдение добровольного порядка удовлетворения требований потребителя, то пятьдесят процентов суммы взысканного штрафа перечисляются соответствующему органу местного самоуправления. При этом важно, чтобы орган местного самоуправления заявил требование о взыскании такого штрафа с хозяйствующего субъекта.

5) Обращаются за консультациями в территориальные антимонопольные органы или передают им на рассмотрение материалы по конкретным нарушениям законодательства о защите прав потребителей;

6) обращаются за разъяснением в федеральный антимонопольный орган, который в соответствии со статьей 40 Закона о защите прав потребителей дает официальные разъяснения по вопросам применения законов и иных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей.

Органы местного самоуправления строят работу в сфере просвещения и обучения населения, по следующим направлениям:

1) информирование и консультирование населения об их потребительских правах, поведении в различных ситуациях, связанных с соблюдением законных интересов потребителей;

2) консультирование потребителей, помощь в составлении претензий к хозяйствующим субъектам и исковых заявлений в суды, сопровождение дел в судах (оказываются потребителям бесплатно).

Органы местного самоуправления при осуществлении защиты прав потребителей взаимодействуют с общественными объединениями потребителей. В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 августа 1995 года №837 «О поддержке общественного движения в защиту прав потребителей» органы местного самоуправления:

1) оказывают общественным объединениям потребителей помощь в период их становления и в последующей работе;

2) консультируют и информируют их по вопросам защиты прав потребителей;

3) принимают организационные меры, направленные на создание условий для развития общественного движения потребителей, в части выделения необходимых помещений, оборудования, средств телефонной связи, установления льготных ставок аренды занимаемых ими помещений и тарифов на услуги телефонной связи;

4) оказывают финансовую поддержку общественным объединениям потребителей в реализации конкретных программ и проектов по вопросам защиты прав потребителей в интересах жителей муниципального образования.

Защита прав потребителей общественными объединениями (их ассоциациями, союзами)

Общественная защита прав потребителей осуществляется общественными объединениями потребителей, которые создаются по территориальному признаку (районные, городские, областные и так далее), а также с учетом конкретного интереса группы потребителей.

Общественные объединения потребителей осуществляют свою деятельность в соответствии с Федеральным законом от 19 мая 1995 года №82-ФЗ «Об общественных объединениях».

В соответствии с абзацем 3 статьи 3 Федерального закона от 19 мая 1995 года №82-ФЗ «Об общественных объединениях» граждане имеют право создавать по своему выбору общественные объединения без предварительного разрешения органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также право вступать в такие общественные объединения на условиях соблюдения норм их уставов.

На основании статьи 45 Закона о защите прав потребителей общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) для осуществления своих уставных целей вправе:

1) участвовать в разработке обязательных требований к товарам (работам, услугам), а также проектов законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей;

2) проводить независимую экспертизу качества, безопасности товаров (работ, услуг), а также соответствия потребительских свойств товаров (работ, услуг) заявленной продавцами (изготовителями, исполнителями) информации о них;

3) проверять соблюдение прав потребителей и правил торгового, бытового и иных видов обслуживания потребителей, составлять акты о выявленных нарушениях прав потребителей и направлять указанные акты для рассмотрения в уполномоченные органы государственной власти, а также информировать органы местного самоуправления о выявленных нарушениях, участвовать по просьбе потребителей в проведении экспертиз по фактам нарушения прав потребителей;

4) распространять информацию о правах потребителей и о необходимых действиях по защите этих прав, о результатах сравнительных исследований качества товаров (работ, услуг), а также иную информацию, которая будет способствовать реализации прав и законных интересов потребителей. Публикуемые общественными объединениями потребителей (их ассоциациями, союзами) результаты сравнительных исследований качества товаров (работ, услуг) не являются рекламой.

5) Вносить в федеральные органы исполнительной власти, организации предложения о принятии мер по повышению качества товаров (работ, услуг), по приостановлению производства и реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг), по отзыву с внутреннего рынка товаров (работ, услуг), не соответствующих предъявляемым к ним и установленным законодательством Российской Федерации о техническом регулировании обязательным требованиям;

6) вносить в органы прокуратуры и федеральные органы исполнительной власти материалы о привлечении к ответственности лиц, осуществляющих производство и реализацию товаров (выполнение работ, оказание услуг), не соответствующих предъявляемым к ним обязательным требованиям, а также нарушающих права потребителей, установленные законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

7) обращаться в органы прокуратуры с просьбами принести протесты о признании недействительными актов федеральных органов исполнительной власти, актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и актов органов местного самоуправления, противоречащих законам и иным регулирующим отношения в области защиты прав потребителей нормативным правовым актам Российской Федерации;

8) обращаться в суды с заявлениями в защиту прав потребителей и законных интересов отдельных потребителей (группы потребителей, неопределенного круга потребителей).

Постановление ФАС Уральского округа от 4 мая 2006 года №Ф09-2779/06-С1 по делу №А34-6178/05, Постановление ФАС Северо-западного округа от 20 ноября 2006 года по делу №А56-53215/2005.

Более подробно с вопросами, касающимися правового регулирования отношений в области защиты прав потребителей, Вы можете ознакомиться в книге авторов ЗАО «BKR-ИНТЕРКОМ-АУДИТ» «Защита прав потребителей».

Источник: https://www.audit-it.ru/articles/account/otrasl/a85/79678.html

Государственная и общественная защита прав потребителей | Статьи

Государственная и общественная защита прав потребителей

На данной странице размещены статьи из финальной главы по защите потребителя. Глава включает 6 статей, с 40 по 46.
Если вам нужна поддержка юриста по вопросам защиты ваших прав, позвоните по доступным номерам в таблице ниже, либо заполните форму.

Для быстрого перехода по статьям закона используйте навигацию:

Также вы можете перейти на страницу со списком глав и общей терминологией закона.

Статья 40. Федеральный государственный надзор в области защиты прав потребителей

(в ред. Федерального закона от 18.07.2011 N 242-ФЗ)

  1. Федеральный государственный надзор в области защиты прав потребителей осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (далее — орган государственного надзора) в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
  2. Федеральный государственный надзор в области защиты прав потребителей включает в себя:
    • организацию и проведение проверок соблюдения изготовителями (исполнителями, продавцами, уполномоченными организациями или уполномоченными индивидуальными предпринимателями, импортерами) требований, установленных международными договорами Российской Федерации, настоящим Законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей (далее — обязательные требования), предписаний должностных лиц органа государственного надзора;
    • организацию и проведение проверок соответствия товаров (работ, услуг) обязательным требованиям, обеспечивающим безопасность товаров (работ, услуг) для жизни и здоровья потребителей, окружающей среды, предупреждение действий, вводящих потребителей в заблуждение, и предотвращение причинения вреда имуществу потребителей, установленным в соответствии с международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
    • применение в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, мер пресечения нарушений обязательных требований, выдачу предписаний о прекращении нарушений прав потребителей, о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений обязательных требований, привлечение к ответственности лиц, совершивших такие нарушения;
    • систематическое наблюдение за исполнением обязательных требований, анализ и прогнозирование состояния исполнения обязательных требований при осуществлении изготовителями (исполнителями, продавцами, уполномоченными организациями или уполномоченными индивидуальными предпринимателями, импортерами) своей деятельности;
    • статистическое наблюдение в области обеспечения защиты прав потребителей, учет и анализ случаев причинения вреда жизни и здоровью потребителей, окружающей среде и имуществу потребителей, связанного с приобретением и использованием товаров (работ, услуг) с недостатками, опасных товаров (работ, услуг) либо с предоставлением потребителям несвоевременной, неполной, недостоверной и вводящей в заблуждение информации о товарах (работах, услугах); (в ред. Федерального закона от 25.06.2012 N 93-ФЗ)
    • ежегодное проведение анализа и оценки эффективности федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей;
    • ежегодную подготовку на основании результатов деятельности, предусмотренной подпунктами 1 — 6 настоящего пункта, государственных докладов о защите прав потребителей в Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
  3. К отношениям, связанным с осуществлением федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей, организацией и проведением проверок изготовителей (исполнителей, продавцов, уполномоченных организаций или уполномоченных индивидуальных предпринимателей, импортеров), применяются положения Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
  4. Должностные лица органа государственного надзора в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право:
    • запрашивать и получать на основании мотивированных письменных запросов от органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных организаций, изготовителей (исполнителей, продавцов, уполномоченных организаций или уполномоченных индивидуальных предпринимателей, импортеров) информацию и документы по вопросам защиты прав потребителей;
    • беспрепятственно по предъявлении служебного удостоверения и копии приказа (распоряжения) руководителя (заместителя руководителя) органа государственного надзора о назначении проверки посещать территорию, здания, помещения и сооружения, используемые изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) при осуществлении своей деятельности, в целях проведения мероприятий по контролю;
    • проводить отбор проб и образцов товаров, предназначенных для реализации и реализуемых потребителям, для проведения их исследований, испытаний;
    • выдавать изготовителям (исполнителям, продавцам, уполномоченным организациям или уполномоченным индивидуальным предпринимателям, импортерам) предписания о прекращении нарушений прав потребителей, о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений обязательных требований, о проведении мероприятий по обеспечению предотвращения вреда жизни, здоровью и имуществу потребителей, окружающей среде;
    • составлять протоколы об административных правонарушениях в области защиты прав потребителей, рассматривать дела об указанных административных правонарушениях и принимать меры по предотвращению таких нарушений;
    • направлять в уполномоченные органы материалы, связанные с нарушениями обязательных требований, для решения вопросов о возбуждении уголовных дел по признакам преступлений;
    • обращаться в суд с заявлениями в защиту прав потребителей, законных интересов неопределенного круга потребителей, а также с заявлениями о ликвидации изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации, импортера) либо о прекращении деятельности индивидуального предпринимателя (уполномоченного индивидуального предпринимателя) за неоднократное (два и более раза в течение одного календарного года) или грубое (повлекшее смерть или массовые заболевания, отравления людей) нарушение прав потребителей.
  5. Орган государственного надзора может быть привлечен судом к участию в деле либо вправе вступать в дело по своей инициативе или по инициативе лиц, участвующих в деле, для дачи заключения по делу в целях защиты прав потребителей в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Источник: https://rospotrebnadzor-info.ru/zakon-o-zashhite-prav-potrebitelej/glava-4-stati-s-40-po-46/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.