Давность налоговых правонарушений

Срок давности привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения

Давность налоговых правонарушений
Юридическая энциклопедия МИП онлайн – задать вопрос юристу » Налоговое право » Правонарушения » Срок давности привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения

Возможность привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения ограничена временными рамками.

Временные рамки устанавливаются в целях обеспечить более качественную работу налоговиков. Нормы о продолжительности этого периода, а также правила, регулирующие его исчисление и приостановление, установлены в ст. 113 НК.

Под сроком давности привлечения к налоговой ответственности следует понимать временные ограничения для наложения соответствующего взыскания на нарушителя. Он должен обладать следующими признаками:

  • указание на момент начала исчисления. Без этого параметра невозможно осуществить правильный подсчет. Как правило, он определяется наступлением определенных событий;
  • срок давности привлечения к ответственности должен иметь установленную продолжительность. Без этого элемента также не удастся применять соответствующие правила;
  • закон может содержать нормы о приостановлении течения срока. Эта особенность не является обязательной. Ее наличие, как правило, связано с недобросовестными действиями нарушителя;
  • последствием истечения этого периода является невозможность привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения;
  • в отличие от норм гражданского права, регулирующих исковую давность, применение схожих последствий, исключающих наступление ответственности за совершение налогового правонарушения, является обязанностью органа, рассматривающего дело;
  • другим отличием выступает пресекательный характер этого периода. Закон не предусматривает возможности его восстановления.

Закон устанавливает границы применения давностного срока. Он распространяется исключительно на правонарушения, предусмотренные главами 16 и 18 НК.

Если речь идет об уплате недоимки по налогам или сборам, а также начисленных процентов, то правила ст. 113 не применяются. Речь идет об обязательствах, обладающих различной правовой природой.

Исчисление срока давности

Правила, регламентирующие порядок исчисления, изложены в ч.1 ст. 113 НК.

Чтобы осуществить верный расчет сроков, нужно верно определить момент начала их течения. Законом устанавливается общее правило, согласно которому моментом начала выступает дата, когда имело место совершение налогового правонарушения.

Такой выбор объясняется особенностями правоотношений в ходе налоговых проверок. Примером выступает непредставление запрошенных в ходе контрольных мероприятий документов. Срок начинает исчисляться с первого дня после истечения периода на передачу бумаг.

Из базового правила существуют следующие исключения:

  • ст. 120 НК, предусматривающая меры ответственности в результате грубого нарушения действующих норм по вопросам учета расходов и доходов, а также объектов налогообложения;
  • ст. 122 НК, устанавливающая наказание за невнесение обязательного платежа в бюджет в полном объеме или частично.

В указанных случаях применяются иные правила начала течения срока давности привлечения. Он исчисляется с первого дня, следующего за окончившимся налоговым периодом, к которому относится невнесенный платеж или нарушение в сфере учета.

На первый взгляд, такой порядок ничем не отличается от общих норм. Однако есть существенная разница. Ошибка, недоплата или неуплата может иметь место в рамках отчетного периода. В качестве таковых признаются временные отрезки, по истечению которых налогоплательщик подает промежуточные данные о том или ином обязательном платеже. Как правило, он не совпадает с налоговым периодом.

Примером выступает налог на прибыль, расчеты по которому представляются ежеквартально.

Однако налоговый период по нему соответствует календарному году. Если ошибка и недоплата произошли в первом квартале, то срок давности по этим нарушениям начнет исчисляться с первого дня следующего года.

Отсутствие в законе указаний на момент обнаружения нарушения как на основание начинать исчисление срока давности говорит о том, что действующие налоговые нормы не предусматривают их длящийся характер.

Продолжительность давностного периода

Законом установлена стандартная продолжительность этого временного отрезка. Она составляет 3 года с момента совершения или завершения налогового периода. Этот период, как правило, соответствует частоте проводимых налоговых проверок и позволяет обнаружить правонарушения в ходе контрольных мероприятий различных видов.

Существуют предложения об установлении дифференцированной продолжительности этого временного отрезка. Их авторы приводят такие аргументы, как меньшая тяжесть тех или иных нарушений, процессуальные особенности выявления и другие доводы.

Не исключено, что в будущем законодатель применит такой подход и ст. 113 НК дополнится новыми правилами, касающимися привлечения к ответственности.

Приостановление течения срока давности привлечения к ответственности

Ч. 1.1. ст. 113 НК устанавливают условия для приостановления течения давностного периода. Они носят исключительный характер и связаны с действиями налогоплательщика, чинящего препятствия. Возможность приостановить срок наступает при следующих условиях:

  • в отношении налогоплательщика проводится выездная проверка. Она предполагает принятие соответствующего решения руководителем инспекции или его заместителем. В тексте должны быть указаны ответственные за это контрольное мероприятие служащие;
  • действия проверяемого субъекта должны быть активными. Это относится не ко всякому препятствованию Такой характеристике явно не соответствует игнорирование требований о представлении документов;
  • действия налогоплательщика должны создавать непреодолимые препятствия, обусловливающие невозможность определения возможных недоимок. Совершение необходимых действий невозможно.

Указанные обстоятельства должны обладать всеми этими признаками одновременно.

Примером выступает противодействие доступу инспекторов на территорию налогоплательщика. Если проверяющие имеют надлежаще оформленные документы, а проверяемое лицо не впускает их, то составляется акт, фиксирующий это.

Моментом начала приостановления выступает создание препятствий. После этого срок перестает исчисляться, давая возможность привлечь налогоплательщика к ответственности, если имеет место нарушение. Этот режим длится до тех пор, пока не будут устранены препятствия для должностных лиц, осуществляющих контрольное мероприятие.

Момент их снятия подтверждается решением инспекции о возобновлении выездной проверки. С этой даты срок продолжает исчисляться.

Кузнецов Федор Николаевич

Опыт работы в юридической сфере более 15 лет; Специализация – разрешение семейных споров, наследство, сделки с имуществом, споры о правах потребителей, уголовные дела, арбитражные процессы.

Также вам будут полезны следующие статьи:

Источник: https://advokat-malov.ru/pravonarusheniya/srok-davnosti-privlecheniya-k-otvetstvennosti-za-sovershenie-nalogovogo-pravonarusheniya.html

Постановление ВС РФ о растяжимом сроке давности налоговых преступлений: в чем опасность? | «Правовест Аудит»

Давность налоговых правонарушений

Бизнес уже давно «не спит спокойно», в том числе благодаря кардинальным изменениям в налоговом администрировании, Держит в тонусе статистика с неумолимым ростом количества уголовных дел по налоговым преступлениям. Казалось бы, ко всему уже готовы… Но новость о том, что возможна отмена срока давности по налоговым преступлениям стала полной неожиданностью

УК РФ содержит ряд статей, посвященных ответственности за налоговые преступления (например, ст. 198-199.2 УК РФ). Наказанием за преступление может быть не только штраф, но и реальный срок лишения свободы. Напомним, за что в основном грозит ответственность и что можно ожидать в виде наказания:

За что грозит ответственность Условия Санкция
Уклонение физического лица от уплаты налогов (сборов, взносов) (198 УК РФ)В особо крупном размере (ч.2 ст.198 УК РФ):

  • более 4.5 млн. руб. (за 3 года превышает 20 % подлежащих уплате сумм),
  • либо более 13,5 млн. руб.
  • штраф от 200 до 500 тыс., руб. или в размере заработной платы (иного дохода) за период от 18 месяцев до 3 лет,
  • либо принудительные работы на срок до 3 лет,
  • либо лишение свободы на 3 года.
В крупном размере (ч.1 ст.198 УК РФ):

  • более 900 тыс. руб. (за 3 года превышает 10% подлежащей уплате суммы),
  • либо более 2,7 млн.руб.
  • штраф от 100 до 300 тыс. руб. или в размере зарплаты (иного дохода) за период от 1 года до 2 лет,
  • либо принудительные работы на срок до 1 года,
  • либо арестом на срок до 6 месяцев,
  • либо лишение свободы на срок до 1 года
Уклонение от уплаты налогов (сборов, взносов) подлежащих уплате организацией (ст. 199 УК РФ)В особо крупном размере (ч.2 ст.199 УК РФ):

  • более 15 млн. руб. (за 3 года превышает 50 % подлежащих уплате сумм),
  • либо превышающая 45 млн.руб.
  • штраф в размере от 200 до 500 тыс. руб. или в размере заработной платы (иного дохода) за период от 2 до 5 лет,
  • либо принудительные работы на срок до 5 лет,
  • либо лишение свободы на срок до 6 лет.
В крупном размере (ч.1 ст.199 УК РФ):

  • более 5 млн. руб. (за 3 года доля превышает 25 % подлежащих уплате сумм),
  • либо превышающая 15 млн руб.
  • штраф в размере от 100 до 300 тыс. руб. или в размере заработной платы (иного дохода) за период от 1 года до 2 лет,
  • либо принудительные работы на срок до 2 лет,
  • либо арест на срок до 6 месяцев,
  • либо лишение свободы на срок до 2 лет.
Неисполнение в личных интересах обязанностей налогового агента (ст. 199.1 УК РФ)В особо крупном размере (ч. 2 ст. 199.1 УК РФ):

  • более 15 млн. руб. (за 3 года превышает 50 % подлежащих уплате сумм),
  • либо превышающая сорок 45 миллионов рублей.
  • штраф в размере от 200 до 500 тыс. руб. или в размере заработной платы (иного дохода) за период от 2 до 5 лет,
  • либо принудительные работы на срок до 5 лет,
  • либо лишение свободы на срок до 6 лет
В крупном размере (ч. 1 ст. 199.1 УК РФ):

  • более 5 млн руб. (за 3 года превышает 25 % подлежащих уплате сумм),
  • либо превышающая 15 млн руб.
  • штраф в размере от 100 до 300 тыс. руб. или в размере заработной платы (иного дохода) за период от 1 до 2 лет,
  • либо принудительные работы на срок до 2 лет,
  • либо арест на срок до 6 месяцев,
  • либо лишение свободы на срок до 2 лет
Сокрытие денежных средств либо имущества организации или ИП, за счет которых должно быть произведено взыскание недоимки по налогам, сборам, страховым взносам (ст. 199.2 УК РФ)В особо крупном размере (ч.2 ст. 199.2 УК РФ):

  • более 15 млн. руб. (за 3 года превышает 50 % подлежащих уплате сумм),
  • либо превышающая сорок 45 миллионов рублей.
  • штраф в размере от 500 тыс. руб. до 2 млн. руб. или в размере заработной ( иного дохода) за период от 2 до 5 лет,
  • либо принудительные работы на срок до 5 лет,
  • либо лишение свободы на срок до 7 лет
В крупном размере (ч.1 ст. 199.2 УК РФ):

  • более 5 млн руб. (за 3 года превышает 25 % подлежащих уплате сумм),
  • либо превышающая 15 млн. руб.
  • штраф в размере от 200 до 500 тыс. руб. или в размере заработной платы ( иного дохода) за период от 18 месяцев до 3 лет,
  • либо принудительные работы на срок до 3 лет,
  • либо лишение свободы на срок до 3 лет

Как показывает практика, зачастую стремятся наказать именно за уклонение от уплаты налогов (сборов и страховых взносов) (ст. 199 УК РФ). Фигурантами дела в этом случае становятся руководители, главные бухгалтеры компаний и иные лица, которые принимали участие в преступлении (давали советы, указания и пр.) (п. 7 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.12.

2006 № 64). Так что, не исключено привлечение к ответственности собственников компании, контролирующих компанию лиц (бенефициаров). Сейчас налоговые и правоохранительные органы весьма успешно определяют лиц, фактически владеющих и управляющих бизнесом, поэтому зачастую «номиналы» и оффшорные структуры не мешают определить «нужное лицо» и привлечь его к уголовной ответственности.

На данный момент суды руководствуются постановлением ВС РФ 13-летней давности (Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 28.12.2006 № 64), согласно которому способами уклонения от уплаты налогов (сборов) могут быть:

  1. Действия в виде умышленного включения в налоговую декларацию или иные документы, представление которых в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах является обязательным, заведомо ложных сведений.

  2. Бездействия, выражающееся в умышленном непредставлении налоговой декларации или иных документов.

По данным ВС РФ почти 40 % «налоговых» уголовных дел в 2018 году были прекращены по следующим основаниям:

  1. На основании ст. 28.1 УПК РФ, согласно которой суд, а также следователь прекращает уголовное преследование в отношении лица, подозреваемого или обвиняемого в совершении налоговых преступлений, в случае, если до назначения судебного заседания ущерб, причиненный бюджетной системе Российской Федерации в результате преступления, возмещен в полном объеме (недоимка, штрафы, пени).

  2. На основании ст. 78 УК РФ — истечение срока давности привлечения к уголовной ответственности.

    Как видим, на практике немаловажную роль для освобождения от уголовной ответственности играет срок давности по налоговым преступлениям. Данный срок по общим правилам зависят от тяжести преступления.

    Так, для преступлений небольшой тяжести срок давности составляет 2 года (например, ч. 1 ст. 198, ст. 199, ст. 199.1 УК РФ). Для тяжких преступлений срок значительно больше — 10 лет (например, ч.

     2 ст. 199, ст. 199.1 УК РФ).

Сейчас срок давности по налоговым преступлениям в зависимости от состава налогового преступления может составлять 2 года (небольшой тяжести), 6 лет (средней тяжести),10 лет (тяжкое).

Сроки давности исчисляются со дня совершения преступления и до момента вступления приговора суда в законную силу (ст. 78 УК РФ).

Лицо впервые совершившее преступление, предусмотренное статьями 198-199.1 УК РФ, освобождается от уголовной ответственности в случае полного возмещения ущерба, причиненного бюджету (ч.1 ст. 76.1 ,198,199 УК РФ ст. 28.1 УПК)

Совсем недавно, а именно 6 июня текущего года Верховный суд рассмотрел проект постановления «О практике применения судами уголовного законодательства об ответственности за налоговые преступления», который по сути заменит пока действующее Постановление Пленума ВС РФ от 28 декабря 2006 года № 64.

В данном документе Пленум ВС РФ дает долгожданные разъяснения по применению самых популярных на практике статей по налоговым преступлениям, посвященных неуплате налогов физическими лицами, организациями, налоговыми агентами, сокрытие имущества, за счет которого должно производиться взыскание налогов (ст. 198,199, 199.1,199.2 УК РФ).

Но особое внимание следует уделить предложению ВС РФ считать неуплату налогов длящимся преступлением, именно оно вызвало бурю эмоций в бизнес-сообществе! И на то есть серьезные основания. В проекте указано, что преступления по статьям 198, 199, 199.1 УК РФ являются длящимися, т.е.

сроки давности уголовного преследования исчисляются с момента фактического прекращения виновным лицом преступной деятельности, в частности со дня добровольного погашения либо взыскания недоимки. Следовательно, если компания недоплатила налоги в бюджет лет эдак 15 назад, руководитель/собственник компании будет жить, как на «пороховой бочке», т.к.

его могут осудить за неуплату этих «древних» налогов в любой момент. Можно сказать, что Верховный суд предложил отменить срок давности по налоговым преступлениям.

Сроки давности по налоговым преступлениям пока по общим правилам исчисляются с момента неуплаты налога.

Верховный суд РФ пытается изменить эти правила-предлагает считать налоговые преступления длящимися и сроки давности исчислять с момента фактического прекращения виновным лицом преступной деятельности (например, добровольной уплаты задолженности или взыскания недоимки по налогам).Таким образом, многие налоговые преступления могут стать длящимися до момента погашения задолженности.

Получается, что уголовное дело по налоговому составу можно будет возбуждать по прошествии любого срока в случае наличия недоимки! Вот такой неожиданный «сюрприз» для бизнеса и огромное «непаханое поле» работы для правоохранительных органов может подготовить в самое ближайшее время ВС РФ.

Итоговый вариант документа ожидаем осенью, экспертное сообщество юристов надеется, что положения о сроках давности не будут затронуты судом, поскольку это может повлечь правовые коллизии.

Источник: https://pravovest-audit.ru/nashi-statii-nalogi-i-buhuchet/nalogovye-prestupleniya-bez-sroka-davnosti-v-2019-godu-zhdem-novoe-postanovlenie-vs-rf/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.