Гостевая парковка во дворе

Содержание

Можно ли парковаться во дворах: главное из решения Верховного суда

Гостевая парковка во дворе

Речь идёт об апелляционном определении от 1 ноября по делу № АПЛ18-470.

Увы, города и места для парковок растут гораздо медленнее, чем число автовладельцев. К тому же за ними не поспевает и законодательная база.

  Одному гражданину – Роману Теплиничеву надоело, что у него во дворе под окнами постоянно стоят автомобили, которые мешают соседям и мамам с детьми. Поэтому он решил выяснить, разрешено ли вообще ставить автомобили во дворах, и какими правилами это регулируется.

Оказалось, что требованиями СанПиН 2.1.2.2645-10 “Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях”.

В нормах фигурировало два понятия – “гостевая автостоянка” и “постоянная автостоянка”. В частности говорилось, на территории дворов размещать “постоянные автостоянки” запрещено. А вот гостевая стоянка могла размещаться без ограничений. Для таких парковок нет требований по удаленности.

Впрочем, чёткого определения, что же такое “гостевая автостоянка” в нормах СаНпиН всё же нет, но из них следует, что это автостоянка, размещаемая на участке жилой застройки (на открытой площадке вблизи жилого дома), предназначенная для организованной стоянки легковых автомобилей, владельцы которых не являются жильцами указанного дома. Требований к отдаленности у таких стоянок нет. Однако гостевая парковка – это не просто удобное место под деревом. Это специально отведенная территория, зарегистрированная, отмеченная линиями на асфальте и оборудованная специальным знаком.

Но законодатель имел ввиду одно, а на практике стало твориться совершенно другое. На придомовых территориях самим жителям приходится ставить свои собственные автомобили на гостевые стоянки – и это ещё в лучшем случае. Обычно просто куда попало.

Ну а как иначе, если зоны гаражей сносят то тут, то там, а выкуп подземных парковок – очень дорогое удовольствие. Узкие дворы с высотками вообще не отвечают потребностям живущих в них автовладельцев. Но с другой стороны и других жильцов можно понять – вечером по двору вообще не пройти из-за поворачивающих и сигналящих авто.

Таким образом, санитарные нормы повсеместно не соблюдаются, а текущее положение дел нарушает права обитателей близлежащих домов на благоприятную среду обитания. Поэтому гражданин и обратился с иском в Верховный суд, чтобы пункты СанПиНа о гостевых парковках признали недействующими.

Это пункт 2.3.

Отводимый под строительство жилого здания земельный участок должен предусматривать возможность организации придомовой территории с чётким функциональным зонированием и размещением площадок отдыха, игровых, спортивных, хозяйственных площадок, гостевых стоянок автотранспорта, зелёных насаждений. 

И пункт 2.10.

На территории дворов жилых зданий запрещается размещать любые предприятия торговли и общественного питания, включая палатки, киоски, ларьки, мини-рынки, павильоны, летние кафе, производственные объекты, предприятия по мелкому ремонту автомобилей, бытовой техники, обуви, а также автостоянки, кроме гостевых.

Что решил Верховный суд?

Как и следовало ожидать, ради одного иска СанПиН менять не стали – все пункты о статусе и существовании гостевых парковок оставили на месте. Дескать, все люди имеют право на благоприятную окружающую среду, но гостевые парковки никоим образом законы никакие не нарушают.

Однако то, что граждане используют гостевые парковки как постоянные – прямое нарушение закона.

Использование таких автостоянок иным образом, в том числе для постоянной парковки автомобилей жильцов, на что указывает административный истец в апелляционной жалобе, является нарушением положений Санитарных правил и не свидетельствует об их незаконности – написал в Определении Верховный суд.

И что теперь будет?

Фактически, суд признал, что ставить на регулярной основе машины возле дома в местах, которые считаются гостевой парковкой, жильцам нельзя. Это и раньше было запрещено, но суд разъяснил это ещё раз.

Самовольная стоянка – это повод для штрафа по статье КоАП 6.4. Для физических лиц – это от 500 до 100 рублей, до 2000 рублей для должностных лиц и ИП и от 10 до 20 тысяч рублей для юридических лиц.

Ну а соседи, которые не хотят договариваться с автолюбителями получили замечательный козырь в свои руки.

Теперь, опираясь на правовую позицию ВС РФ, они могут доказать, что так называемая “гостевая” стоянка постоянно используется вовсе не гостями, а жителями самого дома.

Источник: https://grosh-blog.ru/%D0%B2%D0%BE-%D0%B4%D0%B2%D0%BE%D1%80%D0%B0%D1%85-%D0%B7%D0%B0%D0%BF%D1%80%D0%B5%D1%82%D0%B8%D0%BB%D0%B8-%D0%BF%D0%B0%D1%80%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%82%D1%8C%D1%81%D1%8F-%D0%B2%D0%BE-%D0%B4%D0%B2/

Организация парковки во дворе: законно ли это, порядок действий, пакет документов

Гостевая парковка во дворе

Последнее обновление: 26.01.2020

С каждым годом количество автомобилей становится все больше. Если 30 лет назад машина была только в каждой десятой семье, то сейчас часто встречаются ситуации, когда у каждого взрослого члена семьи есть свое транспортное средство.

При этом вопрос с парковкой, как в городе, так и возле дома, становится все острее.

Как организовать парковку в своем собственном дворе, возможно ли это с точки зрения закона, кто имеет на это право, какая должна быть парковка – гостевая или постоянная, какие затраты необходимо будет понести – рассмотрим в данной статье.

Законность организации парковки во дворе

Современные застройки часто уже подразумевают готовую стоянку для авто. Но в случае со старыми домами обычно предусмотрена узкая дорога и небольшие «карманы», в которые не помещаются даже автомобили собственников жилья.

При этом всегда есть другая свободная территория – детская или спортивная площадка, территория с зелеными насаждениями, выделенное место для мусорного контейнера или установки гаражей, просто пустая территория без определенного предназначения.

Поэтому при договоренности со всеми собственниками жилья устроить парковку во дворе вполне возможно.

Приобретая квартиру в многоквартирном доме, следует знать, что общее имущество также принадлежит всем собственникам.

Ответственность за его сохранение, равно как возможность использовать по своему усмотрению, ложится на плечи владельцев.

При этом нет разделения по метражу и объектам (не определяется, какой вид имущества какой квартире и в каком размере принадлежит), просто управление и пользование осуществляется владельцами совместно.

Организация автостоянки возможна только в том случае, если территория вокруг дома признана общей собственностью граждан.

Первое условие – территория под будущий паркинг должна быть общей собственностью владельцев квартир

Требования к территории

Строительные и санитарные правила проектирования и организации парковок в населенных местах закреплены в СанПине 2.2.1/2.1.1.1200-03. Расстояние до объектов рассмотрено в таблице 4.4.1 данного закона.

Расстояние от парковки до здания необходимо рассчитать в зависимости от размера стоянки (от количества парковочных мест):

  • менее 10 мест: 10 метров от жилого здания;
  • менее 50 мест: 15 метров от стороны здания с окнами и 10 без окон;
  • менее 100 мест: 25 и 15 метров соответственно.

Открытые стоянки на придомовой территории свыше 100 парковочных мест запрещены. П. 18.4 разрешает такие большие стоянки только при условии установки выезда не во двор, а напрямую на уличную дорогу. При этом расстояние до домов должно быть 35 и 25 метров (для фасадов с окнами и торцевой части без окон.)

П. 18.2 закона разрешает сокращать расстояние на 25%, если автостоянка будет огорожена сплошной стеной, в которой отсутствуют открывающиеся окна, и нет выезда, ориентированного на жилое строение.

Запрещено размещать парковку вплотную к жилому дому

Гостевая и постоянная парковка

При этом существует СанПин 2.1.2.2645-10, а конкретно п. 2.3, который предусматривает возможность создания на территории жилых дворов автостоянок, но только гостевых. А п. 2.10 конкретно запрещает создание любых автостоянок, кроме гостевых. Как организовать придомовую парковку собственникам жилья и автомобилей, если есть такие запреты?

В действительности, данные СанПины друг другу не противоречат. Просто понятие «постоянная» парковка находится вне закона. Парковка должна быть только гостевой. При этом неоднократно граждане подавали иски в Верховный суд, для того чтобы запретить все парковки до единой.

Ведь все мы понимаем, что организуют их жильцы не для кого-то, а для себя. Но было вынесено несколько определений, в которых суд отказывал истцам и разъяснял, что запретить парковки, соответствующие СанПину 2.2.1/2.1.1.1200-03, нельзя.

А доказать, является ли парковка постоянной или гостевой, практически невозможно.

Таким образом, можно сказать, что Верховный суд просто закрывает глаза на небольшие нарушения законодательства. При этом указывая, что практика постоянной парковки – прямое нарушение санитарных правил.

Законодатель закрывает глаза на некоторые юридические несоответствия

Понятие постоянной парковки можно законно применять только к тем автостоянкам, которые не находятся на придомовой территории, либо частично ее затрагивают. Это муниципальные общие парковки, а также платные автостоянки на муниципальной земле.

ЭТО ИНТЕРЕСНО. Многие жители устанавливают во дворах шлагбаумы. При этом в некоторых городах даже выделяются субсидии из местного бюджета на такую установку.

Как же это не противоречит тому, что парковка должна быт гостевой? Все просто – шлагбаум устанавливается вне привязки к парковке.

Собственники земли, поставленной на кадастровой учет, имеют право на ее охрану, и не важно, есть на ее территории парковка или нет.

Общий порядок организации придомовой парковки

Прежде всего, необходимо выяснить один момент – действительно ли земля принадлежит самому дому. Ведь может случиться так, что земля является муниципальной собственностью, в таком случае, действия будут немного другими.

Необходимо выяснить, какие существуют правоустанавливающие документы на интересующую вас территорию. Земля должна являться придомовой территорией и быть поставлена на кадастровый учет. О данном учете часто собственники не знают, а без него любое изменение участка будет являться незаконным. Для того, чтобы получить разрешающие документы на землю, необходимо:

  1. Получить согласие собственников.
  2. Составить межевой план.
  3. Обратиться в муниципалитет (администрацию района).
  4. Оформить участок в придомовую собственность.

Далее следует выполнить следующие действия:

  • получить согласие собственников на саму парковку;
  • подготовить проектные документы;
  • обратиться в орган местного самоуправления, в ведении которого находятся вопросы земли и землеустройства;
  • после получения всех необходимых разрешений нанять строительную организацию, которая выполнит данные работы.

Как организовать парковку на придомовой территории самостоятельно? Это возможно, но при обязательном следовании всем пунктам проекта. Если среди жильцов дома есть такие специалисты, почему бы не воспользоваться их услугами, сократив денежные затраты.

Общее собрание собственников

Для принятия решения о создании парковочного места, необходимо согласие 2/3 собственников жилья на собрании (очном, заочном или очно-заочном). Если не хватит хотя бы пары , решение могут признать недействительным.

ИЗВЕСТНО. Часто встречаются владельцы, которые категорически против таких построек и либо проали бы за детскую площадку или зеленый парк, либо вообще бы промолчали. В таком случае необходимо уметь договариваться – молодым мамам можно пояснить, что правильная парковка позволит убрать машины с газонов, детских площадок, а также обезопасит их детей на придворовой дороге.

Подготовка проектной документации

Составлением проекта занимаются специальные проектные организации. В проекте должны быть указаны:

  • схематичный план территории;
  • план движения транспортных средств, места въезда и выезда;
  • расположение ограничителей движения;
  • тип покрытия;
  • план разметки;
  • при необходимости – места установки специальных знаков и освещения.

Можно также самостоятельно составить план, но обязательно соответствие его всем вышеуказанным СанПинам. Получить разрешение на такие проекты не просто, поэтому желательно, чтобы его составлял специалист, пусть даже один из жителей дома, но имеющий специальные знания и навыки. В противном случае получение такого разрешения может затянуться на долгий срок.

Какие разрешения и где необходимо получить?

Решение о создании автостоянок общего пользования отнесено к ведению органов местного самоуправления (п. 2 ст. 12 ФЗ №443 от 29 декабря 2017 г. «Об организации дорожного движения…»). При этом такое решение может приниматься как с подачи собственников многоквартирного дома, так и самостоятельно администрацией – но обязательно с учетом мнения жителей.

В зависимости от населенного пункта, данное решение принимает департамент, комитет или должностное лицо, работающее в сфере землеустройства.

В каждом конкретном городе перечень уполномоченных органов или должностных лиц может различаться

Разрешение согласовывается в ГИБДД, а затем в органах (или у должностного лица) в области градостроения и архитектуры.

ВАЖНО. Согласование в этих двух органах не является обязательным, но при его отсутствии могут возникнуть проблемы в будущем. Если же вы хотите установить специальный дорожный знак (ограничение скорости, знак жилой зоны), обращение в органы ГИБДД является обязательным.

Необходимо получение разрешения от пожарной инстанции. Места для парковки должны быть расположены так, чтобы не закрывать доступ проезда пожарных машин.

Пакет документов для организации парковки во дворе

Лучше поручить оформление и подготовку документации специалисту

Таким образом, для организации парковки необходимо получить следующие бумаги:

  • протокол общего собрания собственников;
  • справка о размерах и расположении участка, стоящего на кадастровом учете;
  • разрешение от органа местного самоуправления;
  • проект парковки;
  • разрешение пожарной инстанции;
  • желательно: разрешение ГИБДД и органа по градостроению.

Можно ли выделить на парковке собственное место?

Как организовать парковку во дворе таким образом, чтобы закрепить за собственником отдельное место? П. 10 ст. 12 ФЗ №443 запрещает установку любых конструкций, которые мешают использовать общую парковку и отдельные ее места. Исключение составляют только платные автостоянки.

Таким образом, максимум, что можно сделать – обозначить «свое» место специальной надписью или табличкой, но никакого правового и законного значения такой знак иметь не будет. Все будет зависеть только от того, насколько вы сможете договориться с соседями.

Единственный вариант – оформить так называемое машиноместо. Но на данный момент такая возможность предоставлена только подземным и надземным автопаркингам и местам, которые специально отведены под гаражи. Оформить такое место можно в аренду либо в собственность.

Также следует учитывать, что при создании любой парковки – как в общественном месте, так и на придомовой территории, не менее 10% мест (и не менее 1 места) должны быть закреплены за инвалидами. Это положение внесено дополнениями от декабря 2017 г. в ФЗ №181 от 24 ноября 1995г.

«О социальной защите инвалидов в РФ». При этом за конкретным инвалидом, проживающим в данном доме, может быть закреплено отдельное место, оформленное особым образом, в том числе с использованием специального знака и разметок. И пока это единственное исключение из правил.

Для этого инвалид должен лично подать заявку на выделение такого места.

Только для жильцов с инвалидностью можно выделять индивидуальные паркоместа

Сроки и стоимость проведения работ

Протоколы собрания собственников должны быть оформлены надлежащим образом не позднее 10 суток со дня его проведения. В течение 5 дней после их создания они передаются в органы государственного жилищного надзора. Без регистрации в этом органе никто далее принимать решение не будет.

При обращении в орган местного самоуправления и наличии всех правильно оформленных документов ответ должен быть предоставлен в течение 3 дней.

Но обычно вопрос немного затягивается, особенно если на заявленной территории уже есть какие-то объекты благоустройства, пусть даже это будет обычная скамейка или клумба.

Так же отложить ваш вопрос или отказать в нем могут в том случае, если протокол собрания собственников оформлен неправильно, выявлены нарушения в ходе ания, либо он не зарегистрирован надлежащим образом.

Таким образом, на решение вопроса в лучшем случае вы потратите не меньше 1-1,5 месяца. А если земля не оформлена в собственность, то на это потребуется еще 1,5-2 месяца.

Назвать сумму предстоящих затрат достаточно сложно. Межевание в различных регионах может составить от 4 до 10 тысяч рублей. В некоторых регионах на оформление земли в собственность предусмотрено местное финансирование.

При обращении в проектную организацию стоимость может варьироваться от 50 до 200 руб. за 1 кв. м., а стоимость строительных работ будет зависеть:

  • от размера территории, предназначенной под парковку;
  • от вида покрытия (гравий, асфальт, экосетка и др.);
  • от вида разметки;
  • наличия механических ограничителей;
  • благоустройства территории.

Финансы на данное строительство обычно собираются со всех жильцов, также могут использоваться спонсорские взносы.

Заказать бесплатную консультацию юриста

Источник: https://urist-bogatyr.ru/article-item/kak-organizovat-parkovku-vo-dvore/

Можно ли парковать машину во дворе дома? – МосТСЖ

Гостевая парковка во дворе

Осенью прошлого года весь Интернет облетела новость о том, что якобы Верховный суд запретил жильцам парковать свои машины возле МКД, разрешалась только гостевая стоянка. Кто-то обрадовался этому, а кто-то посчитал это бредом. Виной всему были нечеткие формулировки действующих правовых актов и самого судебного акта (Определение ВС РФ от 01.11. 2018 г. № АПЛ18-470).

Напомним, что все жители многоквартирных домов в отношении проблемы парковки машин во дворе дома разделись на два конфликтующих лагеря: «с машиной» и «без машины».

Автомобилисты в свою очередь разделились на две противоборствующие группировки: «паркующиеся только во дворе дома» и «оставляющие машины на платной парковке или в собственном гараже».

Ну, и отдельно выделим немногочисленную, но очень заметную группировку «хамов», паркующихся на газонах и тротуарах. А теперь вспомним вкратце, как восприняли вышеуказанный судебный акт каждая из противоборствующих сторон.

Позиция «неавтомобилистов» (безмашинных)
и
автомобилистов, паркующихся на платной стоянке или в гараже

1) О простых смертных суд подумал — хватит терроризировать жителей многоквартирных домов автопомойками и колеями на газонах вместо цветочных клумб и детских игровых площадок.

2) Купил машину будь добр купить и гараж. А иначе твоя машина — это бомж.

3) Как правило, безмашинных больше. И почему они должны созерцать чужие машины во дворе, содержать дворника, который убирает двор за этими машинами. Для автомобилистов это – халява.

4) Купив квартиру за 5 млн., я ни хрена не хочу протискиваться к подъезду по заставленному машинами тротуару из-за того, что тебе прогуляться лень до гаража.

5) У меня нет автомобиля; но доля в моей придомовой территории как собственника у меня есть. Отдайте мне мою долю, а я сдам ее в аренду любому соседу…

6) Машину купить деньги есть, бензином дорогим заправить тоже, а вот на платную стоянку – денег нет, мы – нищие! Уже до того обнаглели прямо под окнами ставят в 2 метрах от окна…

7) В кагорте автомобилистов есть юродивые юзилы, которым элементарное уважение друг другу до одного места. Паркует свой авто у входа в многоквартирный дом, чуть ли не заезжая на ступени крыльца. Они просто не уважают жильцов дома!

8) Скорее бы уж начинали штрафовать их или забирать машины эвакуаторами. Газонов вообще не осталось. По ночам гудят двигатели — прогреваются. А сопляки в своих жестянках так врубают динамики, что уснуть невозможно даже на пятом этаже.

9) Остановка и стоянка для высадки пассажиров, выгрузки грузов и тому подобное в дневное время никому не запрещены (ни гостям, ни собственникам квартир), а вот использование территории как гаража не допускается. Ответ на вопрос: «Где мне ставить машину?» — прост. В гараж или на платную стоянку!

Позиция автомобилистов, паркующихся во дворе

1) Я у себя дома — самый лучший гость. И я плевал на этот вердикт суда! Скоро и жильцам постоянно жить запретят в своих квартирах, только в гости к себе ходить. Что за бред!

2) Сейчас мейнстрим — искать всевозможное зло в других людях — это от них мусор, экология, не хотят быть как «все», не хотят платить и т.д. Выходом называют различные варианты кнута- штрафы, поборы и т.д. Мотивации не предусматривается или предусматривается в далеком светлом будущем.

3) С таким подходом, автовладельцы просто избавятся от машин. Новых приобретать никто не будет. Остановятся автозаводы, закроются автосервисы, автомойки. И тогда «неавтомобилист», возвращаясь домой с поисков работы, получит оглоблей по умной голове и будет ограблен высвободившейся рабочей силой.

4) Буду ставить машину у дома на против, там я — гость. Я не могу ставить в своем дворе, закон не велит, и Верховный Суд это подтвердил. А вот гости имеют право ставить свои машины в моем дворе, в котором они не живут. Такая же ситуация в соседнем дворе.

Далее: сосед, живущий в соседнем доме, который стоит напротив моего дома, судя по закону может ставить свою машину во дворе моего дома, как гость. И я могу ставить свою машину в соседнем дворе напротив дома моего, как гость. И так моя машина стоит в соседнем дворе законно, и машина соседа стоит в моем дворе тоже законно.

Вопрос нашему справедливому Верховному суду: А какая хрен разница если моя машина и соседа стоят во дворах по желанию ВС, если бы они стояли в каждом своем дворе? Ответ: НИКАКОЙ!

5) Тогда не надо продавать автомобили жильцам многоквартирных домов, у которых нет собственного гаража, а вблизи от дома в радиусе 1 км нет свободных мест на автостоянках.

А то, как наживаться на гражданах автодилерам и ипотечным банкам, налоги государству заплати, а ставить авто нельзя?! Надо как раз наоборот сделать и закон принять, чтобы жильцы многоквартирного дома могли ставить рядом с домом автомобили до 150 л.с.

, а вот «незваные гости», которые оставляют рядом с чужими домами свои авто на срок более 12 часов, были бы эвакуированы с придомовой территории и оштрафованы. Ну и штраф за парковку на газонах повысить. А еще некоторые паркуют автобусы и грузовички, на которых работают. Таких штрафовать крупно!

6)  В нашем районе две платные парковки, забитые под завязку. При этом дворы и обочины тоже заставлены машинами. Отсюда вывод, что в дворе паркуют машины те, кому не хватило места на платной парковке. Если бы места на парковке были, то люди не ставили свои машины во дворе. Так что финансы тут вовсе не при чем.

7) Желание получить удобство и сэкономить время – это нормально. Это здоровье, это деньги. Вот, например, сейчас скользко, в моем городе последние двое суток травмпункты переполнены. Опасно ходить вечером из-за криминала. Еще время — это деньги. А ведь можно это время можно потратить на семью, отдых, здоровье, а можно на работу, что бы поднять уровень своей жизни и т.д.

8) Конечно же мешает, мешает равнодушно смотреть на машину во дворе в окно, сидя за стаканом барматухи. А на душе висит «жаба» и так давит, аж глаза на лоб вылазят. Нынче за сданные бутылки на машину не насобираешь. Чаще всего эти противники машин во дворах — никогда их не имели. Вот и пишут во все инстанции, что дышать им нечем, пишут чисто из зависти, из злости.

А теперь разберемся с самим судебным актом без эмоций. Начнем с разбора понятий: что такое стоянка, автостоянка, гостевая стоянка, парковка?

Определения автостоянки в различных документах

Автостоянка – это здание, сооружение (часть здания, сооружения) или специальная открытая площадка, предназначенные для хранения автомототранспортных средств. (Постановление Правительства от 17.11.2001 № 795). Обратим внимание, стоянка – это объект, на котором оказываются услуги хранения машин.

Автостоянка – это здания, сооружения, площадки и помещения, предназначенные для стоянки (хранения) автомобилей, микроавтобусов и других мототранспортных средств (СП 113.13330.2016). Но в этом определении автостоянка – это уже не объект оказания услуг хранения машин, а просто территория, на которой хранятся машины.

Стоянка автомобилей — открытая площадка, предназначенная для хранения и (или) паркования автомобилей (СП 42.13330.2016, СНиП 2.07.01-89*, п.3.32).

Гостевая стоянка

Источник: https://mostszh.ru/mozhno-li-parkovat-mashinu-vo-dvore-doma/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.